Квалификационные работы по социальной психологии

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Методические рекомендации

Для специальностей:

050711 – «социальная педагогика»;

020403 - «психология» со специализацией «социальная психология».

Составители: А.Н. Сухов, доктор психол. наук, проф.,

М.Г. Гераськина, канд. психол. наук, доц.,

Л.В. Петрушина, канд. психол. наук., доц.

Рязань 2010

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Рязанского государственного

университета им. С.А. Есенина

в соответствии с планом изданий на 2010 год

Методические рекомендации «Квалификационные работы по социальной психологии и социальной педагогике»/ Сост. А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, Л.В. Петрушина РГУ, 2010. - 102 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальностям « Социальная педагогика» и «Психология» со специализацией «Социальная психология», для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ в области научной и практической социальной психологии и социальной педагогики. В пособии даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию реферативной части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению работы, подготовке и проведению защиты выпускной квалификационной работы.

Ответственный редактор:

Рецензент: Старший преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России канд.псих.наук, А.М. Лафуткин

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Квалификационные работы по социальной психологии и социальной педагогике как формы учебной и научной деятельности студентов 4

1.1. Виды квалификационных работ 4

1.2. Порядок выполнения квалификационных работ 7

1.3. Учебно- и научно-исследовательские умения, необходимые для выполнения квалификационных работ 9

2. Основные методологические компоненты научного социально-психологического и социально-педагогического исследования 12

2.1. Проблема и тема исследования 12

2.2. Актуальность, научная новизна и практическая значимость исследования 13

2.3. Объект и предмет исследования 14

2.4. Гипотеза исследования 16

2.5. Цели и задачи исследования 18

3. Основные виды научно-исследовательской деятельности студента при выполнении квалификационных работ 24

3.1. Поиск информации по проблеме исследования 24

3.2. Изучение литературы по проблеме исследования 30

3.3. Написание реферативной части квалификационной работы 32

3.4. Планирование, проведение и описание эмпирического исследования 41

4. Структура квалификационной работы и требования к оформлению 63

4.1. Структура квалификационной работы 63

4.2. Требования к оформлению квалификационной работы 67

5. Защита и критерии оценки выпускной квалификационной работы 75

5.1. Защита выпускной квалификационной работы 75

5.2. Критерии оценки квалификационной работы 79

6. Приложения 82

7. Литература 102

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК ФОРМЫ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

1.1. ВИДЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Подготовка квалификационных работ – важная форма учебной и научной работы студентов, обучающихся по специальностям «Социальная педагогика»и «Психология» со специализацией «Социальная психология». Основные виды квалификационных работ – курсовые и выпускные квалификационные работы – это формы самостоятельной учебной деятельности студентов, направленные на:

1) совершенствование социально-психологических и социально-педагогических знаний по отдельным темам;

2) обучение применению этих знаний для решения прикладных задач;

3) формирование умений и навыков социально-психологического и социально-педагогического исследования;

4) приобретение умений и навыков практической социально-психологической и социально-педагогической работы.

Квалификационные работы могут иметь преемственность и последовательное научное или практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его руководителя. В то же время отдельные работы могут быть независимы друг от друга и выполняться под научным руководством разных преподавателей.

Курсовые работывыполняются на нескольких курсах и долж­ны обеспечить формирование научно-исследовательских умений, а также умений в области практической социальной психологии и социальной педагогики при решении конкретной социально-психологической или социально-педагогической проблемы. Курсовая работа может быть направлена на поиск общих социально-психологических и социально-педагогических закономерностей, на решение прикладной задачи, или быть практико - ориентированной. При выполнении курсовой работы по социальной психологии и социальной педагогике студен­тами должны решаться актуальные проблемы.

При выполнении курсовой работы на каждом последующем курсе студент имеет право выбора новой темы и нового научного руководителя. Однако целесообразно продолжение изучения ранее выбранной темы, чтобы обеспечить преемственность учебной и научной исследовательской работы в течение всех лет обучения.

Одной из задач при выполнении курсовой работы является освоение реферативных форм научной деятельности. При этом должны быть усвоены способы отбора, группировки и обоб­щения информации. Особое внимание необходимо обратить на поиск нерешенных проблем изучаемой темы, спорных вопросов и подходов к отдельным проблемам, на определение степени достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе.

