Место психологии в системе наук о человеке.

Этапы становления психологии как науки.

1.Психология как наука о душе.

2. Психология как наука о сознании.

3. Психология как наука о поведении.

4. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Психология - синтез научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.

Естественные науки

Психология

Социальные науки философские науки

3. Междисциплинарное понятие о психологии.

Современная психология - разветвленная система дисциплин, связанных с различными областями практики.

Отрасли современной психологии.

1 Классификация по видам деятельности (юридическая, педагогическая, медицинская, военная и др. отрасли психологии)

2 Классификация по психологическим аспектам развития ( возрастная, сравнительная, психология аномального развития)

3 Классификация по принципу отношения личности и общества (социальная, психология личности).

Обыденное и научное познание в психологии.

Житейская (обыденная) психология – психологические знания, полученные людьми из обыденной жизни.

Источник – индивидуальный опыт.

Научная психология - устойчивые психологические знания, полученные в ходе теоретического и экспериментального изучения психологии.

Источник-опыт, оформленный в понятиях, абстрагированный от деталей.

Характеристика психологии как науки.

1.обобщена

2.рациональна

3.знания не ограничены

4.основана на эксперименте

5. в материалах не ограничена.

Методы психологического исследования.

Классификация методов психологии Ананьева Б.Г.

1 Организационные

А сравнительный – сопоставление различных групп.

Блонгитюдный – многократное исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

В комплексный – один объект изучают представители разных наук.

2 Эмпирические

А наблюдение

Б эксперимент

В психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа).

Г анализ продуктов деятельности

Д биографические методы

3 Методы обработки данных

А количественные

Б качественные

4 Интерпретационные

А генетический – анализ материала в лане развития с выделением фаз, стадий.

Б структурный – устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.

Основные общенаучные исследовательские методы.

Наблюдение- фиксация проявлений поведения и получение суждений о субъективныхпсихических явлениях.

Виды: самонаблюдение, выборочное, сплошное, включенное.

Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, опирающаяся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

Виды: констатирующий, формирующий, естественный.

Этапы:

1 Теоретический

2 Методический

3 Экспериментальный

4 Аналитический

Беседа (интервью) – метод сбора первичной информации в условиях личного речевого взаимодействия.

Виды интервью – стандартизированное, нестандартизированное, полустандартизированное.

Лонгитюд– многократное исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Поперечный срез – сопоставление групп испытуемых, позволяющее проследить влияние социальных изменений.

Продольный срез - сопоставление групп испытуемых, позволяющее проследить влияние изменений, происходящих в результате созревания.

Коррекционные, психотерапевтические методы.

Коррекционные методы – позволяющие устранить отклонения в психическом развитии.

Психотерапевтические методы – позволяющие работать с глубинными уровнями самопознания личности.

Психологическое исследование. Этапы научного психологического эксперимента.

Этапы психологического исследования

1 Теоретический – постановка проблемы, формулировка цели, выделение объекта и предмета исследования, формулировка задач и гипотез исследования.

2 Методический – подбираются методики и разрабатывается план эксперимента.

3 Экспериментальный – создание экспериментальной ситуации, измерение реакций испытуемых.

4 Аналитический – количественный и качественный анализ результатов, формулировка новых гипотез и практических рекомендаций.

Принципы отечественной психологии.

Наши рекомендации