Основные направления и проблемные области юридической психологии
Курсовые работы по психологии предполагают использование на практике знаний и навыков, полученных студентами в ходе обучения. Основная задача курсовой работы – продемонстрировать качество усвоения теоретического и практического материала, навыков научно-исследовательской и практической работы в области психологического обеспечения правоприменительной, правоохранительной деятельности.
Курсовая работа представляет собой законченное самостоятельное исследование, включающее обоснование выбора темы, обзор литературы по теме, описание проведенного эмпирического исследования, интерпретацию его результатов и выводы. Тема работы должна быть краткой и отражать основную проблему исследования. В работе необходимо присутствие материалов реферативного или историко-реферативного характера, поскольку, кроме навыков проведения конкретных эмпирических исследований, от студентов требуется умение научного анализа, синтеза, обобщения и т.д. для того, чтобы работы не носили компилятивного характера. Работа должна содержать новые идеи, указывающие пути решения практических профессиональных проблем, подтвержденные статистическими данными научные выводы, имеющие ценность для решения научно-практических юридико-психологических задач. Выбрав тему и получив одобрение руководителя, студент формулирует цель и задачи предстоящей работы. Цель определяет главное направление, а задачи эту цель конкретизируют. Кроме того, необходимо определить экспериментальную базу, на которой будет осуществляться набор материала, в случае выбора экспериментальной парадигмы курсовой работы. Календарный план устанавливает логическую последовательность и сроки выполнения отдельных этапов работы. Сроки намечаются студентом и корректируются руководителем.
Курсовые работы по данной специализации могут развивать как основные научные направления юридико-психологической проблематики, так и разрабатывать прикладные задачи юридической психологии в рамках традиционных направлений этой отрасли психологии:
1) правовая психология – изучает психологические аспекты правореализации, психологические закономерности правовой социализации личности; работа в рамках данного направления может затрагивать широкий спектр вопросов, касающихся влияния права на поведение человека – исследование психологических предпосылок эффективности действия правовых норм; правовое самосознание, его детерминанты и условия формирования, типы правового самосознания, социально-психологические факторы, определяющие нормосообразное поведение (персонификация ответственности, убежденность в неотвратимости наказания, представленность образа сотрудника правоохранительных органов в СМИ и др.), социальное восприятие и оценка населением правовой системы, проблемы авторитета сотрудника правоохранительных органов и др.;
2) криминальная психология – изучает психологические особенности личности преступника; работа в рамках этого направления может включать себя теоретико-эмпирические исследования, касающиеся вопросов девиантного, в частности, противоправного поведения: могут быть рассмотрены типологические подходы к личности преступника, проанализированы различные теории противоправного поведения (биологизаторский, клинический, социологический, психоаналитический, социопатический и др.), раскрыты индивидуально-личностные и социально-психологические факторы групповых преступлений, вопросы криминальной агрессии (причины, предикция, возможности профилактики и коррекции), социально-психологические основы профилактики преступлений, психология массового поведения и преступной группы;
3) следственно-оперативная психология – изучает психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений; в данном направлении могут быть рассмотрены различные аспекты психологического обеспечения следственно-оперативной деятельности: различные по эффективности стратегии допроса (подозреваемых, свидетелей, потерпевших), психология опознания, очной ставки и следственного эксперимента, исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности; психологические аспекты профессиограммы сотрудника следственных органов, разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации и профотбору, составление проспективного (психологического) портрета преступника, психологические особенности жертвы криминальной агрессии, психология виктимного поведения (виды виктимности, виктимные качества, психические состояния, образ жизни);
4) судебная психология – изучает психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы, среди которых можно выделить: юридически значимые эмоциональные состояния как предмет экспертного исследования, юридическая (психологическая) составляющая вменяемости, психологические аспекты исследования беспомощного состояния потерпевшей от сексуальных насильственных действий, юридически значимые психические явления как предмет экспертного психологического исследования, сравнительный анализ категорий «аффект» и «сильное душевное волнение» (широта и возможности исследования), правовые основания деятельности эксперта-психолога, алгоритм судебно-психологического экспертного исследования, методическое обеспечение деятельности психолога-эксперта, психологические аспекты возрастной вменяемости, категория «моральный ущерб» с позиции судебной психологии, возможности применения психологических знаний в комплексных и однородных судебных экспертизах;
5) психология исправительной деятельности – изучает психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания; в рамках данного направления в курсовой работе можно раскрыть исторический аспект отечественной и зарубежной пенетенциарной психологии, вопросы психологического сопровождения сотрудников, выполняющих различные задачи в исправительных учреждениях (конвоирование и надзор, реализация мер воспитательного характера и др.), рассмотреть психологические аспекты воспитательных и коррекционных воздействий в отношении различных групп заключенных, психологический анализ влияния различных мер наказания и санкций за правонарушение; исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;
6) превентивная психология – изучает природу отклоняющегося поведения неблагоприятные факторы, которые обусловливают различные формы психической и социальной дезадаптации их профилактику и возможности коррекции. В рамках данного направления можно провести сравнительный анализ основных подходов к психологической коррекции различных форм отклоняющееся поведения, рассмотреть различные факторы отклоняющегося поведения, представить меры его профилактики и прогноза, провести социально-психологический анализ групп риска различных сообществ, показать возможности психологического воздействия на девиантное поведение наряду с социальным контролем и другими мерами коррекции, проанализировать широкий диапазон отклонений в поведении (зависимость от психоактивных веществ, игровая и интернет-зависимость и др.) и рассмотреть комплекс обусловливающих их социально-психологических факторов;
7) экстремальная юридическая психология – посвящена изучению психологических явлений, возникающих в деятельности сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях противоборства с преступностью, связанных с повышенной степенью профессионального риска, опасности для жизни и здоровья, требующих значительной мобилизации физических и психологических качеств личности. В рамках данного направления могут быть рассмотрены следующие вопросы: психологические особенности поведения сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях; психологические механизмы воздействие экстремальных ситуаций на сотрудников, возможности экстремально-психологической подготовки сотрудников; психологические особенности управления деятельностью личного состава в экстремальных ситуациях; психологическое обеспечение переговорной деятельности при проведении контртеррористических операций, вопросы психической саморегуляции, само- и взаимопомощи; экстренная психологическая помощь сотрудникам, испытавшим психотравмирующее воздействие и др.
8) ювенальная юридическая психология – изучает вопросы профилактики, прогноза и коррекционно-реабилитационных мероприятий в отношении девиантного и делинквентного поведения у детей и подростков в юридически значимых ситуациях. В рамках данного направления актуальным представляется рассмотрение психологических аспектов сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях, анализ возможностей психодиагностики проблемных сфер подростков группы риска, описание профилактических и психокоррекционных мероприятий в групповой и индивидуальной работе с подростками, а также семейное консультирование в работе с трудными подростками. Разработка методов профилактической восстановительной работы и повышения правосознания у детей и подростков с делинквентным и девиантным поведением.