При оценке описания разработки в области практической психологии
1. Правильное описание методического аппарата разработки в области практической социальной психологии и социальной педагогики: ее актуальности, целей, задач, новизны.
2.Адекватность методов и методик практической социальной психологии и социальной педагогики задачам исследования.
3.Владение процедурой разработки (или адаптации) методики практической социально-психологической и социально-педагогической работы.
4.Владение методами психодиагностики, консультирования, психотерапии, коррекционной, развивающей социально-психологической и социально-педагогической работы или работы по психопрофилактике и социально-психологическому или социально-педагогическому просвещению.
5. Объем практической социально-психологической и социально-педагогической работы, проделанной студентом, который определяется количеством методик (и их трудоемкостью), а также численностью выборки.
6. Полнота описания организации и проведения практической работы, характеристика новизны и специфики разработанной методики практической социально-психологической и социально-педагогической работы.
7. Полнота описания результатов практической социально-психологической и социально-педагогической работы.
8. Количественная и качественная обработка результатов.
9. Анализ эффективности проведенной практической социально-психологической и социально-педагогической работы, ее интерпретация, убедительность аргументации.
10. Полнота выводов по ее апробации, описание возможностей и ограничений в применении, рекомендаций по их использованию.
При оценке ВКР рецензент характеризует, в какой мере представленная работа соответствует перечисленным выше критериям, и формулирует общий вывод об уровне и качестве работы, предлагает отметку.
Окончательный вопрос об отметке, которую заслуживает ВКР, решает Государственная Аттестационная Комиссия на закрытом заседании, учитывая:
1) самостоятельное изучение представленного текста работы членами комиссии,
2) рецензию специалиста,
3) отзыв научного руководителя,
4) изложение содержания работы, профессиональную компетентность, проявленную студентом в процессе выступления на защите и при ответах на поставленные вопросы.
Защищенные ВКР сдаются на кафедру для регистрации и хранения в архиве в течение пяти лет.
Приложение 1. АННОТИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МЕТОДАМ И МЕТОДИКАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
Общие вопросы социально-психологического и социально-педагогического исследования и психодиагностики
Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. Пер. с англ. /Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982. Изложены основные принципы построения тестов, способы их оценки и правила применения, проанализированы многие известные тесты.
Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учебн. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа, 1989.176 с. Рассмотрена социально-психологическая специфика процедуры опроса, даны практические рекомендации.
Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982. 101с. Освещены вопросы практической разработки и стандартизации тестовых методик.
Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991. 76 с. Освещены основные вопросы методологии психологического исследования: постановка задач, организация экспериментального исследования, планирование эксперимента, формулировка выводов, интерпретация и оценка результатов. Целью практикума является формирование умений для проведения экспериментального и прикладного исследования.
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебн. пособие / Пер. с англ. М.: МГУ, 1982. 464 с. Общая методология экспериментального исследования, грамота психологического эксперимента.
Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебн. пособие. М.: МГУ, 1988. 232 с. Изложены основные методы прикладного социологического исследования, включая анализ документов.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., Питер. 2000. Изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов. Подробно рассматриваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов. Одна из глав посвящена социально-психологическим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора.
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: медицина, 1983.
Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М.: Изд-во Моск. Ун-та, ЧеРо, 1997. 256 с. В учебнике представлены основные нормативы и проблемы экспериментального методы в психологическом исследовании.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с. Фундаментальное исследование, подводящее итоги многолетней работы видного отечественного психолога и руководимого им коллектива.
Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. 175 с. Дан аналитический обзор исследовательских приемов, применяемых в социальной психологии и в смежных с ней дисциплинах.
Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии (беседа и опрос): Учебн. Пособие.- СПб.: Речь, 2000. В пособии систематично излагаются сведения о ведущих методах психологи и социологии – беседе, интервью и анкетировании.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 480 с. В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПБ., Речь.: 2000. 448 с. Освещены отечественные и зарубежные разработки в области психодиагностики, вопросы теории, истории и методологии психодиагностики, проанализированы конкретные методики.
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПБ.: речь, 2001.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебн. Пособие / Ред. А.А. Крылов, С.А. Маничев. СПб.: Питер, 2000.
Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981. 232 с. Анализируются наиболее распространенные психологические и психофизиологические диагностические методики. рассмотрены тесты интеллекта, специальных способностей, методики изучения межличностных отношений, личностных свойств, свойств нервной системы и их проявлений.
Развитие и диагностика способностей / отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М., 1991. 191 с. Рассмотрены вопросы применения методов психологической диагностики способностей в школьной практике в условиях традиционного и развивающего обучения, а также диагностики способностей в ходе профессиональной консультации, профессионального отбора и аттестации кадров.
Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. Книга отражает развитие метода наблюдения, содержит методики наблюдения и приемы развития наблюдательности.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебн. пособие. Л.: ЛГУ, 1990. 256 с. С позиций системного подхода описаны основные закономерности психического развития, возрастные изменения психики.
Сластенин В.А., Мажор Н.Е. Диагностика профпригодности. М., 1992. Рассмотрен большой ряд диагностических методик, необходимых для определения профпригодности.
Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях: Учебн. Пособие. Л.: ЛГУ, 1983. 104 с. Изложены методологические принципы и методические подходы к анализу документов.
Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика: Учебн. Пособие. СПб.: СПбГУ, 1992. 58 с. Проанализированы основные принципы психодиагностики, рассмотрены вопросы использования ряда наиболее разработанных личностных тестов.
Экспериментальная психология: практикум: Учебное пособие для вузов / Ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корнилова. М., Аспект пресс, 2002.