Предмет, задачи и методы социальной психологии
Тема № 1
Предмет, задачи и методы социальной психологии
План лекции
1. Предмет социальной психологии.
2. История развития социально-психологической теории.
3. Методы социальной психологии.
Курс «Социальная психология» призван сформировать представление о закономерностях поведения человека в условиях общения, взаимодействия с другими людьми, его деятельности в больших и малых группах, коллективах, социально-психологических факторах формирования личности.
Целью изучения данного курса является углубленная социально-психологическая подготовка будущих специалистов.
После изучения курса Вы научитесь использовать социально-психологические знания в профессиональной деятельности, овладеете методами социально-психологического воздействия и научитесь интерпретировать социально-психологические явления.
По структуре курс состоит из 7 тем. Содержание тем курса раскрывается на базе теоретических, прикладных и экспериментальных социально-психологических исследований.
Программой предусмотрено проведение практических занятий в форме групповых упражнений, ролевых игр, решения практических ситуаций.
Текущий контроль знаний будет осуществляться в процессе устного и письменного опросов, а также тестирования.
Формой итогового контроля знаний по курсу в соответствии с учебным планом предусмотрен зачет.
Первая тема курса посвящена изучению предмета, задач и методов социальной психологии. Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Предмет социальной психологии.
2. История развития социально-психологической теории.
3. Методы социальной психологии.
Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии.
1. Особенности социальной психологии как науки.
2. Структура социальной психологии и ее задачи.
3. Специфика научного исследования в социальной психологии.
4. Характеристика основных методов исследования в социальной психологии и их использование в профессиональной деятельности сотрудников УИС.
5. Содержание и структура социально-психологического исследования.
6. История становления социальной психологии.
Лекция №2
Социальная психология личности
План лекции
1. Проблема личности в социальной психологии.
2. Психологические теории личности.
3. Проблема социализации личности.
4. Социальное отклонение поведения личности.
5. Понятие установки в социальной психологии.
Проблема личности в социальной психологии
Проблема личности заключается уже в многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии. В одних из них под задачей социальной психологии понимается преимущественно исследование именно личности, при этом говорится, что личность должна рассматриваться в контексте группы. В других определениях указывается, что для социальной психологии главное – изучение «психологии группы»[8]. Эта противоречивость в позициях обусловлена, как было уже сказано в рамках первой темы, родственными связями социальной психологии с социологией и общей психологией.
Решение этого противоречия предлагалось неоднократно. Наиболее широко это сделано, например, в работах Б.Д. Парыгина. У него модель личности, которая должна занять место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического.
Задача социальной психологии – «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое...»[9].
Мы будем придерживаться точки зрения Г.М. Андреевой. Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология[10], выясняет, прежде всего, в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).
Проблема социализации личности
Понятие социализации
Главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт, которые в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социального опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека и общества при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общество, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.
Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Содержание процесса социализации
В содержании процесса социализации выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
Первая сфера – деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивида происходит освоение все новых и новых видов деятельности, включающее три процесса: 1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами (выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности (личностных смыслов), причем не просто уяснение их, но и их освоение). Можно назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс 2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей; 3) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если коротко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.
Вторая сфера – общение. Оно рассматривается в контексте социализации со стороны умножения контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже, перехода от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Третья сфера – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (самосознание), т.е. как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения. Выделяется три составляющие «Я-концепции» личности: 1) образ-«Я» (когнитивный) – то как индивид видит себя в настоящем, в будущем, то каким он хотел бы быть; 2) самооценка (эмоциональный) – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; 3) поведенческие реакции– как результат соотнесения образа – «Я» и самооценки с реальными обстоятельствами жизни (отношение к себе).
Известный американский психолог и социолог Ч. Кули определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный «Я»-образ не рождается только в связи с объективными фактами. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный. Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального «Я»: 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения.
Определив возможность формирования личности, «Я»-образа на основании зеркального «Я», Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не определен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.
Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я». В соответствии с концепцией Дж. Мида, «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я»-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».
Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли - это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.
А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного «Я». Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».
Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности, - это идентичность и самоуважение. Под идентичностью понимают ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.
Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того, чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
Стадии социализации
При рассмотрении процесса социализации выделяются вопросы стадий и институтов социализации.
Можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Выделяются три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую[14].
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности: 1) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу (раннее детство – в возрастной психологии); 2) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека – весь период трудовой деятельности человека. В этот период личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. Для развития личности огромное значение имеет трудовая деятельность человека.
Послетрудовой стадии социализации характерно внесение существенного вклада в воспроизводство социального опыта.
Институты социализации
На всех стадиях социализации общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья, затем - дошкольные детские учреждения, школа, общепрофессиональные и высшие учебные заведения.