Задачей курсовой работы может быть освоение умений выполнения эмпирической научно-исследовательской деятельности. При этом должна быть решена конкретная задача научной социальной психологии и социальной педагогики, связанная с изучаемой проблемой, и в письменном виде представлены обоснование цели, гипотезы и методов, используемых в работе, описание хода работы и ее результатов. Необходим в такой работе и анализ литературы, так как он характеризует состояние изучаемой проблемы.

Задачей курсовой работы может быть освоение студентом умений в области практической социальной психологии и социальной педагогики. Курсовая работа этого типа заключается в формировании или адапта­ции методик диагностики или кон­сультирования, программ психотерапии, психокоррекции, развивающих действий, профилактики или просвещения. При этом должна быть решена конкретная задача практической социальной психологии или социальной педагогики и в письменном виде пред­ставлены обоснование и описание цели, задач, использован­ных форм, методов и методик практической работы, ее хода и результатов. Соответствующая разработка должна иметь новизну. Такая курсовая также содержит реферативную часть, в которой дан анализ литературы.

Целесообразным представляется сочетание в курсовой работе реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) - это форма итоговой аттестации студентов за весь период обучения, имеющая как обучающую, так и оценочную функцию. Она должна быть направлена на решение актуальной исследовательской, при­кладной или практической задачи в области научной или практической социальной педагогики. ВКР представляет собой письменный многостраничный текст-отчет, включающий постановку научной проблемы (теоретической или прикладной), обоснование основной идеи, гипотезу исследования и результаты учебной работы как квалифицированного социально-педагогического исследования.

План выполнения дипломной работы предполагает обстоя­тельный анализ литературы по проблеме, а также эмпиричес­кое исследование или практическую социально-педагогическую деятель­ность на выборке, обеспечивающей достаточную обоснованность результатов, и использование методик, подтверждающих до­казательность выводов.

Целесообразным представляется вы­полнение дипломного проекта в течение 4 и 5 курсов обуче­ния, таким образом, чтобы курсовая работа на четвертом курсе создала достаточный научный задел, позволила прове­сти пилотажное исследование.

Основная осо­бенность дипломной работы (по сравнению с курсовой) - ее комплексный теоретико-экспериментальный характер.

1.2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Выполнение любой квалификационной работы пред­ставляет собой социально-психологическое или социально-педагогическое исследование и включает ряд этапов:

1. Определение темы и первичная постановка проблемы.

2. Поиск и анализ литературы по изучаемой проблеме.

3. Постановка цели, задач исследования, формулировка ги­потез.

4. Планирование исследования, выбор методов и методик.

5. Проведение исследования, сбор эмпирических данных.

6. Первичный анализ данных, их математическая обработка и представление.

7. Обсуждение и интерпретация результатов.

8. Формулировка выводов и обобщений.

На каждом этапе исследователем решаются свои задачи, которые требуют соответствующих умений. Ими должен овла­деть студент при выполнении квалификационной работы. В следующих главах методических рекомендаций приведено подробное описание каждого из этапов.

После выбора темы квалификационной работы студент подает на имя заведующего кафедрой заявление с просьбой разрешить ее выполнение и указанием темы и научного руководителя. Закрепление темы, научного руководителя и (если необхо­димо) консультанта оформляется по предложению заведую­щего кафедрой распоряжением директора института. Это означает, что название квалификационной работы получает официальный статус и с момента его утверждения на заседании кафедры не может быть изменено. Кафедра осуществляет контроль за всем ходом выполнения квалификационной работы, периодичность отчетов перед научным руководителем.

Все возникающие спорные вопросы решаются по инициативе студента и/ или по представлению научного руководителя на заседании кафедры.

После утверждения темы вместе с научным руководителем сту­дент составляет задание на выполнение квалификационной работы. Оно подписывается студентом, научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Задание на выполнение ВКР составляется в двух экземплярах: один выдается студенту, второй остает­ся на кафедре и вместе с работой представляется к защите.

