Тестирование широкого кругакачеств личности
• Frasier Talent Assessment Profile (F-TAP)
• Общие способности:– интеллектуальная способность, учебные достижения,креативность, критическое мышление
• Области тестирования– Коммуникационные умения,– Воображение/креативность,– Юмор,– Исследование,– Инсайт,– Интересы,– Память,– Мотивация,т – Решение проблем,– Умозаключения.
Конвергентное и дивергентное мышление и их тестирование.
Два типа мышления
Конвергентное
• При решении задачифактический материал изразных источниковобъединяется вместе такимобразом, чтобы найти«правильный» ответ (наука,математика, технология).
• Это те задания, которыеиспользуются в тестахинтеллекта.
Дивергентное
• Задачей является широкотворческая разработка идейпобуждаемых стимулом(искусство и гуманитарныенауки).
• Тесты с открытым числомрешений, в частностисвязанные «использованиемобъектов».
Структурно-динамическая теория интеллекта.
• Согласно теории Д.В.Ушакова интеллектпонимается как совокупность прижизненноформируемых функциональных систем.
– «Функциональная система» — объединениечастных механизмов организма в целостнуюсистему приспособительного поведенческогоакта, создание «интегративной единицы».
• Структура интеллекта – взаимосвязьразличных его областей (вербальной,пространственной, числовой и т.д.) -выступает как результат взаимодействиятрех факторов:
– индивидуально выраженного потенциалаформирования интеллектуальных систем,
– «когнитивного пересечения функций» и
– средового влияния, определяющегонаправление распределения потенциала.
Классификация тестов на креативность личности.
1) тесты, жестко регламентирующие деятельность испытуемого. В таких методиках время решения лимитируется, тестовые задания предполагают единственно возможный верный ответ;
2) тесты, слабо регламентирующие деятельность испытуемого. Задания данных методик предполагают вариативность ответов, они построены по принципу открытых тестов, однако при оценке результатов вводится критерий правильности;
3) тесты, не регламентирующие деятельность испытуемого. Данные методики не ограничивают испытуемого временем решения, предполагают полную свободу ответов
40. Эмоциональная креативность и ее тестирование.
Дивергентная креативность
• Способность формировать новые идеи:
– Осуществлять выход за пределы заданного,мыслить вширь и в разных направлениях,видеть необычные атрибуты объекта и др.
• Теория дивергентной креативности итестовые задания были первичноразработаны Дж. Гилфордом.
Эмоциональная креативность
• Способность влиять наструктуру и содержаниеэмоциональных синдромов.
• Генерирование новых идей вотношении эмоциональныхявлений.
• Первые теория и практическиезадания для тестирования былиразработаны Дж. Эвериллом.
• Для измерения эмоциональнойкреативности используютсяметодики типа опросников,основанных на самоотчете, ипродуктивные задания.
Тест эмоциональной креативностиУшакова-Ивановой
• Идея теста состоит в том чтобы испытуемый дал какможно больше ответов, объясняющих его необычноеэмоциональное состояние в некоторой обыденной
ситуации.
• Д. В. Ушаковым и О. Н. Ивановой были разработаныоригинальные задания:
– Испытуемому дается общее описание некоторойэмоциогенной ситуации, а также обозначается эмоция,которая не соответствует приведенной ситуации.
• Испытуемому предлагается представить ситуацию и датькак можно больше ответов на вопрос,– например:
– Друг вернул вам книгу, но у вас плохое настроение,почему?
Результаты тестирования
• Включают в себя разнообразные ответы вколичестве от 1 до 9.
• После классификации смысла ответов экспертом-психологом по качественным отличиям между нимибыло выделено 17 общих смысловых категорий, вкоторые попадают различные ответы всехиспытуемых в выборке.
– Например, категория «книга испорчена» включает всебя ответы, связанные с разными повреждениямикниги
• вырванные листы, рисунки, грязь, запах и др.
– Категория «книга не нужна» включает в себя ответы,связанные с причинами ненужности
• нет времени для чтения,
• уже куплена новая книга и др.
41. Назначение и использование тестов достижений и готовности.
Тесты достижений
• Наряду с тестами интеллекта, специальных икомплексных способностей возник и еще один типтестов, широко применяемых в обучении – тестыдостижения.
• Эти тесты можно назвать и по-другому– тесты объективного контроля успешности
• школьной, профессиональной, спортивной.
• В отличие от тестов интеллекта, тесты достиженийотражают не столько влияние накопленногоопыта, сколько влияние специальных программобучения, профессиональной и другойподготовки на эффективность решенияспециальных заданий.