Экзистенциальное направление.
К экзистенц.направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеч. становления и ответ-ти чел-ка за свое личностное становление, когда упор делается на "свободную волю", осознание ответственности человека за формирование собств.внутр.мира и выбор жизненного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни . Осн.цель экзистенц.коррекции - помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. Задачей экзистенц.в/действия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.Осн. предпосылка психолог.позиции - понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действит-ти. Основ. внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его "сейчастным" переживаниям. Способность психолога "быть в мире" - самое очевидное условие его успешной кор.деятельности. Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенц.коррекции: - Полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы. - Формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам. - Помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь- Быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента. - Быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам. В экзистенц.п/коррекции осн.усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологич.,осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий.Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах жизни рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность. Процесс экзистенц.коррекции состоит в развитии внутр.самосознания.В экзистенц. п/коррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенц.проблематики, а рассматриваются подходы к решению этих задач.: 1) упор на развитие самосознания.2)- культивирование свободы ответственности. 3)помощь в открытии или создании смысла.4)уникальность и идентичность. 5)работа с тревогой. В экзистенциальной психокоррекции (в отличие от других направлений) не существует обязательного правила - снижать уровень тревожности клиента.
32.Поведенческое направление.
В настоящее время в бихевиор.п/кор-ции сосуществуют 3осн основные тенденции:1)Классическое обусловливание(восходящее к экспер. традициям И.П. Павлова,является фундаментом, на котором было построено соврем. поведенч. кор-ия. На основе принципов классич.обусловливания созданы такие методики коррекции поведения, как методика аверсивного обусловливания, методика контроля стимула; один из путей управления поведением - управление предъявлением стимулов, вызывающих опред.реакцию) 2)Оперантное обусловливание(связанно с именамиЭ. Торндайка, Б. Скиннера и его модификациями поведения,согласно которому повед-е контр-ся его рез-тами и последствиями,след-но возмож.способ влияния на повед-е через воздейс-е на его рез-ты).3)Мультимодальное программирование(кор-я)(центр.место отводится воздействию на целостную орган-ю личности;ориентированность на реальные действия; разработано ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются след.задачи: построение новых стереотипов повед-я;угашение имеющихся неадаптивных стереотипов.)
Для поведенч.коррекции характерно следующее: - стремление психолога оказать помощь клиентам, чтобы они реагировали на жизненные ситуации так, как хотят сами; -отсутствие требования изменить эмоц.отношения и чувства клиента; - наличие позитивных отношений между психологом и клиентом, являющихся необходимым, но недостаточным условием эффективного коррекционного воздействия; - жалобы клиента рассматриваются не как симптомы лежащей за ними проблемы, а как значимый материал, на котором фокусируются кор. воздействия; - психолог и клиент договариваются о специфич. целях коррекции, понимаемых таким образом, что и клиент и психолог знают, как и когда эти цели могут быть достигнуты. Осн.цель коррекционных воздействий - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоц.травм и т. д. Психолог выступает в четко опр. роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готов принять на себя груз социально-психолог. модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции. Важнейшим моментом выступает выработка готовности к применению новых форм поведения клиента. Поскольку коррекции подвергается в основном поведение обратившегося, то и задачей коррекционной деятельности выступает формирование оптимальных поведенческих навыков.
Когнитивное направление.
Когнитив.психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнит.п/коррекции осн.внимание уделяется познават. структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений. Можно выделить следующие его особенности:
1)Осн.вним-е уделяется не прошлому клиента, а его настоящему -мыслям о себе и о мире 2)В основе кор-ии лежит научение новым способам мышления. 3)Широкое применение системы д/з, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия. 4)Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире. В когнитивном подходе можно выделить два направления: 1.Когнитивно-аналитическое. 2. Когнитивно-поведенческое. Основная задача - создание модели психол.проблемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно. Задачей психолога -выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником негативных переживаний) и обучение клиента новым способам мышления. Основные этапы работы с клиентом: 1. Диагностический этап. Знакомство с проблемами клиента, глубокое изучение его биографии, совместное с клиентом формулирование его проблем. 2. Активный этап. Задача данного этапа - научить клиента видеть неадаптивные формы собственного поведения. 3. Перерыв. В течение 2-3 мес. клиент самостоятельно (не встречаясь с психологом) использует освоенные формы поведения в повседневной жизни. 4. Заключительный этап. Клиент и психолог обсуждают прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения, проблемное поведение клиента с целью доработки самых сложных его элементов. Целями когнитивной психокоррекции являются: - исправления ошибочной переработки информации; - помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.Позиция психолога достаточно директивная, он - учитель, наставник. Когнит. п/кор-я предполагает, что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неправильные представления возникают в результате неправильного научения в процессе познавательного или когнитивного развития личности. А отсюда выводится формула воздействия: психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышлении и научиться альтернативным, более реалистичным способам формулирования своего опыта. Конечной целью является устранение систематических предубеждений в мышлении клиента.