Организация и проведение психологического изучения детей с ОПФР
Психологическое обследование имеет свою структуру. Его процедура включает три раздела: 1) изучение жалоб и анамнестических сведений; 2) изучение ребенка; 3) составление заключения по данным психологического изучения.
Выяснение жалоб. Содержание жалоб предъявляется родителями как проблема ребенка (а не родителей). Характер жалоб некоторым образом коррелирует с возрастом ребенка. Так, родителей детей дошкольного возраста больше нечто беспокоит отставание в развитии речи (мало или плохо говорит), нарушение понимания речи (не всегда понимает сказанное). Причем чаще родители обращают внимание ни экспрессивную речь («Понимает все, а говорит плохо» и т.д.). Часты жалобы на отставание в моторном развитии, особенно у детей до трехлетнего возраста.
Родителей детей часто беспокоит неуспеваемость, трудности овладения школьной программой, поведенческие особенности. Эти жалобы часто являются центральными, в то время как жалобы на низкий уровень развития пли отставание в развитии речи отходят на второй план.
При изучении жалоб важно отметить время наступления нарушения или возникновения проблемы, связь их с условиями и обстоятельствами жизни ребенка вслед за уточнением содержания жалоб и формулированием ожиданий родителей от ребенка проводится изучение анамнеза.
Непосредственное обследование ребенкапроводится вслед за изучением предварительной необходимой документации и наблюдением за ним. До начала работы с ребенком проводится изучение документации, продуктов деятельности и целенаправленное наблюдение за его деятельностью и поведением.
Составление заключенияпо материалам изучения ребенка является завершающим этапом диагностической работы психолога.
Последовательные составляющие психологического изучения детей с отклонениями развития.
1. Изучение документации ребенка
Задача изучения документации – сбор анамнестических данных и составление представления об истоках нарушений развития. При комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь читать документацию своих коллег и черпать из нее те сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Необходимые для обследования сведения о ребенке можно получить из выписки из истории его развития, которая должна содержать заключения: 1) педиатра об общем состоянии ребенка; 2) психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития; 3) отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие и артикуляции речи (с данными о восприятии разговорной и шепотной речи); 4) офтальмолога с характеристикой состояния зрения; 5) врача-ортопеда (для детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата).
Эти материалы сориентируют психолога и сформируют исходные предпосылки для определения направления исследования психических функций и психической деятельности.
Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, содержащая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе или детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, перечень мероприятий, проведенных в рамках повышения успеваемости (индивидуальная помощь, занятия с логопедом, лечение и т. д.). Эти сведения окажутся полезными при исследовании обучаемости детей с проблемами в развитии и прогнозировании темпов их развития.
2. Изучение продуктов деятельности детей. Анализ детских рисунков, поделок, учебных работ, диктантов, упражнений, решении задач и т. д. направлен на изучение процесса деятельности ребенка. Особенности продуктов детского творчества и учебной деятельности позволяют судить о воображении ребенка, сформированности у него зрительных представлений, развитии мелкой моторики рук, степени сформированности навыков учебной деятельности. В продуктах деятельности проблемных детей, как и при нормальном развитии, выражается отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а зачастую и отношение к своим трудностям и проблемам. Большое значение имеет научение школьных работ детей. Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать особенности развития данного навыка в процессе обучения; типичные затруднения в усвоении школьных знаний для разных групп отстающих учеников; методы, позволяющие обнаружить причины затруднений на каждом из этапов обучения.
3. Наблюдение. В ситуации обследования в кабинете психолога ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий. Оцениваются: 1) проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы); 2) выбор игрушек (тематический отбор – с целью организовать какую го игру или случайный – с целью набирания большого количества игрушек безотносительно к их назначению); 3) адекватность использования игрушек (соответствие использования предмета его назначению); 4) возможность организации и уровень самостоятельной игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета); 5) характер игры (однообразная или нет, наличие творчества); 6)поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).
4. Беседа. Проводится с ребенком по специально составленной программе. При изучении особенностей психического развития детей беседа используется либо как начальный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности ребенка с проблемами. Построение беседы сопряжено с задачами установления контакта, по этому при подготовке к ней выясняются предпочтения ребенка, на основании которых выстраивается тема беседы.
Программа беседы с проблемным ребенком строится с учетом его особенностей приема и переработки информации, а также с учетом возможных проявлений речевого негативизма. В программу беседы включаются темы, создающие возможность определения ориентировки ребенка и окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность обобщений), особенностей и мотивов поведения ребенка, отношения к семье и школе, причины затруднений в овладении программой, интересы, отношение ребенка к своим трудностям. Беседа строится как диалог или диалог-игра. В ней можно задавать вопросы и стимулировать разговор о самом ребенке, о его окружении, о его желаниях и т. д. Содержание беседы варьирует в зависимости от запроса родителей и ребенка, его возраста и индивидуальных особенностей, от конкретных условий обследования. Беседа позволяет плавно перейти к процедуре обследования ребенка в виде предложения ему отдельных заданий.