Особое внимание следует обратить на временную организацию работы над квалификационным исследованием:

· до 1 июня каждого учебного года студент обязан определиться с темой квалификационной работы, написать соответствующее заявление и, получив визу-согласие научного руководителя, передать его заведующему кафедрой;

· в течение первых двух недель сентября все темы квалификационных работ, выполняемых на данной кафедре в текущем учебном году, рассматриваются и утверждаются (с внесением необходимых поправок) на заседании кафедры, на заседании ученого совета института. На основании этого директор выпускает приказ по институту, в котором за каждым студентом закрепляются тема и руководитель работы;

· до 20 сентября научный руководитель выдает студенту задание на выполнение квалификационной работы и график, в котором определяются содержание, последовательность и сроки отдельных этапов;

· за 2 недели до окончания X семестра студент предоставляет законченную работу. Выпускная квалификационная работа, допущенная руководитель к защите, по представлению заведующего кафедрой направляется на рецензию.

1.3. УЧЕБНО- И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Разные типы квалификационных работ по социальной психологии и социальной педагогике требуют от студентов проявления трех основных групп умений:

1) поиск информации и оформление научной мысли в рефе­ративном ключе;

2) планирование, проведение эмпирического исследования и оформление его результатов;

3) планирование, проведение инновационной работы в области практической социальной психологии и социальной педагогики, оформление ее результатов.

При выполнении реферативной учебной и научно-иссле­довательской работы студент должен усвоить следующие основные умения:

• самостоятельный поиск информации по заданной теме;

• отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, отделение этой ин­формации от второстепенной (в рамках данной темы);

• анализ и синтез знаний и исследований по проблеме;

• обобщение и классификация информации по исследова­тельским проблемам;

• логичное и последовательное раскрытие темы;

• обобщение социально-психологических или социально-педагогических знаний по проблеме и фор­мулирование выводов из литературного обзора материала;

• стилистически правильное оформление научной мысли в реферативном ключе;

• грамотное построение научного реферативного текста;

• правильное оформление научной работы.

При выполнении эмпирической научно-исследовательс­кой работы студент должен усвоить следующие умения:

• обоснование актуальности и новизны эмпирического ис­следования;

• определение предмета и объекта эмпирического исследования;

• формулировка цели и задач эмпирического исследования;

• формулировка гипотезы эмпирического исследования;

• планирование эмпирического исследования и прогнозирование достоверности ожидаемых результатов;

• выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эмпирического исследования;

• практическое освоение методики эмпирического исследования как средства решения научно-исследовательской задачи;

• количественная обработка данных эмпирического иссле­дования;

• качественная обработка данных эмпирического исследо­вания;

• полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результатов эмпирического исследования, убе­дительность аргументации;

• интерпретация результатов эмпирического исследования;

• формулирование выводов, полученных в результате эмпирического исследования, рекомендаций по их использо­ванию;

• правильное оформление научной работы.

При подготовке разработки в области практической социальной психологии и социальной педагогике студентом должны быть усвоены следующие умения:

• обоснование актуальности задачи, на решение которой направлена работа;

• определение предмета и объекта практической социально-психологической или социально-педагогической работы;

• формулировка цели и задач, на решение которых направлена разрабатываемая методика;

• характеристика новизны разрабатываемой или адаптируемой методики;

• планирование основных этапов разработки (или адаптации) методики практической социально-психологической или социально-педагогической работы и понимание задач, которые решаются на каждом из них;

• подбор методов и методик для решения поставленной задачи практической социальной психологии или социальной педагогики;

• практическое освоение методик психодиагностики, кон­сультирования, психотерапии, коррекционной, развиваю­щей социально-психологической или социально-педагогической работы или работы по психолого-педагогической профилактике и психолого-педагогическому просвещению, понимание их места в решении поставленной задачи практической социальной психологии и социальной педагогики;

• количественная обработка результатов проведенной работы;

• качественная обработка результатов проведенной работы;

• полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результатов практической социально-психологической или социально-педагогической работы, убедительность аргументации;

• качественный и количественный анализ эффективности проведенной практической социально-психологической или социально-педагогической работы, ее интерпретация;

• характеристика новизны и специфики разработанной методики практической социально-психологической или социально-педагогической работы, выводов по ее апробации, описание возможностей и ограничений в применении, рекомендаций по их использованию;

• грамотное оформление работы.

Все вышеперечисленное может являться основанием и критерием для оценки квалификационной работы студента преподавателем или аттестационной комиссией.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ.

3.1. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первый этап деятельности студента при выполнении любой квалификационной работы — поиск соответ­ствующих источников информации по изучаемой теме. Основ­ные источники: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборни­ках научных и научно-методических работ, материалы конфе­ренций, веб-страницы в Интернете.

При изучении публикаций по теме необходимо пользоваться научными библиотеками. К центральным научным библиотекам относят: Российскую государствен­ную библиотеку (РГБ), Российскую национальную библиоте­ку (РНБ), Всероссийскую государственную библиотеку инос­транной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ), Библиоте­ку Академии наук (БАН), Государственную центральную научную медицинскую библиотеку (ГЦНМБ).

Российская государственная библиотека (РГБ) (до 1992 г. Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина) - главная библиотека страны. РГБ — общегосударственное храни­лище отечественных и зарубежных книг, журналов и дру­гих материалов, в том числе рукописных книг, диссертаций. Читателем библиотеки может стать любой гражданин. Постоянное место жительства не имеет значения при записи. О конкретных документах, необходимых при записи в библиотеку, полезно узнать заранее. Адрес: 101000, Москва, ул. Воздвиженка, 3/5. Тел. 202-57-90. E-mail: [email protected]: (http://www.rsl.ru) Отдел диссертаций: 141400, Московская обл., Химки-6, ул. Библиотечная, 15. Справки по тел. 202-57-90.

Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт-Пе­тербурге (бывшая Государственная библиотека им. М. Е. Сал­тыкова-Щедрина) — одно из богатейших книгохранилищ мира. На протяжении многих десятилетий библиотека выполняла функции главной (республиканской) библиотеки Российской Федерации. Адрес: 191069, Санкт-Петербург, ул. Садовая. 18. Тел. 110-58-02. E-mail: [email protected]; (http://www.nlr.ru)

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ) — многоотрасле­вая библиотека широкого гуманитарного профиля. Адрес: 109189, Москва, ул. Николоямская, 1. Тел. 297-62-81, 915-35-47, 915-35-03. E-mail: vgbil@kibfl.гu; http://www.libfl.ru)

Библиотека по естественным наукам Российской Акаде­мии наук (БЕН РАН). Адрес: 119890, Москва, ул. Знаменка, 11/1. E-mail: [email protected]; http://www.ben.irex.ru.

Институт научной информации по общественным на­укам Российской Академии наук (ИНИОН РАН). Адрес: 117418, Москва, Нахимовский просп., 51/21. Тел. (095)-128-88-81, 128-89-90. E-mail: [email protected]; [email protected]; http://www.inion.ru.

Государственная центральная научная медицинская библиотека (ГЦНМБ). Адрес: 117418, Москва, Нахимовский просп., 49. тел. 120-82-66. E-mail: [email protected].

Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского Российской Академии образова­ния (ГНПБ РАО). Адрес: 109017, Москва, Б. Толмачевский пер., 3. Тeл. 230-05-85. E-mail: [email protected]; http://www.gnpbu.ru.

Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают со справочно-библиографического отдела и систематического каталога библиотеки. Каждая библиотека имеет собственный справочно-библиографический аппарат. Ее каталоги и картотеки содержат оригинальную информацию. При сходных фондах отечественных изданий каталоги научных библиотек могут отличаться по структуре и содержанию. Поэтому поиск информации в различных библиотеках может дать разные результаты.

Информацию о социально-психологической или социально-педагогической литературе можно найти также в разделах систематического каталога смежных отраслей знания, например, философии, психологии, медицины, педагоги­ки, социологии.

Для более широкого поиска информации о книгах по проблеме можно использовать книжную летопись, рефератив­ные журналы, аналитические обзоры, бюллетени.

§ «Книжная летопись» — самый известный в стране и за рубежом библиографический указатель. Основной выпуск выходит еженедельно. Содержит более 50 тыс. в год библиографических записей книг и брошюр, вышедших на всех языках мира (массово-политическая, научная, художественная, учебная литература, словари, энциклопедии, научно-популяр­ные издания, книги для детей и юношества). Приложения — ежеквартальные именной, географический и предметный ука­затели; ежегодный указатель серийных изданий. Дополнитель­ный выпуск (авторефераты диссертаций) издается с 1981 г., выходит ежемесячно. Содержит записи авторефератов диссер­таций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по всем отраслям знаний.

