Вопрос 14. ситуационный подход
Наличие субъективных факторов не предполагает, что взаимодействие людей будет развиваться по какой-то единой схеме.
Человек принимает решение относительно той или иной стратегической линии поведения в конфликте, которая определяет ход взаимодействия его участников.
Наиболее часто выделяются следующие стратегии поведения конфликтного поведения: соперничество, компромисс, приспособление, сотрудничество, избегание (по Томасу).
Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами ситуации. Важнейшей детерминантой такого рода является ориентированность участников конфликта на свои или чужие интересы. От того, заинтересованы ли участники лишь в собственной выгоде, либо они учитывают и интересы другой стороны зависит тип предпочитаемой стратегии. В результате их поведение может быть описано с помощью двух независимых переменных:
1. Настойчивости (направленность на удовлетворение своих интересов)
2. Кооперативности (учет интересов другой стороны).
Важным фактором, влияющих на выбор стратегии является оценка участниками конфликта успешности применения стратегии для достижения собственных целей и ее «цены».
Некоторые исследователи (диспозиционного подхода) считают, что выбираемая стратегия – это относительно стабильный аспект личности, т.е. существуют личности, демонстрирующие в конфликте только кооперативную или соперничающую стратегию. Данные, полученные в ходе исследований, застаставляют усомниться в этом.
Таким образом, ситуационный подход делает упор на анализ отдельных стратегий, прямо не связанных с личность. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и, в большей степени, акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной тактики и стратегии.
Одна из ярких теорий данного подхода «теория поля» К.Левина. стр. 57 монографии – подробно.
ВОПРОС 15. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (подробно в тетради).
ВОПРОС 16. ПРОБЛЕМА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КРИЗИСА (отредактировать)
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность».
Любой кризис предполагает два выхода: либо человек может восстановить прерванную кризисом жизнь, возродить ее, либо жизнь перерождается и человек перерождается, становится совершенно иным, и в этой иной жизни он ставит перед собой иные цели и ищет новые способы их достижения. В данном случае кризис выводит человека на новый уровень личностного развития.
Ф.Е. Василюк («Психология переживаний») под кризисом понимает критический момент и поворотный пункт на жизненном пути. Несмотря на то что человеческий мир весьма многообразен и существует множество самых различных кризисов — кризис развития, личностный кризис, кризис утраты, травматический кризис, посттравматическое военное расстройство и так далее, — можно любой кризис описать по следующей схеме:
· источники кризиса: противоречия, проблемы, возникшие у человека;
· симптомы, т. е. особенности отражения переживаний, которые проявляются в поведении человека;
· возможные обстоятельства, углубляющие протекание кризиса;
· обстоятельства, облегчающие выход из кризиса;
· пути выхода из кризиса;
· влияние кризиса на успешность деятельности человека;
· формы «расплаты» за невыход из кризиса;
· особенности психологической помощи, в которой нуждается человек, оказавшийся в кризисной ситуации.
Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемое внешними обстоятельствами.
По содержанию выделяют три основных вида кризисов: кризисы невротические, кризисы развития и травматические кризисы. Также обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные.
В психологии развития существует специальное понятие возрастных нормативных кризисов, которое подчеркивает, что какой бы болезненной не казалось эта перестройка, для данной фазы развития она закономерна.
Типология кризисов
Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастной кризис - кризис, связанный с переходом человека на новую ступень развития - в возрасте 3, 7 лет, в подростковый период.
Экзистенциальный кризис - переживание проблемы смысла жизни и индивидуального существования.
Духовный кризис - обращение к высшим ценностям.
Личностный кризис - переживание той или иной трудной ситуации.
Семейный кризис - переходом семьи на новую ступень ее жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами.
Кризис идентичности - кризис, переживаемый человеком в период юности.
Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы.
+++ Профессиональные кризисы по ЗЕЕРУ Е.Ф. (в книге
Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины:
- отрыв от семьи;
- уход на пенсию;
- резкая смена профессии;
- изменения (понижения или резкого повышения) социального статуса;
- возрастные кризисы;
- болезни;
- социально-статусные (или ролевые);
- кризисы внутреннего роста;
- насилие.
Кризисы возрастной психологии (любая типология в пример, можно по Эриксону):
1 года: связаный с недостаточностью эмоционального общения для овладение действиями
3 лет: негативизм, упрямство, самоуправство.
7 лет: потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка.
11-12 лет: тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды.
17-18 лет: встреча с взрослостью — переживания связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых.
25 лет: сексуально-гормональный кризис юношеского возраста у мужчин. Становление мужчины в сексуальном плане, подготавливающий его к следующему кризису взрослости.
30 лет: кризис 30-ти лет. Малозаметен, основной целью данного кризиса является оценка собственных достижений. Человек задумывается насколько он реализовал себя в соответствии с социальными установками общества, по большей части это касается карьерных достижений.
35 лет: сексуально-гормональный кризис у женщин. Примерно тот же эффект, что и у мужчин в 25 лет.
40 лет: кризис среднего возраста. Переоценка жизненного опыта и выбранного пути.
В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства.