Психокоррекция умственного развития.
В работе с учащимися должны быть максимально реализованы возрастные и индивидуальные возможности и резервы развития детей. Для каждого ребенка необходим индивидуальный подход и дифференцированное обучение. У мл.школьников учебная деятельность становится основным средством формирования и развития всех психических свойств и качеств ребенка. Практически все проблемы школьников которые возникают на следующих этапах обучения определяются тем, что ребенок не умеет учиться, либо не сформирована учебная и познавательная мотивация, или не видит перспективы учения. Оптимальному психическому развитию учащихся часто препятствует недостаточная сформированность такого качества мыслительной деятельности как самостоятельность мышления, она представляет собой способность видеть проблему, формулировать задачу находить на нее способы решения , опираясь на имеющийся опыт. Недостатки в развитии данного качества обнаруживаются в том , что учащиеся действуют по образцу на уровне узнавания, применяют старые приемы умственной деятельности и отказываются от возможности разобраться в существе дела если эти приемы не походят. В тех случаях, когда педагогическая практика и целенаправленно проводимая псих.диагностика умственного развития учащихся выявляют наличие указанных неблагоприятных симптомов отклонений в развитии, возникает необходимость коррекционной работы, направленной на коррекцию и развитие необходимых и недостающих ребенку качеств мыслительной деятельности в первую очередь таких как самостоятельность и гибкость мышления. С этой целью нужно добиваться чтобы школьник осознано овладел приемами способами мыслительной деятельности и использовал их. Очень важна работа педагога по обучению детей составлению планов, их обобщению и конкретизации, обсуждению планов. Психологи отмечают , что уже в начальных классах возможности детей позволяют проводить работу по развитию навыков владения прямыми и обратными операциями.
При обучении смысловому запоминанию –необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала обучают действиям сравнения , затем основам классификации, а потом к приему систематизации. В начальной школе дети должны самостоятельно работать с учебником( выделять главное в тексте, классифицировать по значимости, составлять планы, выполнять пересказы, осуществлять самоконтроль)
БрагинаВ.Д. выделяет в проблемах умственного развития как преимущественная ориентация на ошибки в своей деятельности. В качестве основного содержания коррекционной программы по преодолению ориентации на ошибку , она называет максимальное ослабление «карательной функции » ошибки. Рекомендовала коррекционные мероприятия (помочь в осознании , что ошибка не обозначает безнадежность , что при помощи ошибки можно глубже проникнуть врешемую ситуацию , усв. материал, подведение ребенка к самостоятельному спокойному обнаружению ошибки, объяснение ошибки , обоснование причин ее возникновения и последствий для дальнейшей работы;коррекция ошибки, ее сознательное исправление; самостоятельное выполнение похожего задания)Учитывая неразрывную связь развития мышления с речью , психологи особенное внимание уделяют коррекции речевого развития детей. Коррекционные занятия с детьми разных возрастов при стертых формах речевых нарушений должны охватывать все виды деятельности ребенка, воздействовать на речевую систему в целом , учитывать преобладающий дефект. Особое значение в КУР имеет работа с детьми имеющими задержки псих. развития , на ряду с перечисленными выше формами коррекции в работе с детьми имеющими ЗПР должно быть уделено особое внимании устранению вторичных дефектов развития , проявляющихся в недоразвитии сенсорной и двигательной сфер ребенка. Работа должна быть направлена на :совершенствование двигательной сферы детей, и коррекции имеющихся у них отклонений в псих.развитии; строится на активизации познавательной деятельности детей с учетом особенностей их высших псих.фукций.
Обучение учащихся овладению умственными операциями и активному их использованию в уч. Деятельности при решении жизненных проблем предполагает , что эти операциидолжны быть выделены , целенаправленно осознаны, и ребенок должен быть специально им обучен.Для анализа сформированности мыслительных процессов используются тесты умственного развития: начальное, среднее звено –тест Векслера, старшее –ШТУР(школьный тест умственного развития), или ТУС(тест умственных способностей) и т.д.Во всех ситуациях коррекционного воздействия необходимо помнить, что первые успехи ребенка можно только организовать .Это необходимо для того чтобы ребенок смог проверить в себя, в свою важность и полезность для окружающих в свое равенство с ними.
17. Коррекция и профилактика дезадаптации.
Очень часто в психолого- педагогической практике встречаются реактивные состояния у детей.Они могут возникнуть у любого нормального ребенка независимо от его изначальных психических особенностей как следствие острого эмоционального неблагополучия. Общими психотравмирующими моментами для ребенка являются :
1. Неблагоприятная оценка уровня какого либо вида деятельности вы- сказывается самому ребенку , без учета того , что его возраст , уровень развития , способности еще не позволяют ему безболезненно воспринимать эту неблагоприятную оценку .
2. нередко при высказывании ребенку неблагоприятной оценки, его деятельность расширяется объем того , что подвергается оценке. При этом зачастую переходя прямо на личность ребенка не учитывая того что у детей особенно в мл.воз-те , нет еще доступной для взрослого способности полностью деференцировать свою деятельность и себя.
3. Психотравмирующее действие содержательной стороны низкой оценки усиливается эмоциональной окраской оценивающего высказывания.
4. Исключительное значение в плане психотравмирующего воздействия обладает сравнение ребенка с кем-то другим , кто ему противопоставляется как образец, пример.
При осуществлении коррекционного воздействия важно помнить , что порицания, особенно частые , уничтожают эмоциональное благополучие ребенка и поэтому не могут стимулировать желаемых форм поведения или деятельности , в которых от него хотят таким образом добиться результатов.В начале психолог определяет основные причины возникшей дезадаптации и формы ее проявления, наиболее хар-ные для ребенка.,затем создаются условия для коррекции самооценки ребенка и его эмоц.-волевой сферы с целью повысить активность ребенка ребенком возникшей трудности, сформировать позитивное отношение к себе и оптимистическую оценку перспектив. Затем ищутся средства и ресурсы для преодоления негативного опыта ребенка в отношениях с социальным окружением. Далее , с учетом индивидуального опыта ребенка и особенностей формирующейся личности , создаются условия для формирования конструктивного отношения к требованиям окружающих и соответствующих ему новых , более адаптивных форм реагирования и деятельности. Опорой при проведении такой работы может служить формирование в условиях специально-организованного общения позитивной адекватной самооценки ребенка в пределах его возрастных особенностей.
Важная из функций любого взрослого в том числе педагога – способствовать социальной адаптации ребенка, исходя из его возможностей. А это значит, что именно взрослый должен регулировать степень психологической нагрузки – она не должна превышать возможностей ребенка . Ребенок должен быть защищен от перегрузок воздействиями, воздействий вредных и избыточных.