§ «Ежегодник книги» содержит библиографические за­писи книг и брошюр, изданных за определенный год. Выхо­дит в двух томах. Том 1-й — общественно-политическая, учебная, детская и художественная литература, издания по искусству, культуре и языкознанию. Том 2-й — книги и брошюры по естествознанию, технике, промышленности, сель­скому хозяйству, транспорту, связи, торговле, медицине и пр. Указатели: именной, заглавий книг на языках (кроме рус­ского), переводных изданий, предметный.

§ «Летопись журнальных статей» выходит еженедельно.Содержит библиографические записи статей, документаль­ных материалов, произведений художественной литературы из 2660 журналов, периодических, продолжающихся и непе­риодических сборников, выходящих на русском языке. При­ложение — ежегодный указатель «Список журналов, перио­дических, продолжающихся и непериодических тематичес­ких изданий, статьи из которых учтены в ... году».

Большую ценность в информационном поиске представ­ляют такие информационные издания как реферативные журналы, экспресс-информация, сигнальная ин­формация. В реферативном журнале публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания, в экспресс-информации освещаются современ­ные достижения науки и техники за рубежом в виде рас­ширенных рефератов. Сигнальная информация — библиографическое пособие, предназначенное для оперативного информирования специ­алистов о публикациях по определенной отрасли (теме, про­блеме) в отечественных и зарубежных изданиях.

В реферативном журнале ВИНИТИ (Всесоюзный институт научной и техни­ческой информации) обобщается информация, публикуемая в 130 странах мира на 66 языках (Поиск информации в биб­лиотеках, 1992, с. 26). Для психологов представляет ценность его часть «0.4. Биология. Раздел 0.4.II. Психология».

Библиографические указатели психологической литера­туры за прошедший год публикуют журналы «Вопросы пси­хологии» и «Психологический журнал».

Из зарубежных реферативных изданий наиболее автори­тетным является журнал «Psychological Abstracts», выпус­каемый Американской психологической ассоциацией. В нем содержатся краткие аннотации большинства работ, выходя­щих в англоязычных психологических журналах.

Существенно расширяют знания об источниках библио­графические списки, помещаемые в конце книг и статей. Достаточно полный перечень информации по соответствую­щей теме содержат, как правило, списки литературы в кан­дидатских и докторских диссертациях. Диссертации можно найти в местах их хранения (в РГБ и ГЦНМБ), а также по месту защиты — в библиотеке соответствующего научного учреждения или учебного заведения.

Длясообщений о результатах исследований социальной психологи и социальной педагогики используют также периодические издания. Преимущество журнальной статьи — в оперативности публикации. Она содержит лаконичное изложение целей, задач, методики, результатов и выводов по изученной ис­следователем проблеме. Существует большое количество научных журналов, выпускаемых издательствами или пси­хологическими и педагогическими обществами и ассоциациями. Некоторые из них издаются в конкретной стране, на ее государственном языке и предназначены прежде всего для психологов и педагогов этой страны. Наиболее известными в России являются журна­лы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 14, Психоло­гия». Последний номер журнала за каждый год обычно содержит перечень статей, опубликованных в течение года. Поэтому знакомство с этим номером облегчает библиогра­фический поиск по интересующей читателя проблеме. В последние годы стали выпускаться журналы: «Иностран­ная психология», «Психологическое обозрение», «Мир пси­хологии», «Акмеология», «Детский практический психолог», «Московский психотерапевтический журнал», «Журнал практического психолога» и др.

Знакомство с книгами и статьями в журналах целесооб­разно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием пробле­мы и изучить последние библиографические обзоры по теме. В них также можно найти ссылки на других авторов, на другие книги и статьи по теме, изданные ранее. Это позво­лит расширить сферу библиографического поиска. Количе­ство ссылок на каких-либо авторов в разных источниках позволит выяснить наиболее авторитетных специалистов в интересующей области исследования. Более ранние работы станут понятнее, если вы будете знать о современном состоянии изучения проблемы. Поэтому просмотр журналов лучше начинать с последних лет издания и постепенно переходить к предыдущим годам. Более полное представление о жур­нальных статьях по теме может дать «Летопись журналь­ных статей».

Сравнительно новым источником информации по социальной пси­хологии и социальной педагогики стал Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц.