На трудовой стадии социализации важнейшим институтом является трудовой коллектив.
На послетрудовой стадии социализации институтом может являться семья и различные общественные организации.
Понятию «социализация» противоположно понятие «асоциализация», если первое означает сопричастность, соединение с обществом, то второе означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком и целями. Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
Существует еще два термина, связанные с данной проблемой: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды – дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых ею усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию к понятию «асоциализация», но отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте. Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае чаще речь идет о частичной десоциализации, когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, тогда как другие остаются позитивными[15].
В качестве простых социально-психологических механизмов социализации, асоциализации (десоциализации) личности обычно рассматриваются подражание, имитация, идентификация. Более сложными механизмами считаются интериоризация (осознание субъектом предстоящей деятельности, как вербально (словесно) так и в виде мысленных образов) и экстериоризация (реализация внутренних мысленных образов во внешней, предметной деятельности).
В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице своих институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, то есть процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом. Процесс ресоциализации включает в себя, как правило, три этапа – допенитенциарный, пенитенциарный и постпенитенциарный.
Лекция по теме № 3
Понятие и виды групп людей
В самом общем виде реальные группы, изучением которых занимается социальная психология, могут быть разделены на большие и малые. К большим по численности группам относятся, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой стороны, длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы.
Анализ больших групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания смысла и закономерности многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп. То есть большие группы опосредовано, через малые социальные образования оказывают решающее влияние на формирование микросоциума и самой личности. Однако эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разработанной. Особенно, по сравнению с психологией малых групп, являющихся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Структура малой группы
Для понимания малой группы как целого важно, прежде всего, проанализировать структуры малой группы: социометрическую, коммуникативную, а также структуру власти.
Социометрическая структура (структура предпочтений) – совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Характеристики структуры предпочтений: социометрические статусы членов группы, взаимность эмоциональных предпочтений членов группы, наличие устойчивых групп межличностного предпочтения и взаимоотношений между ними, система отвержений в группе.
Социометрический статус – величина достаточно устойчивая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу.
Коммуникативная структура группы – это совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а так же концентрация у них того или иного объема групповой информации. Владение информацией - важный показатель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые «привилегии». С другой стороны, информация адресуется обычно именно высокостатусным членам группы, то есть обладание информацией связано с величиной статуса индивида. При анализе информационных связей часто использую термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизованного и децентрализованного типа.
Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информации и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут.
Основное отличие децентрализованных сетей от сетей первого типа состоит в «коммуникативном равенстве» всех участников, то есть каждый из участников этой сети обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности.
Структура социальной власти в малой группе – система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе, реализуемая через актуальное или потенциальное право на влияние со стороны определенных членов группы, может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства. Оба феномена являются проявлениями процесса влияния, однако они имеют различную природу: руководство – это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.
Лидерство в группе – это процесс межличностного влияния. Лидера порождает не столько личностные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами в ней сформированными. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, то есть исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы.
Лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей. Различают деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Соответственно, инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.
В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные позиции и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. Это тем более возможно, что внутри каждой из двух выделенных сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей.
Руководство – другая форма реализации социального управления в малой группе. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.
С одной стороны, руководство и лидерство решают однопорядковые близкие задачи, с другой стороны, лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления – подчинения.
В руководстве малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта – формально-правовой аспект власти, который может быть назван «администрированием», и психологический аспект власти, который во многом сближает руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Психологические факторы авторитета руководителя: личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал, ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принципы и идеалы) и, наиболее существенный фактор – стиль управления, реализуемый руководителем.
Принято выделять две основные модели управления – директивную (единоначалие руководителя) и кооперативную (возможность активного коммуникативного взаимообмена между руководителем и членами группы).
Каждая из моделей управления имеет свои достоинства и недостатки. Преимущество директивной модели в ее структурной простоте и возможностях оперативного управления группой, а так же в том, что она закрывает и защищает руководителя в психологическом плане. Недостатки директивной модели – порождение и закрепление отношений между начальником и подчиненным, ограничивающих деловую инициативу членов группы, а также появление опасности постоянного увеличения числа промежуточных ступеней в управлении группой, препятствующих сотрудничеству всех членов группы в достижении целей общей деятельности и увеличение необходимости контроля за исполнителями. Возникновение неформальных групп общения, автономных от системы власти и построенных на принципах равноправия. В рамках данной модели подчас возникает пассивность подчиненных, и их лицемерие по отношению к целям деятельности и руководителю. Она внутренне конфликтна, так как опирается на давление и диктат.
