Коррекция произвольной регуляции поведения.
Одной из наиболее важн.проблем психич.развития ребенка является формирование способности к волевой регуляции поведения, самоконтролю. Развитие произвол. поведения неразрывно связано с развитием у ребенка сознания. Сознательными называют действия, пропущенные через ум и волю человека. К осн.формам проявления способности к волевой регуляции поведения у детей относят: умение сдержать себя, умение контролировать внешнее проявление чувств - умение слушать и слышать учителя и своих товарищей - умение выполнять требования и указания взрослых - умение делать не только то, что занимательно и интересно, но и то, что неинтересно,умение довести начатое дело до конца. При этом уже на начальных этапах обучения выявляются недостатки развития воли у детей. Они выражаются в трудностях выполнения задания по образцу,низкой или нестабильной работоспособности,преобладании внешних мотивов учения,легкости отвлечения на посторонние, по отношению к учебной, виды деятельности,пассивности на уроке и при подготовке домашних заданий,возбудимости, чрезмерной подвижности детей.
При этом нужно иметь ввиду, что недостат.сформированность вол. каче-в ребенка отражается не только на развитии соц.поведения, дисциплинированности и организованности учащегося, но и на развитии его познават. процессов, затрудняет формирование ВПФ,которые хар-ся в первую очередь осознанностью и произвольностью. Это обусловливает необходимость своевремен., проведения психокор.работы с детьми, имеющими недостатки в развитии способ-ти в произвол.регуляции поведения. При таких нарушениях регуляции поведения и эмоций как раздражительность, расторможенность, агрессивность используют упраж-я от медленного к быстрому,затеи опять к медленному.
Гипервозбудимым детям предлагают «зеркальные» упражнения. Зеркальн.отображение оказывает сильное воздействие на прояснение сенсорного восприятия, пробуждает способность к различению и формирует способность к дифференцированию.Учитывая, чтоволя проявляется в способности личности преодолевать препятствия на пути к достижению к стоящей перед личностью цели, к основным способам коррекции и развития волевых качеств можно отнести:1) развитие побуждений к деятельности, общ. и спец. познавательной, учебной активности,ее мотивационно-потребност.основы.
2) развитие механизмов целеполагания3) развитие способов выполнения деятельности, включая с/контроль, с/оценку, с/регуляцию.
Большое значение для развития воли имеет выполнение ответств.поручений,для млад. детей - включение в обучение детей монотонных, однообразн.задании, выполнение которых требует от ребенка усидчивости, настойчивости. Задание должно быть трудным, но посильным.Коррекция развития волевых качеств у детей предполагает развитие у детей способности к самостоят.деятельности. Важно, чтобы во всех ситуациях проводимой кор. работы дети испытывали чув-во удовлетворения от выполнения заданий. На развитие произвольн.внимания можно использовать игру «Пуговицы»,выполнение мозаики(кубики Кооса),проводят игры на развитие навыков контроля (вычеркивание один.букв в книге)
15. Коррекция псих.развития младшего школьника на начальном этапе обучения.
При поступлении ребенка в школу могут возникнуть трудности в связи с тем, что его вед.деят-ть в дошкол.возрасте игровая,не перешла на учебную и отсутствием внутр.позиции школьника. Для них игров.деят-ть еще не потеряла своего актуального значения, в то же время окружающие предъявляют к ним новые требования,связанные с учебой.Для таких детей затруднено вхождение в школьную жизнь. Дети находятся в противоречивой ситуации: ведущая деятельность для дошкольников ,игровая,не изжила себя, с ней связаны осн. потребности и удовлетворения,переживания, у нее есть перспективы развития, а новая вед. деят-ть - учебная оттесняет ее, требует перенесения основного внимания на нее. В такой ситуации учебная деятельность осуществляется как внешняя по отношению к внутренней мотивации и личностным смыслам школьника. Школ.жизнь воспринимаетсякак формальн,нормативн.сторона, ориентация на с/изменение,присвоение научного знания не актуальными. Это обусловливает необходимость проведения КРР на нач.этапах обучения в школе с целью профилактики последующей школьной дезадаптации. Наиб.адекватным подходом в такой работе-создание усл-й, которые органично сочетают игров.и учебн.типы деят-ти: организация по форме является игровой,но понаправленности носящей учеб.хар-р.Целесообразно выводить некот. виды КРР за рамки урока и выполнять психологу. Своевремен. интенс. работа может обеспечить плавн.естествен.для личности реб-ка переход от игровой к учеб.деят-ти.Кор.работа строится в двух направлениях:
1)Созд-е условий для завершения формир-я осн.психолог. новообразований, которые должны складываться у ребенка к началу школьного обучения и являются необход. предпосылками учеб. деят-ти.2)Формирование психол.потенциала, обеспечивающего успешное продвижение в новом виде деят-ти (учебной), ведущей в развитии мл. школь-ка.
Организация и проведениеКРР основываются на след.принципах:
1)Развитие психики в онтогенезе связано с организацией определенных форм деят-ти. Основополаг.принципом является принцип вед.деятельности, которая является осн.механизмом формир-я основных психол. новообразований. В данном случае взрослый организует игровую деят-ть, но с учебн.элементами, что формирует у реб-ка нов.мотиваци становление реб-ка как субъекта учебно - игровой деятельности.
2)Принцип управления психич.развитием, связанный с представлением о ведущей роли обучения в псих.развитии.Развитие-управляем.процесс,обеспечиваемаый с помощью взрослого,с его участием в организации жизнедеят-ти ребенка.На нач.этапе это совместная распред.деят-ть между взрослым и реб-ком, взрослый -носитель образца действий, затем постепен.перенесение всей деят-ти на реб-ка .
Управление развитием опирается также на теорию поэтапного формирования умственных 3)Принцип смены психол.позиции в деят-ти, связанный с изменением отношения ребенка к себе, с развитием у него позиции субъекта деят-ти.Ребенок переходит от позиции ведомого и равного он должен перейти к позиции ведущего,организатора игры.
КРР провдится с детьми с низким уровнем готовности к обучению: низ.произвольность поведения, несформированность пространственной ориентировки и внутр.плана действий.
Игровая деят-ть с элементами учебной направлена на формирование и коррекцию:
а) произвольности поведения б) пространственной ориентировки ребенка в плане реальных отношений и во внутреннем плане в) интеллектуальных способностей г) позиции ребенка как субъекта присвоения нового опыта.
Игры поводятся в четыре этапа:1)ориентировочно - обучающий этап 2)Этап освоения правил 3)Этап совместных форм деятельности. 4) Контрольно - итоговый этап
( например, игры «офицер-солдат», «поиск клада»)