К числу полезных для науч­ной работы информационных массивов относятся:

1) MEDLINE с доступом через http://www.nlm.nih.gov/

databases/freemedl.html или http://www.healthgate.com.

2)http://www.yahoo.com/Science/Psychology

3)http://maple.lemoyne.edu/-hevern/psychref.html

4) http://www.grohol.com/web.htm

5) http://www.mindspring.com/-wmmoore/psych.htm

6) http://sosig.esrc.bris.ac.uk/

Среди русскоязычных следует отметить такие базы дан­ных, как

1) Выготский (Vygotsky). Содержит более 6 тыс. записей о русскоязычных публикациях по всем разделам психо­логии, начиная с 1988 г. Обновление ежемесячно. Инфор­мация по адресу http://vygotsky.motiv.msu.su

2) Психология. Записи о публикациях, начиная с 1981 г., по всем разделам психологии на русском и иностранных языках. Обновляется ежемесячно. Заказы по электрон­ной почте: [email protected], [email protected].

Большие электронные базы данных психологической литературы, опубликованной в мире, представляют собой PsycINFO и PsycLIT. PsycLIT — база данных, разработанная Американской Психологической Ассоциацией, — предназ­начена для того, чтобы обеспечить электронный поиск ис­следовательской литературы по психологии со всего мира. На 2000 год в ней содержалось более 1,4 миллиона записей на 34 языках за период с 1887 года по настоящее время. PsycLIT — крупнейшая база данных мировой психологичес­кой литературы. Найти ее можно через сайт Американской Психологической Ассоциации: http://www.apa.org.

3.2. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Список литературы должен быть достаточно полным и характеризовать осведомленность студента в изучаемой про­блеме. Объем списка литературы при написании курсовой работы — не менее 40, при написании диплом­ной — не менее 80 источников. Если при работе над темой студент обнаруживает, что по конкретной проблеме литера­туры недостаточно, то он должен основательнее изучить и проанализировать литературу по более общей и смежным проблемам. Это поможет ему повысить уровень компетент­ности в изучении собственной темы, найти подходы к эмпи­рическому исследованию.

Количество используемых источников характеризует объем проделанной студентом работы, поэтому служит важ­ным критерием для ее оценки.

Важнейшей задачей работы на данном этапе является изучение основных понятий, научных и практических про­блем изучаемой темы, разных точек зрения на нее, основ­ных теоретических и эмпирических подходов к ее исследо­ванию. Необходимо провести анализ, сравнение, группировку, систематизацию и обобщение собранных материалов, и не ограничиваться простой компиляцией традиционных учеб­ных социально-психологических или социально-педагогических знаний или теоретических рассужде­ний из научных трудов. Работа не должна носить репродук­тивный характер. Важно обращать внимание на аргументы, используемые автором для тех или иных утверждений, на описание научных фактов, которые лежат в основе выводов. Современная психология основана в значительной степени на эмпирических исследованиях. Поэтому эмпирические факты и условия их получения (экспериментальная ситуация, методика, процедура, выборка испытуемых, результаты) должны быть внимательно изучены и критически осмыслены при чтении книги или статьи. В результате изучения литературы по теме должно сложиться представление о логике и этапах исследования проблемы, об основных направлениях, аспектах ее изучения. Это определит логическую последовательность содержания теоретической части работы. При этом следует помнить, что анализ литературы должен быть нацелен не только на описание полученных в социальной психологии или социальной педагогике (или смежных дисциплинах) знаний по теме исследования, но и на выявление нерешенных и дискуссионных проблем, критическое осмысление темы. Аргументированное изложение собственной точки зрения – важный аспект квалификационной работы. Тщательное изучение накопленного в литературе исследовательского опыта должно помочь студенту в выявлении актуальных научных и практических проблем для собственного эмпирического исследования.

При внимательном аналитическом чтении нужно делать записи, которые могут иметь форму выписок, тезисов или конспекта.

Прежде чем делать выписки или конспектировать источник, необходимо зафиксировать точное библиографическое его описание. Это потребуется при оформлении списка литературы.

Тезисы как вид записи при чтении статьи (или книги) – это обычно сжатое изложение основных мыслей прочитанного текста, перечисление основных идей или каких-либо ключевых положений всего источника или его фрагмента. Тезисы позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках.

Цитаты и тезисы – наиболее часто используемые формы записей при подготовке квалификационных работ, когда только отдельные фрагменты источника существенны для раскрытия темы работы.

