Коррекция аномалий в развитии личности в раннем возрасте.
Раннее воспитание детей с замедленным развитием в семье должно быть основано на след.принципах: 1)эмоц.направленность воспитания, активация всех чувств, 2)пробуждения у ребенка интереса к окруж.. его миру и активизации его стремления к более тесному общению с ним, 3)всестороннее выявление уровня его умствен. развития, 4)комплекс.воздействие на все стороны личности, 5)развитие моторики как центральная задача, 6)установление связи всех видов деят-ти ребенка с речью, 7)доступность учеб. материала, 8)постоянные упр-я и практич.применение приобретенных навыков, 9)единство действий всех участников воспит.процесса. Программа ран.воспитания и методика контроля за развитием детей со значит.умственным отставанием предполагают работу в соц.гомогенной группе и включает две главные части: 1)служит воспитанию у детей коммуникат.способностей с эмоц.и познават. компонентами, 2)преодолению у детей трудностей в сфере усвоения знаний. В программу должны быть включены доп.задания, направленные на закрепление даже незначительных успехов в развитии реб-ка.
Реализация прог-мы требует выс.активности воспитателя.Важно учитывать, что наиболее эффективен такой подход для поступающий в спец.д/с в возрасте 12-26 мес. У детей после 27 мес.успехи менее занчительны. Для достижения эффекта требуется 8-33 мес.Проведение дан.работы в обыч. яслях предполагает разработку инд.КРП и активное привлечение родителей к кор.процессу.Для оптимизации воспит.процесса рекомендуется разработка системы адаптац. мер.Важна дифференц.диагностика нарушений развития детей. Особое значение для раннего выявления преодоления нарушений развития ребенка имеет динамич.наблюдение за реб-ком в специально организованного (экспериментального) его обучения и воспитания.Доминирующей формой изучения , обучения и воспитания яв-ся игра.
Диагн.обучение позволяет выявит актуал. и потенциал. ур-ни развития реб-ка,опред-ть зону ближ.развития.
13.Коррекция нарушений развития эмоциональной сферы.
Эмоц. сфера личности (эмоции, чувства и настроения), подобно сфере интеллектуальной, формируется на протяжении детства. С эмоц.развитием ребенка неразрывно связано все формирование его личности, поведения, общения. Глубинная сущность эмоц. воспитания состоит в переводе разнообразных воспитательных влияний в фактор инд. личностного развития. Ни одно воспит.воздействие на ребенка не дает желаемого результата, если оно не пробуждает в нем внутренних стимулов к совершенствованию. Пед.вывод: в работе с детьми основной упор делать на эмоц.сторону. Основные цели эмоц. развития закл-ся в изменении соотношения интеллект.и аффектив.побуждений, формировании навыков соц.в/действия, развитии способности сопереживания. Несмотря на то, что эмоц.палитра в детстве ярче и шире, у детей в целом отмечается незрелость, неустойчивость эмоций. Спец.исследования показывают, что для детей с особенностями психофиз. развития хар-ны бедность, неадекватность эмоц. реакций реальным раздражителям как в количеств., так и в качеств.отношении, трудности в формировании так называемых высших чувств. Сложности эмоц. развития во многом объясняются слабостью регуляции чувств интеллектом. Эмоц.переживания дают толчок к размышлению .Своеобразие в развитии структуры эмоц.сферы детей может существенно влиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункции отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к развитию различных вариантов дезадаптации ребенка. Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, боязнь, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия, дистресс.. Возникновение эмоциональных проблем следует предупреждать, заниматься их профилактикой. В основе отрицательных эмоций - неудовлетворение потребностей: органических (в пище, безопасности), духовных (в любви, ласке, внимании, признании, уважении). Результат неудовлетворения какой-либо потребности - нарушение поведения. Удовлетворение потребностей связано с эмоциями, последние в свою очередь связаны с переживаниями, положительными или отрицательными, длительными или быстро проходящими. Задачи развития и коррекции эмоционально-волевой сферы: 1) формирование понимания эмоционального смысла происходящего; 2) ознакомление со способами и приемами в проявлении и понимании эмоций, чувств в тех формах, которые приняты в обществе и являются этически и эстетически ценными в различных социальных ситуациях, обучение им; 3) привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим; 4) формирование умения различать и воспроизводить экспрессию эмоций, проявлять эмпатию; 5)развитие формы эмоционального поведения; 6) обучение высказыванию предположения о причинах переживания и возможных последствиях эмоциональных состояний; 7)расширение запаса слов, употребляемых для описания эмоциональных проявлений и характеристики чувств. Широкие возможности для коррекции эмоций предоставляют игры (манипулятивные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые).,цветотеррапия, арттеррапия и др.
Коррекция развития эмоц. сферы основана на признании того факта, что кажда форма проявления эмоц.сферы (мимика, пантомимика, жесты, выразительность речи) подвластны контролю и влиянию. Это значит, что психолог имеет возможность опосредовано ( с помощью спец. Средств) воздействовать на внутренние эмоциональные механизмы через развитие внешней эмоциональной сферы.