Формула эффективной вербальной коммуникации Грайса

Вклад спикера в вербальную коммуникацию должен быть достаточным по количеству, удовлетворительным покачеству, релевантным по структуре иадекватным по способу коммуникации.

Категория количества связана с той формулой, что вклад субъекта в коммуникацию по объему информации не должен быть ни чрезмерно ограниченным, ни искусственно избыточным. Это относится как к содержанию информации, так и к характеру ее подачи.

Категория качества требует, чтобы содержание соответствовало намерению источника. Это означает, что нужно говорить правду, соответствующую цели (если нужна ложка, то не просите вилку).

Категория релевантности требует, чтобы структурные компоненты сообщения, их последовательность не искажали смысла.

Категория способа требует, чтобы средства были адекватны задачам коммуникатора.

Билет 25. Типология знаков. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма.

Типология знаков. Типология знаков Пирса – см. билет №21.

Парадигма и синтагма – см. билет №18.

Билет 26. Понятие кода. Типология кодов.

Коды – правила организации знаков, система определенных норм, с помощью которых информация представляется в знаковом виде. В более узком плане коды – способы организации синтагм из парадигм.

Коды одновременно являются способами организации знаков и регуляторами поведения. Все виды кодов выполняют функцию организации системных значений и имеют следующие характеристики:

1)они функционируют на основании некоторой единой парадигмы;

2)коды определяются конвенционально, т. е. опираются на соглашения пользователей;

3)коды транслируются о каналам ком-ции;

4)коды являются производными от культуры социальной общности, при этом коды и культура находятся в непрерывной прямой и обратной связи, т. е. влияют друг на друга.

Типология кодов.

1.Критерий характера парадигм:

1) аналоговые;

2) разделительные.

Аналоговые коды не разделяются четко на отдельные, дискретные элементы. Разделительные коды отделяют одно значение в парадигме от другого.(напевать мелодию – аналоговый код, записать мелодию нотами – разделительный код). А – единый поток; Р – части.

2.Репрезентационные и презентационные коды:

1) Репрезентационные коды – коды независимого существования, они заменяют субъекта, способны существовать автономно от него и от социальной ситуации, в которой осуществляется коммуникация. Это коды языка, с помощью которого формируются тексты. Тексты выполняют функции репрезентационных кодов. Прежде всего выполняют когнитивную функцию.

2) Презентационные коды – состоят из знаков-индексов. Такие коды не отделяются от коммуникатора и ситуации взаимодействия и, как правило, надежнее всего функционируют в межличностной коммуникации, хотя представлены и в массовой коммуникации. Наиболее эффективны в выполнении конативной и эмотивной функций.

Невербальная коммуникация опирается на систему презентационных кодов. С помощью этих кодов коммуникатор реализует две функции:

- передает информацию о себе и о своей реакции на ситуацию взаимодействия;

- интерактивное управление аудиторией.

Виды презентационных кодов:

· Телесный контакт;

· Дистанция, степень близости;

· Угол общения;

· Внешний вид;

· Движения головой;

· Мимика;

· Жестикуляция;

· Позы;

· Контакт глазами, движения глаз;

· Невербальные аспекты речи.

3.Сложные и простые коды:

1) Сложные коды – коды, выделяющие, обосабливающие коммуникатора. Для овладения ими требуется специальная подготовка. Сложные коды – атрибут профессиональных групп и субкультур. Чем выше профессиональный уровень субъекта, тем сложнее его кодовая система. Тяготеет и к устной, и к письменной речи, репрезентационным кодам. Требуют специального обучения

2) Простые коды – коды, интегрирующие коммуникатора в аудиторию, подчеркивающие общность коммуникатора и аудитории. Это коды обыденного сознания и обыденного языка. Тяготеет к устной речи и презентационным кодам. Зависят от культурного опыта.

4.Массовые и специальные коды:

1) Массовые коды относятся к простым кодам, они обращаются к сознанию обществ массового типа, ориентированы на сообщество, а не на индивида, выполняют объединяющую функцию.

2) Специальные коды – коды, употребляемые в рамках профессиональных сообществ, опираются на общий профессиональный или интеллектуальный опыт.

При исполнении специальных кодов акцент делается на различие между группой пользователей кода и остальных субъектов. При исполнении массового кода акцент противоположен, подчеркивание единства общности.

Использование специальных и массовых кодов определяется природой аудитории. Она может быть широкой (гетерогенной) и узкой (однородной).

5.Логические и эстетические (условные) коды:

1) Логические коды – коды точных наук, в которых невозможно отклонение, искажение. Они символичны, статичны, безличны, не подвержены культурному влиянию.

2) Эстетический код мобилен, культурно детерминирован.

Главное отличие между логическим и эстетическим кодом в природе их парадигм. Парадигмы логических кодов однозначны, определены, четкие, организованные. Эстетические коды имеют открытые парадигмы. Они подвержены конвенции, опираются на переменчивые культуры, на опыт пользователей. Они менее точно определены и способны к изменению. Динамика эстетического кода – от меньшинства к большинству, от специального сознания к массовому (например, импрессионизм).

Наши рекомендации