Понятие и структура семиозиса. Модель эффективной коммуникации Грайса.
Семиозис (от греч. semeiosis) – термин, принятый в семиотике, и обозначающий «процесс интерпретации знака», или процесс порождения значения. Известно, что этим термином пользовались древнегреческие физиологи, в частности Гален из Пергама (139 - 199 н.э.) для постановки диагноза: семиозис означал интерпретацию симптомов. Древние греки включали в семиозис (1) то, что выступает как знак; (2) то, на что указывает знак или к чему он отсылает (десигнат); (3) воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта).
Один из основоположников современной семиотики американский философ Ч.С.Пирс применял понятие «семиозиса» для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения «объект-знак-интерпретанта». Для Пирса именно понятие семиозиса было центральным понятием его семиотической теории. По мысли Пирса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками. Осуществляется это знание благодаря интерпретанте. Интерпретанта - это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/ объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.). Каждый знак способен порождать интерпретанту, и этот процесс фактически бесконечен. Пирс постулирует необходимость бесконечности этого процесса следующим образом. Если предположить гипотетическое существование самой последней, самой сложной, исчерпывающей и завершающей интерпретанты данного объекта, то эта интерпретанта может быть ни чем иным как самим объектом, целиком явленным нашему сознанию. Но такой объект, а равно и такой знак - как физически тождественные друг другу - не возможны и не существуют. Стало быть, процесс интерпретации безграничен. На этом постулате основана идея Пирса о неограниченном семиозисе. Семиозис - это динамический процесс интерпретации знака, единственно возможный способ его функционирования. Семиозис - это деятельность знака по производству своей интерпретанты. Идея семиозиса выражает самую суть отношений между знаком и внешним миром - объект репрезентации существует, но он удален и недосягаем, будучи словно “спрятан” в череде семиотических медиаций. Однако, познание этого объекта возможно лишь через исследование порожденных им знаков. У.Моррис определял семиозис как «процесс, в котором нечто функционирует как знак». Он также выделял три измерения семиозиса (которые зачастую рассматриваются как различные сферы семиотического анализа): 1) семантика характеризует отношение знака к своему объекту; 2) синтактика - включает отношения знаков друг к другу; 3) прагматика – исследует отношения между знаками и теми, кто ими пользуется (интерпретаторы).
Концепция эффективной коммуникации Грайса. Для языковых систем предмет синтактики – прагматика и синтаксис языков. Синтактика – изуч. способы согласов., сочет. знаков, ведущие в конечном счёте к образов. Знаковых выражений/систем. Парадигма – напр. на отн-я между людьми, пользоват. Знаков и собств. знаковыми системами. Взаимодействие по линии: человек – знак – ситуация. Модель Пола Грайса. (прагматическая модель эффективной комм-ии). Грайс развив. модель Мориса и сосредотачивает внимание на прагм. измерении семиозиса. Его предложение - собств. решение задачи об эффективной прагматике комм-ии: совокупность 4х правил (условий) эффективной комм-ии. Формула Грайса: Вклад в композицию (прежде всего в вербальную) болжен быть необходим и достаточен по кол-ву, адекватен по качеству, роливатен по втруктуре исп. ср-вам.). Лучшая форма PR – атаки: "мы не мешаем оппоненту, не ругаем его. Мы хвалим его, помогаем ему, но ему всё хуже и хуже от этой помощи." Этот принцип Грайс развернул в 4 категории эффект. прагм. комм-ии: 1. количество 2. качество, 3. релевантность, 4. спопоб ком-ии. 1. Вклад в комм-ию, чтобы она была эффективной, должен бытии необходимым о достаточным. Он не может быть не более и не менее информативным, чем этого треб. цель ком-ра и ситуация взаимодействия. Особ. этой категории важна для преод. Избыточности инф-го вклада. 2. Правда и тоько правда. Для достижения эффективности комм-ии не следует говорить того, что вы считаете ложью, но для док-ва чего нет дост. оснований. 3. Данная категория формируется из след. принципа: для эффективной комм-ии стр-рное содержание эл-в сообщ-я должно соответствовать целям ситуации и комм-ии. 4. Согл. Грайса форма, способ комм-ии, средства исп. в рамках комм-ий должны быть адекватны партнёру по взаимод. его возможн-м, ожиданию, культуре, эмоциям. Для эффективной комм-ии необходимо избегать двусмысленности, многословия, амбивалентных формулировок, непонятных слов, усложнённых конструкций и т.д.