При оценке описания разработки в области практической психологии

1. Правильное описание методического аппарата разработки в области практической социальной психологии и социальной педагогики: ее актуальности, целей, задач, новизны.

2.Адекватность методов и методик практической социальной психологии и социальной педагогики задачам исследования.

3.Владение процедурой разработки (или адаптации) мето­дики практической социально-психологической и социально-педагогической работы.

4.Владение методами психодиагностики, консультирования, психотерапии, коррекционной, развивающей социально-психологической и социально-педагогической работы или работы по психопрофилактике и социально-психологическому или социально-педагогическому просвещению.

5. Объем практической социально-психологической и социально-педагогической работы, проде­ланной студентом, который определяется количеством методик (и их трудоемкостью), а также численностью выборки.

6. Полнота описания организации и проведения практичес­кой работы, характеристика новизны и специфики разрабо­танной методики практической социально-психологической и социально-педагогической работы.

7. Полнота описания результатов практической социально-психологической и социально-педагогической работы.

8. Количественная и качественная обработка результатов.

9. Анализ эффективности проведенной практической социально-психологической и социально-педагогической работы, ее интерпретация, убедительность аргу­ментации.

10. Полнота выводов по ее апробации, описание возможностей и ограничений в применении, рекомендаций по их исполь­зованию.

При оценке ВКР рецензент характеризует, в какой мере представленная работа соответствует перечисленным выше критериям, и формулирует общий вывод об уровне и качестве работы, предлагает отметку.

Окончательный вопрос об отметке, которую заслуживает ВКР, решает Государственная Аттестационная Комиссия на закрытом заседании, учитывая:

1) самостоятельное изучение представленного текста рабо­ты членами комиссии,

2) рецензию специалиста,

3) отзыв научного руководителя,

4) изложение содержания работы, профессиональную компе­тентность, проявленную студентом в процессе выступления на защите и при ответах на поставленные вопросы.

Защищенные ВКР сдаются на кафедру для регистрации и хранения в архиве в течение пяти лет.

Приложение 1. АННОТИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МЕТОДАМ И МЕТОДИКАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Общие вопросы социально-психологического и социально-педагогического исследования и психодиагностики

Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. Пер. с англ. /Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982. Изложены основные прин­ципы построения тестов, способы их оценки и правила применения, про­анализиро­ваны многие известные тесты.

Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондента­ми: Учебн. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа, 1989.176 с. Рассмотре­на со­циально-психологическая специфика процедуры опроса, даны прак­тические рекомендации.

Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982. 101с. Освещены вопросы практической разработки и стандартизации тес­то­вых методик.

Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического ис­следо­вания: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991. 76 с. Освеще­ны ос­новные вопросы методологии психологического исследования: поста­новка задач, организация экспериментального исследования, планирование экспе­римента, формулировка выводов, интерпретация и оценка результа­тов. Це­лью практикума является формирование умений для проведения эк­сперимен­тального и прикладного исследования.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебн. по­собие / Пер. с англ. М.: МГУ, 1982. 464 с. Общая методология эксперимен­тального исследования, грамота психологического эксперимента.

Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследо­ва­ний: Учебн. пособие. М.: МГУ, 1988. 232 с. Изложены основные методы прикладного социологического исследования, включая анализ документов.

Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., Питер. 2000. Из­ложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов. Подробно рассмат­риваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов. Одна из глав по­священа социально-психологическим аспектам взаимодействия ис­пытуемого и экспериментатора.

Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диаг­ностики и коррекции в клинике. Л.: медицина, 1983.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М.: Изд-во Моск. Ун-та, ЧеРо, 1997. 256 с. В учебнике представлены основные нормативы и проблемы экспериментального методы в психологическом ис­следовании.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с. Фундаментальное исследование, подводящее итоги многолетней работы видного отечественного психолога и руководимого им коллектива.

Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. 175 с. Дан аналитический обзор исследовательских приемов, применяемых в социальной психологии и в смежных с ней дисциплинах.

Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии (бе­седа и опрос): Учебн. Пособие.- СПб.: Речь, 2000. В пособии систематично излагаются сведения о ведущих методах психологи и социологии – беседе, интервью и анкетировании.

Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 480 с. В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-прак­тические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПБ., Речь.: 2000. 448 с. Освещены отечественные и зарубежные разработки в об­ласти психодиагностики, вопросы теории, истории и методологии психоди­агностики, проанализированы конкретные методики.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Ры­балко. СПБ.: речь, 2001.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебн. Пособие / Ред. А.А. Крылов, С.А. Маничев. СПб.: Питер, 2000.

Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981. 232 с. Анализируются наиболее распространенные пси­хологические и психофизиологические диагностические методики. рассмот­рены тесты интеллекта, специальных способностей, методики изучения меж­личностных отношений, личностных свойств, свойств нервной системы и их проявлений.

Развитие и диагностика способностей / отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М., 1991. 191 с. Рассмотрены вопросы применения методов психологической диагностики способностей в школьной практике в условиях традиционного и развивающего обучения, а также диагностики способностей в ходе профессиональной консультации, профессионального отбора и аттестации кадров.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. Книга отражает развитие метода наблюдения, содержит методики наблюдения и приемы развития наблюдательности.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебн. пособие. Л.: ЛГУ, 1990. 256 с. С позиций системного подхода описаны основные закономерности психического развития, возрастные изменения психики.

Сластенин В.А., Мажор Н.Е. Диагностика профпригодности. М., 1992. Рассмотрен большой ряд диагностических методик, необходимых для определения профпригодности.

Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях: Учебн. Пособие. Л.: ЛГУ, 1983. 104 с. Изложены методологические принципы и методические подходы к анализу документов.

Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика: Учебн. Пособие. СПб.: СПбГУ, 1992. 58 с. Проанализированы основные принципы психодиагностики, рассмотрены вопросы использования ряда наиболее разработанных личностных тестов.

Экспериментальная психология: практикум: Учебное пособие для вузов / Ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корнилова. М., Аспект пресс, 2002.

Наши рекомендации