В случае, если вся статья (или книга) представляет собой систематическое и обобщенное изложение информации по тому или иному разделу квалификационной работы лучший вид записи – это конспектирование, представляющее собой систематизированную, логически связную форму записи, включающую выписки, тезисы, дополненные мыслями и комментариями студента. В конспект могут войти также отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы.

СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

4.1. СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Квалификационная работа включает сле­дующие разделы:

- Титульный лист;

- Оглавление;

- Введение;

- Основная часть (Теоретический раздел: обзорные главы, завершающиеся определением проблем и гипотез исследования. Эмпирический раздел.);

- Заключение;

- Литература;

- Приложение.

Титульный лист квалификационной работы включает в себя: название учебного заведения, в котором выполнялась работа; название кафедры; тема работы; название квалификационной работы (курсовая, выпускная квалификационная работа); факультет, курс, группа, название специальности, фамилия, имя и отчество автора работы; фамилия, имя, отчество, ученая степень и должность научного руководителя и консультанта (если такой имеется); город и год написания работы. Примеры оформления титульного листа квалификационной работы приведены в приложении.

Следующая после титульного листа страница — «Оглавле­ние». Она включает в себя названия всех разделов и подразде­лов текста работы, начиная с раздела «Введение» и кончая раз­делами «Литература» или «Приложение» (если таковое име­ется). При этом в правой части страницы листа «Оглавление» точно напротив названия разделов указываются номера стра­ниц, на которых начинаются соответствующие разделы.

На страницах, где начинается текст этих разделов, печата­ются номера (если раздел работы является нумеруемым) и за­головки разделов и подразделов. Заголовки подразделов печа­таются более мелким шрифтом, чем заголовки разделов, но достаточно выделяющимся по сравнению с основным текстом.

Далее следует раздел «Введение». Содержание данного раздела может несколько отличаться в зависимости от того, является ли работа реферативной или содержит описание эмпирического исследования. Во «Введении» обычно обосновывается актуальность работы, характеризуется ее предмет, объект, цели, задачи, новизна исследования, используемые методы. Рекомендуемый общий объем «Введения» - не более 3-5 страниц. Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако полезно ключевые слова («актуальность работы», «предмет исследования», «объект исследования», «цель работы», «задачи работы», «методы исследования» и т.п.) выделять подчеркиванием, или жирным шрифтом, или курсивом, но не заключать в кавычки.

После «Введения» следует основная часть работы; она имеет несколько разделов в зависимости от своего объема. Следует избегать больших диспропорций в объеме отдельных разделов. Каждый раздел и подраздел этой части должен иметь заголовок, отражающий его тему и содержание. Названия типа «Основная часть», «Литературный обзор», «Практическая часть» и т.п. не рекомендуются. Наиболее крупные разделы квалификационной работы могут быть названы «главами». Например, «Глава 1. Проблема стресса в психологии». Работы, которые имеют небольшой объем, на главы не делятся. В них выделяются разделы: 1, 2, 3 … и подразделы: 1.1, 1.2, 1.3 … и т.п. В целом современная издательская тенденция состоит в том, что в тех случаях, когда главы и разделы книги нумеруются, слова «глава» и «раздел» все чаще опускаются, хотя это и не является обязательным правилом.

Заголовок каждого раздела, обозначенного в «Оглавлении», в тексте работы печатается прописными буквами или жирным шрифтом, нумеруется соответствующим образом, располагается в середине строки и отделяется от предшествующего текста тройным интервалом. Точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения заголовков не используются. Переносы слов в заголовках не допускаются. Введение, каждую новую главу, заключение, список литературы, приложение целесообразно начинать с новой страницы. Более мелкие подразделы начинать с новой страницы не рекомендуется.

При написании работы ее необходимо рационально структурировать. Основная часть обычно состоит из двух или трех глав: одна (две) посвящена анализу литературы по проблеме, а другая (другие) – описанию эмпирического исследования. Обзор заголовков глав и разделов уже должен характеризовать определенную логику, использованную в работе. Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. О способах логического описания материала, полученного в результате изучения литературы, речь шала выше. При этом следует помнить, что слишком большие подразделы (более 7 страниц) затрудняют понимание чи

Наши рекомендации