Место психологии в системе наук о человеке.
Этапы становления психологии как науки.
1.Психология как наука о душе.
2. Психология как наука о сознании.
3. Психология как наука о поведении.
4. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Психология - синтез научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.
Естественные науки
Психология
Социальные науки философские науки
3. Междисциплинарное понятие о психологии.
Современная психология - разветвленная система дисциплин, связанных с различными областями практики.
Отрасли современной психологии.
1 Классификация по видам деятельности (юридическая, педагогическая, медицинская, военная и др. отрасли психологии)
2 Классификация по психологическим аспектам развития ( возрастная, сравнительная, психология аномального развития)
3 Классификация по принципу отношения личности и общества (социальная, психология личности).
Обыденное и научное познание в психологии.
Житейская (обыденная) психология – психологические знания, полученные людьми из обыденной жизни.
Источник – индивидуальный опыт.
Научная психология - устойчивые психологические знания, полученные в ходе теоретического и экспериментального изучения психологии.
Источник-опыт, оформленный в понятиях, абстрагированный от деталей.
Характеристика психологии как науки.
1.обобщена
2.рациональна
3.знания не ограничены
4.основана на эксперименте
5. в материалах не ограничена.
Методы психологического исследования.
Классификация методов психологии Ананьева Б.Г.
1 Организационные
А сравнительный – сопоставление различных групп.
Блонгитюдный – многократное исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
В комплексный – один объект изучают представители разных наук.
2 Эмпирические
А наблюдение
Б эксперимент
В психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа).
Г анализ продуктов деятельности
Д биографические методы
3 Методы обработки данных
А количественные
Б качественные
4 Интерпретационные
А генетический – анализ материала в лане развития с выделением фаз, стадий.
Б структурный – устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.
Основные общенаучные исследовательские методы.
Наблюдение- фиксация проявлений поведения и получение суждений о субъективныхпсихических явлениях.
Виды: самонаблюдение, выборочное, сплошное, включенное.
Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, опирающаяся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.
Виды: констатирующий, формирующий, естественный.
Этапы:
1 Теоретический
2 Методический
3 Экспериментальный
4 Аналитический
Беседа (интервью) – метод сбора первичной информации в условиях личного речевого взаимодействия.
Виды интервью – стандартизированное, нестандартизированное, полустандартизированное.
Лонгитюд– многократное исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
Поперечный срез – сопоставление групп испытуемых, позволяющее проследить влияние социальных изменений.
Продольный срез - сопоставление групп испытуемых, позволяющее проследить влияние изменений, происходящих в результате созревания.
Коррекционные, психотерапевтические методы.
Коррекционные методы – позволяющие устранить отклонения в психическом развитии.
Психотерапевтические методы – позволяющие работать с глубинными уровнями самопознания личности.
Психологическое исследование. Этапы научного психологического эксперимента.
Этапы психологического исследования
1 Теоретический – постановка проблемы, формулировка цели, выделение объекта и предмета исследования, формулировка задач и гипотез исследования.
2 Методический – подбираются методики и разрабатывается план эксперимента.
3 Экспериментальный – создание экспериментальной ситуации, измерение реакций испытуемых.
4 Аналитический – количественный и качественный анализ результатов, формулировка новых гипотез и практических рекомендаций.
Принципы отечественной психологии.