Стандартные статистические допущения

1. Нормальное (или близкое к нормальному) распределение изучаемых случайных величин и достаточной одинаковости их дисперсий.

2. Измеряемые случайные величины являются количественными признаками объектов наблюдения и представлены абсолютными значениями.

3. Величины являются непрерывными, т.е. их значения могут сколь угодно мало отличаться друг от друга.

• Однако значительная часть величин, встречающихся в сфере психологии не отвечает выше перечисленным условиям.

• При невыполнении выше указанных условий для проведения корректного исследования и получения верных выводов необходимо использовать непараметрические методы

статистической обработки.

– Эти методы не требуют учета параметров распределения, например, его симметричности, пикообразности и других.

Частые статистические особенности

• Многие интересующие исследователя параметры и процессы, не соответствуют закону нормального распределения. Примеры:

– творческие способности, выбор и встречаемость семантических категорий, индивидуальный уровень двигательной активности в популяции, случаи редких болезней в популяции.

• Более того, в большинстве случаев тип распределения неизвестен, либо его невозможно определить вследствие малого объема выборки.

• Часто приходится иметь дело с качественными (категориальными) признаками, для которых можно определить лишь частоту встречаемости.

– Например, оценка результатов теста (низкий, нормальный, высокий уровень показателя) и др.

• Многие параметры, которые нужно оценить, являются по своему смыслу дискретными.

– Сюда относятся многие диагностические признаки: число баллов, полученных при анкетировании, число случаев заболевания и др.

• Часто при статистическом анализе приходится сравнивать относительные величины, отражающие долю (проценты и др.).

Непараметрическая статистика

• Методы непараметрической статистики применяются в тех случаях, когда показатели тестов распределены ненормально или распределение неизвестно.

– Существует определение: «Непараметрические методы статистики -методы математической статистики, не предполагающие знание функционального вида генеральных распределений».

• Для определения статистических зависимостей в непараметрической статистике предназначены:

– мода (Мо) - наиболее часто встречающийся вариант ряда;

– медиана (Ме) - вариант, приходящийся на середину ранжированного ряда;

– критерии Манна-Уитни, Уилкоксона, Хи-квадрат;

– коэффициенты ассоциации (Ф) и контингенции (Q);

– преобразованный коэффициент корреляции Пирсона (φ);

– коэффициент сопряженности Пирсона (С) (для больших выборок);

– коэффициент сопряженности Чупрова (К) (для Mx N-клеточной

сопряженности);

– коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Rs) и др.

30. Интеллект, его исследование и определения.

• Концепция «интеллекта» является сравнительноновой, неизвестной сто пятьдесят лет тому назад,хотя происходит от старых латинских корней.

– inter= между, внутри + legere = сводить вместе,собирать, различать, выбирать, схватывать,усматривать, читать; intellegere = вникать в,разбираться в чем-либо, воспринимать, понимать.

• Френсис Гальтон возродил этот термин в конце19-го века,

– приводя доводы в пользу его врожденности и

– в значительной степени приравнивая это понятие ксенсорно-моторным способностям.

Исходные представления

• Сила интеллекта определяется качеством мозга и нервнойсистемы.

• Чем больше мозг, тем выше интеллект. (У женщин объеммозга меньше, чем у мужчин).

– 1 тест - измерение объема головы.

– 2 тест - измерение времени реакции на разные раздражители

– 3 тест - сенсорная чувствительность на звук и свет.

• Понятие тест впервые применил для быстрых инесложных проверок американский психолог ДжеймсКеттел, работавший у Ханта и Гальтона.

– Ввел термин «интеллектуальный тест» в 1890 году.

• Большинство определенийсогласны с тем, чтоинтеллект имеет отношение к взаимосвязаннымспособностям:

1. Обучение в процессе опыта.

2. Адаптация к окружению.

• Подумайте о человеке, у которого недостаточнолюбого из этих качеств, и вы сможете отобратьлюдей у которых, как кажется, недостаетинтеллекта.

• Отметьте, что очень мало формальных тестовинтеллекта требуют от субъектаосуществить любое из указанных двух действий!

Наши рекомендации