Стандартные статистические допущения
1. Нормальное (или близкое к нормальному) распределение изучаемых случайных величин и достаточной одинаковости их дисперсий.
2. Измеряемые случайные величины являются количественными признаками объектов наблюдения и представлены абсолютными значениями.
3. Величины являются непрерывными, т.е. их значения могут сколь угодно мало отличаться друг от друга.
• Однако значительная часть величин, встречающихся в сфере психологии не отвечает выше перечисленным условиям.
• При невыполнении выше указанных условий для проведения корректного исследования и получения верных выводов необходимо использовать непараметрические методы
статистической обработки.
– Эти методы не требуют учета параметров распределения, например, его симметричности, пикообразности и других.
Частые статистические особенности
• Многие интересующие исследователя параметры и процессы, не соответствуют закону нормального распределения. Примеры:
– творческие способности, выбор и встречаемость семантических категорий, индивидуальный уровень двигательной активности в популяции, случаи редких болезней в популяции.
• Более того, в большинстве случаев тип распределения неизвестен, либо его невозможно определить вследствие малого объема выборки.
• Часто приходится иметь дело с качественными (категориальными) признаками, для которых можно определить лишь частоту встречаемости.
– Например, оценка результатов теста (низкий, нормальный, высокий уровень показателя) и др.
• Многие параметры, которые нужно оценить, являются по своему смыслу дискретными.
– Сюда относятся многие диагностические признаки: число баллов, полученных при анкетировании, число случаев заболевания и др.
• Часто при статистическом анализе приходится сравнивать относительные величины, отражающие долю (проценты и др.).
Непараметрическая статистика
• Методы непараметрической статистики применяются в тех случаях, когда показатели тестов распределены ненормально или распределение неизвестно.
– Существует определение: «Непараметрические методы статистики -методы математической статистики, не предполагающие знание функционального вида генеральных распределений».
• Для определения статистических зависимостей в непараметрической статистике предназначены:
– мода (Мо) - наиболее часто встречающийся вариант ряда;
– медиана (Ме) - вариант, приходящийся на середину ранжированного ряда;
– критерии Манна-Уитни, Уилкоксона, Хи-квадрат;
– коэффициенты ассоциации (Ф) и контингенции (Q);
– преобразованный коэффициент корреляции Пирсона (φ);
– коэффициент сопряженности Пирсона (С) (для больших выборок);
– коэффициент сопряженности Чупрова (К) (для Mx N-клеточной
сопряженности);
– коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Rs) и др.
30. Интеллект, его исследование и определения.
• Концепция «интеллекта» является сравнительноновой, неизвестной сто пятьдесят лет тому назад,хотя происходит от старых латинских корней.
– inter= между, внутри + legere = сводить вместе,собирать, различать, выбирать, схватывать,усматривать, читать; intellegere = вникать в,разбираться в чем-либо, воспринимать, понимать.
• Френсис Гальтон возродил этот термин в конце19-го века,
– приводя доводы в пользу его врожденности и
– в значительной степени приравнивая это понятие ксенсорно-моторным способностям.
Исходные представления
• Сила интеллекта определяется качеством мозга и нервнойсистемы.
• Чем больше мозг, тем выше интеллект. (У женщин объеммозга меньше, чем у мужчин).
– 1 тест - измерение объема головы.
– 2 тест - измерение времени реакции на разные раздражители
– 3 тест - сенсорная чувствительность на звук и свет.
• Понятие тест впервые применил для быстрых инесложных проверок американский психолог ДжеймсКеттел, работавший у Ханта и Гальтона.
– Ввел термин «интеллектуальный тест» в 1890 году.
• Большинство определенийсогласны с тем, чтоинтеллект имеет отношение к взаимосвязаннымспособностям:
1. Обучение в процессе опыта.
2. Адаптация к окружению.
• Подумайте о человеке, у которого недостаточнолюбого из этих качеств, и вы сможете отобратьлюдей у которых, как кажется, недостаетинтеллекта.
• Отметьте, что очень мало формальных тестовинтеллекта требуют от субъектаосуществить любое из указанных двух действий!