Достоинством кооперативной (демократической) модели является создание разветвленной групповой структуры, не ограничивающей информационные возможности и инициативу членов группы, высокая удовлетворенность групповым равенством, уменьшение числа иерархических ступеней в управлении, рост ответственности и самоконтроля со стороны членов группы. Однако необходимо отметить, что реализация данной модели требует высокой личностной зрелости и руководителя и членов группы. Реализация данной модели сталкивается с рядом трудностей – необходимостью затрачивать много сил, наличие хорошей психологической готовности участников. Также она неэффективно работает в условиях, требующих оперативных решений.
Выделяется пять основных методов влияния руководителя на подчиненных: 1) метод властного принуждения базируется на применении руководителем властных полномочий в отношении подчиненных, в том числе, при наложении дисциплинарных взысканий; 2) метод вознаграждения (поощрения) – положительное подкрепление поведения работника, основанное на объективной оценке достигнутых им результатов в деятельности; 3) метод примера (харизмы) основывается на позитивном влиянии профессионально-личностных качеств и способностей руководителя в отношении подчиненных; 4) метод влияния через участие подчиненных в управлении; 5) метод убеждения, основан на логике и аргументации руководителем своей точки зрения.
Лекция по теме №4
План лекции.
1. Общая характеристика массовидных социально-психологических явлений.
2. Содержание и структура психологии большой социальной группы.
3. Массовидное стихийное поведение.
Содержание и структура психологии большой социальной группы
Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида. Конечно, наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Поэтому точнее было бы говорить о необходимости социально-психологического анализа больших социальных групп, а также массовых процессов и социальных движений.
Итак, что же такое «большая социальная группа»? Мы не можем дать чисто количественное определение этого понятия. «Большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести, прежде всего, социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).
Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это – нравы, обычаи и традиции. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.
Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.
План лекции.
1. Понятие общения, его основные характеристики.
2. Общение как обмен информацией.
3. Социальное восприятие и механизмы взаимопонимания в процессе общения.
4. Интерактивный процесс общения.
5. Психотехнологии общения.
Психотехнологии общения
Психотехнология общения – система социально-психологических алгоритмов, определяющих для личности поведение и порядок его реализации в соответствующих коммуникативных ситуациях.
Технологический уровень характеристики личности как субъекта общения раскрывает ее умения общаться. Коммуникативные умения – синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности. Коммуникативные умения формируются двумя путями: 1) в ходе разнообразной социальной практики;
2) в ходе специальной подготовки к общению.
А.В. Мудрик предлагает рассматривать пять аспектов подготовки к общению: развитие особенностей мышления; формирование навыка свободного владения речью; развитие определенных личностных особенностей (общительность, эмпатия, спонтанность); формирование определенных установок в сфере общения (отношение к партнеру по общению как цели, интереса к процессу общения, терпимости к общению как диалогу); развитие и формирование новых коммуникативных умений.
Коммуникативные умения включают в себя: 1) речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения; 2) социально-психологические умения связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений, и взаимовлияний; 3) психологические умения связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования; 4) умение использовать в общении нормы речевого этикета; 5) умение использовать невербальные средства общения; 6) умение общаться в различных организационно-коммуникативных формах; 7) умение взаимодействовать.
В современной практической психологии и психотерапии существуют специально выработанные приемы построения взаимоотношений, позволяющих оказывать воздействие на собеседника. Они условно делятся на вербальные и невербальные. Среди невербальных техник выделяют отзеркаливание. Это процесс возвращения объекту воздействия аспектов его собственного невербального поведения. Отзеркаливание включает пристройку к позе, дыханию, телодвижениям собеседника, и является первым навыком активного, форсированного создания подсознательного доверия. Субъекту воздействия необходимо какую-то часть своего поведения сделать похожей на поведение собеседника.
Среди вербальных техник выделяются[20]: 1) техники активного слушания; 2) использование репрезентативной системы собеседника; 3) техники субъектной пристройки; 4) использование специальных приемов задавания вопросов.
Техники активного слушания строятся на той же идее отзеркаливания, только теперь ключевых слов и фраз собеседника. Выделяются: 1) отражение - отражать собеседнику то, что было им сказано, пользуясь немного другими выражениями; 2) зондирование - спрашивать не ради того, чтобы спросить, а чтобы подтолкнуть разговор вперед; 3) открытые вопросы - такие вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет», что способствует активности собеседника; 4) молчание - инструмент, который позволяет говорящему задуматься о том, что он сказал и что сказать дальше.
Использование репрезентативной системы собеседника позволяет установить с человеком связь эффективным образом, т.е. говорить с ним об одном и том же аспекте опыта[21]. Первичная репрезентативная система - это внутренняя сенсорная система, которая более развита и более часто используется (и более полно), чем другие. Человек постигает мир прежде всего в той репрезентативной системе, которая у него развита. Если система визуальная, мир постигается в зрительных образах, картинах; если кинестетическая - в ощущениях; е