Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха: причины, классификации

Сурдопсихология – раздел специальной психологии, в котором изучаются психологические особенности лиц с нарушениями слуха в результате дефекта слухового анализатора.

Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.

Причины: 25% случаев отсутствия слуха обусловлено действием вредных факторов во внутриутробный период развития ребенка: 1) вирусные инфекции беременной (краснуха, корь, грипп, вирус герпеса); 2) внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными, алкогольными веществами, травмы плода.

Причинами приобретенных дефектов слуха могут стать: менингит, корь, скарлатина, паротит, пневмония, осложнения гриппа, кровоизлияния, опухоли, энцефалиты, заболевания носа и носоглотки в раннем детстве, невриты слухового нерва.

К нарушениям функционирования слухового анализатора могут привести химические препараты, токсично действующие на него (хинин, стрептомицин, мышьяк, ртуть, свинец), сильный шум и вибрация, травмы головы.

Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм (например, деформации головы ребенка при использовании щипцов). К нарушениям слуха могут привести механические травмы – ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.).

Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаше, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших и брак. Причинами нарушений слуха могут быть итакие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).

Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, уровень развития речи (Р.М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.

Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют: 1) ранооглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки; 2) позднооглохших. Дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в возрасте, когда речь была сформирована. Главной задачей является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

Слабослышащие (тугоухие). Дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения: 1) при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 – 6 м от уха, разговорная – на расстоянии 6 – 8 м; 2) при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 – 3 м, разговорная – на расстоянии 4 – 6 м; 3) при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная – на расстоянии 2 – 4 м; 4) при тяжелой степени тугоухости – шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь – на расстоянии не более чем 2 м.

Известна также классификация слабослышащих, разработанная Л.В. Нейманом:1)воспринимают самые низкие частоты – 125-250 Гц, дети не различают каких-либо звуков, реагируют на громкий голос у уха; 2) 125-250-500 Гц, реагируют на громкий голос, различают гласные о, у; 3) 125-250-500-1000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости около уха, различают 3 – 4 гласных, некоторые знакомые слова; 4) 125-2000 Гц, слышат разговорный голос на небольшом расстоянии, различают почти все гласные, некоторые согласные, отдельные знакомые слова и фразы.

Наши рекомендации