Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общение, перцепции, интеракции
Информация– это все то, что нельзя объяснить материально и энергетически. (сбор, хранение, обработка сведений, используемые для управления)
Общение-процесс взаимосвязи и взаимодействия соц субъектов. (получение необходимых знаний, навыков, эмоций, опыта)
Энтропия – мера неопределенности, хаотичности
Перцепция-познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Восприятие.
Интеракция-взаимодействие, воздействие друг на друга.
1)групповая
2)конкуренция
3)конфликт
Структура интеракции:
1)Действующий субъект
2)Субъект воздействия
3)Средство воздействия
4)Метод воздействия
5)Результат действия
Билет
Понятие и типология коммуникативного действия. Примеры.
Коммуникативное действие – действие соц. субъекта (актора), связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения.
Критерии типологии:
• Характер включения психики субъекта (интенциональное /неинтенциональное)
• Тип сообщения (вербальное/невербальное)
Типы КДИ:
• Интенциональное вербальное
• Интенциональное невербальное
• Неинтенциональное вербальное
• Неинтенциональное невербальное
Типы КДП:
• Осознанное
• Неосознанное
8 билет
Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.
Коммуникативный акт – элементарная единица коммуникации, однократное завершенное взаимодействие
Столбец состоит из 2 4 8 по горизонтали и 1 2 по вертикали пополам.
1. Неинт. Неверб. Неосоз. Акт (любовь с первого взгляда)
2. Неинт. Верб. Неосоз. Акт (гипноз – слово со стороны)
3. Интенц. Неверб. Неосоз. Акт (осознанный жест – раскрытие ладоней)
4. Интенц. Верб. Неосоз. Акт (гипноз – слово во сне)
5. Неинтенц. Неверб. Сознат. Акт (случайный зевок)
6. Неинтенц. Верб. Сознат. Акт (перепутал имя)
7. Интен. Неверб. Созн. Акт (направленный зевок)
8. Интен. Верб. Созн. Акт (чтение лекции)
Билет
Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.
Классификации:
- базовые (модель Лассвелла)
- дополнительные (источник-получатель 16)
Методологический подход – система научн. знаний с опорой на ту или иную базовую категорию.
1. процессно-информациооный (где ком-ия – процесс получения информации);
2. семиотический< Семиотика – это наука о знаках;
Билет
Типология соц. Коммун. По критерию соотношения источника и получателя.
16 типов:
- личность
- группа
- организация
- масса
Личность-группа: слова человека в кругу друзей
Личность-орг-я: обращение с заявлением в суд
Группа-личность: поздравление компанией друзей одного человека
Межгрупповая комм-я: встреча компаний друзей на отдыхе
Группа-орг-я: письмо от студентов в деканат
Группа-масса: обращение группы людей на митинге к толпе народа
Орг-я-личность: объявление деканата о выговоре студенту
Орг-я-группа: объявление деканата о стипендии для студентов
Орг-я-орг-я: деловые переговоры между корпорациями
Орг-я-масса: поздравление президентом страны своего народа
Масса-личность: выборы
Масса-орг-я: реакция фанатов на победу команды
Масса-группа: нелюбовь народа к футбольным фанатам
Масса-масса: ненависть народов друг к другу (Израиль-Палестина)
Билет
Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям. Примеры.
1. По типу сообщения:
-когнитивные (знания 90%)
- эмотивные (эмоции 30%)
- конативные (поведение 10%-побуждение к действию)
- содержательные(передают инф.)
- ритуальные (фактические – поддержание комм.не передают инф. – воинское приветствие)
2. По типу канала:
А.
- массовые
- организационные
- личностные
Б.
- вербальные
- невербальные
В.
- непосредственные
- опосредованные (посредник или техника)
Г.
- внешние (сми)
- внутренние (каналы организации)
Д.
- горизонтальные(подчиненный – подчин.)
- вертикальные (начальство – подчин.)
3. По эффекту:
А.
- отрицательный
- положительный
Б.
- конструктивный (поддержание, усиление)
- деструктивные (разрушение комм.)
Дополнительные критерии:
1. По предметной направленности:
- экономич
- политич
- соц
- культурн
2. По сфере:
- бытовые
- деловые(1 или 2 участника выполн. обязанности)
3. По характеру обратной связи:
- односторонние
- двусторонние
- транзакционные (равноценные)
4. По хар-рувзаимод. между источ. иполуч.:
- симметричный
- ассиметричный (взаимовыгодный обмен или нет)
Билет
Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов. Примеры.
Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения кач-ва коммуникации и потерю информации.
Шум источника + шум получателя = семантический.Семантический шум– это неправ. использование языка/иных символов (иностранцы), это субъективная интерпретация языковых или иных символов. Механический шум – шум канала, кот.связан с технич. потерями инф-ии из-за несовершенства канала, технич. проблем при кодировании и декодировании (модель Шеннона и Вивера).
Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.
Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.