5. Экспериментальное изучение особенностей психического развития ребенка. Начинается послеизучения предварительно собранных сведений, установления контакта с ребенком, беседы с ним и беседы с родителями, так как предварительно полученные сведения определяют сферу обследования и ее акценты.
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребёнка с ОПФР зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика нарушений развития.
Построение психолого-педагогического обследования ребёнка с ОПФР должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать разные нарушения и их соотношения.
Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов психологической диагностики (эксперимент, тест, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития ребенка.
В ходе обследования вскрываются причины, обуславливающие трудности в обучении, определяются пути компенсации имеющегося нарушения, а также условия, необходимые для достижения ребенком максимально возможного уровня образованности, интеграции в общество. Непременное условие, которое неукоснительно должно выполняться, – это проведение психолого-медико-педагогического обследования ребенка с согласия и в присутствии одного из его родителей или законного представителя.
Организация проведения психолого-педагогического обследования предусматривает:
· формулирование диагностической гипотезы;
· составление плана проведения обследования (выбор диагностических методик, определение количества заданий, порядка и формы их предъявления);
· определение способов фиксации получаемых данных;
· определение методов анализа и обработки полученных результатов;
· оформление и представление первичных результатов обследования при необходимости с интерпретацией (в виде текста, таблицы, графика и др.).
В некоторых случаях, когда состояние ребенка не позволяет ему выполнить весь объем заданий, например, при синдроме раннего детского аутизма, тяжелой степени умственной отсталости и др., процедура обследования либо модифицируется, либо основной упор делается на методах наблюдения, анкетирования родителей и сбора анамнестических данных.
Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка с особенностями психофизического развития. Результаты обследования, раскрывающие картину всего разнообразия познавательных и эмоционально-личностных характеристик ребенка, обсуждаются специалистами психолого-медико-педагогических комиссий и дают возможность определить программу обучения и воспитания, специальные условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.
11.2. Перечень методик для изучения когнитивной сферы у детей с особенностями психофизического развития
Диагностический инструментарий по изучению детей с ОПФР отвечает принципу комплексного подхода к изучению ребенка и обеспечивает всестороннее обследование особенностей развития основных составляющих психики – личности, интеллекта, деятельности и других более частных ее свойств.
Использование данного минимума методик психолого-педагогической диагностики позволяет получить качественные и количественные характеристики объекта исследования, которые находятся во взаимосвязи. Надежность выводов зависит от тщательности и точности произведенных измерений. Отсюда следует необходимость применения при диагностике многих методик, обеспечивающих сочетание количественных и качественных показателей развития. Получение качественно-количественных характеристик различных составляющих психического развития способствует пониманию структуры познавательной деятельности и ведущего фактора, лежащего в основе индивидуальных особенностей.
Методики психолого-педагогической диагностики хорошо теоретически и психометрически обоснованы. Они прошли проверку по таким критериям, доказывающих их качество и эффективность, как валидность и надежность. При подборе необходимого минимума диагностических методик учитывалась необходимость определения у ребенка в ходе обследования не только актуального уровня развития, но и его потенциальных возможностей.
Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также имеющегося у ребенка нарушения развития, социального фактора и др.
Необходимым условием при осуществлении диагностики является создание комфортной среды: освещение, звуковой фон, качество мебели, организация пространства, удобное размещение необходимых материалов. Процедура обследования должна быть адекватной возможностям ребенка с ОПФР по характеру стимульного материала и последовательности его подачи.
На результаты обследования также оказывает влияние личность взрослого, проводящего диагностику. От его профессионализма, манеры поведения зависит создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности (Приложение Е).
Предложенный перечень диагностических методик предполагает возможность использования как стандартизированных, так и нестандартизированных методик. Применение стандартизированных методик требует высокого профессионализма и осторожности. Тестовое обследование носит жестко унифицированный характер, что проявляется в стандартном предъявлении инструкции, времени выполнения задания, качестве стимульного материала и др. Параметры стандартов (форма, скорость подачи инструкции, ее содержание) соотнесены с возможностями «нормы». Поэтому ребенок с выявленным нарушением развития попадает в несоответствующую его возможностям ситуацию. В этом случае стандартные характеристики могут изменяться с целью обеспечения адекватных условий особенностям ребенка. Например, для ребенка с нарушением слуха устная вербальная инструкция предъявляется не один раз, а несколько, допустимо увеличение размера картинок для детей с нарушением зрения. В некоторых случаях необходимо дополнительное взаимодействие с ребенком, предоставление перерыва. Сам тест, как правило, фиксирует конечный итог какой-то деятельности, степень сформированности той или иной психической функции и отражает наличный уровень психического развития ребенка, зону его актуального развития. В ситуациях, когда вносятся изменения в стандарт, нельзя индивидуальный результат соотносить с имеющимся в тесте нормативом. Получаемые при этом данные могут использоваться лишь для качественного анализа индивидуальных особенностей.
Таким образом, стандартизированные методики в работе могут использоваться с определенными ограничениями, в виде вспомогательного средства при ведущей роли наблюдения, обучающего эксперимента и качественного анализа полученных данных.