Какие методики изучения профессиональных интересов и отношения к профессии вы знаете?
Тема 4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Цель:изучить познавательные процессы личности как структурные компоненты интеллектуальной сферы личности. Освоить методики диагностики памяти и мышления.
Ход занятия
I. Вопросы для самоподготовки:
1.1. Ощущение и восприятие - простейшие психические процессы.
1.2. Память и ее виды.
1.3. Мышление (типология), воображение, творчество.
1.4. Внимание как регулятор умственной деятельности человека.
Примечание: подготовиться к самостоятельной работе.
II. Сделать аннотацию на одну из работ:
2.1. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. –М.: Изд-во МГУ, 1982.
2.2. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. –1973. - №3.
2.3. Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. –М.: изд-во МГУ, 1977, с. 169-174, с.195-200, с.217-222.
2.4. Тихомиров О.К. Психология мышления. –М.: Просвещение, 1984.
2.5. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. –М.: Наука, 1981, с.328-331., с.332-341.
2.6. Пономарев Я.А. Психология творчества. –М.: Наука, 1976.
2.7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. –М.: Изд-во МГУ, 1968.
2.8. Куприянович А.И. Резервы улучшения памяти. –М.: Наука, 1970.
III. Экспериментальное исследование:
3.1. Методика «Характеристика памяти».
3.2. Методика «Характеристика мышления».
3.3. Методика «Хитрец ли вы?» (см. «Познай себя», с.11-12).
3.4. Методика «Остроумны ли вы?» (см. «Познай себя», с. 18-19).
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ
Основные понятия: чувственное познание, ощущение, чувствительность, адаптация, мышление, анализ, классификация, проблемная ситуация, внимание, внимательность, объем внимания, память, кратковременная память, долгосрочная память.
Ощущение и восприятие - простейшие психические процессы
Ощущение является самым простыми из всех психических процессов. Ощущения отражают разнообразие свойств окружающего мира.
Ощущение - это простейший познавательный психический процесс отображения в мозге человека отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном действии на его органы.
Ощущение - первичная форма отражения действительности.
Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в сознание человека.
Анализаторы - это органы человеческого тела, которые анализируют окружающую действительность и отделяют в ней те или иные разновидности энергии и информации.
Чувствительность - способность анализатора реагировать на действие адекватного раздражителя, ощущать его.
Порог ощущения - уровень интенсивности раздражителя, который способен вызывать ощущение. Различают абсолютный порог и порог различения или дифференцированный.
Абсолютный порог - бывает верхний и нижний.
Нижний порог характеризует ту минимальную силу раздражителя, которая способная вызывать в человеке ощущения.
Верхний порог - это максимальная сила раздражителя, который вызывает адекватные ощущения.
Порог различения, или дифференцированный - способность ощущать малейшую разницу в интенсивности двух действующих раздражителей, дифференцировать раздражители по их силе, размещать их от слабейшего к сильнейшему.
Общие свойства
1. Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности. Например, слуховые - тембр, высота, громкость; зрительные - цвет, насыщенность, контрастность.
2. Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора.
3. Продолжительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, по времени действия раздражителя и его интенсивности.
4. Пространственная локализация раздражителей - пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую влияет раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они больше разлиты (болевые ощущения).
Виды ощущений
1) зрительные; | 6) кинестетические (управление движениями); |
2) слуховые; | 7) температурные; |
3) вкусовые; | 8) тактильные; |
4) болевые; | 9) ощущение равновесия. |
5) вибрационные; |
Классификация
1. Экстерорецептивные - отображают свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, ощущение вкуса, запаха).
2. Интерорецептивные - несут информацию о состоянии внутренних органов (чувство голода, жажды, усталости).
3. Проприорецептивные - отображают движения органов тела и состояния тела (кинестетические и статические).
Восприятие - это психический процесс отображения человеком предметов и явлений в целом, в совокупности всех их качеств и свойств, при непосредственном их влиянии на органы чувств.
Восприятие происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами личности: мышлением, памятью, чувствами, волей.
Виды восприятия
1) восприятия предметов;
2) восприятие времени;
3) восприятие отношений;
4) восприятие движений;
5) восприятие пространства;
6) восприятие человека.
Свойства восприятия
- предметность выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру;
- целостность - восприятия есть всегда целостный образ предмета;
- константность - мы воспринимаем окружающие предметы как постоянные по форме, цвету, размеру и т.д.;
- структурность - восприятия не является простой суммой ощущений; мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру;
- осмысленность - восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета;
- избирательность - выявляется в преобладающем выделении одних объектов по сравнению с другими.
Память и ее виды
v Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторные использование в деятельности или возвращение в среду сознания.
Память - основа психической деятельности.
Основные процессы памяти
1. Запоминание - процесс накопления информации в памяти. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Характеризуется скоростью, полнотой, прочностью, точностью. Непроизвольное - запоминание без заранее поставленной цели, без использования любых приемов. Произвольное - целевое запоминание того, что намечено, с использованием специальных способов и приемов.
2. Сохранение - удержание воспринятой информации в памяти.
3. Воспроизведение - процесс и его результат. Узнавание, восстановление и реконструкция удержанной в памяти информации. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Характеризуется уровнем (объемом) и точностью.
4. Забывание - выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.
Виды памяти
1) непроизвольная; 2) произвольная | В зависимости от характера хода процессов |
3) кратковременная; 4) долгосрочная; 5) оперативная; 6) промежуточная; | Различается по продолжительности уровня развития памяти человека в онтогенезе |
7) образная; 8) словесно-логическая; 9) двигательная; 10) эмоциональная. | Зависит от того, что запоминается и воссоздается (различается по смыслу) |
Реминисценция - забытое сразу же после восприятия, имеет способность восстанавливаться через некоторое время.
Критические или сенситивные моменты жизни - это такой возрастной период, когда введение в мозг разнообразных видов информации крайне целесообразно.