Проявление различных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоев населения

№ п/п Социальные слои Форма агрессивного поведения, %
физи­ческая кос­венная вербальная негати­визм
Из рабочей среды
Из среды строителей
Из среды сельских тружени­ков
Из среды малоквалифициро­ванных (подсобных) работников (прачки, уборщицы)
Из среды служащих «сред­него звена»
Из среды руководящих ра­ботников
Из среды торговых работ­ников, коммерсантов
Из среды интеллигенции (учи­теля, врачи, инженеры)


Проявление различных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоев населения - student2.ru Оказалось, что менее всего выражено агрессивное пове­дение у подростков из среды торговых работников, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов.

Видимо, в первом случае сказывается не только матери­альное благосостояние, но и выработанное в этой среде стрем­ление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противо­речия, не обострять ситуацию.

Во втором же случае подростки, как правило, становятся свидетелями пьянства, хулиганства, грубости в семейных и внесемейных отношениях.

Представляется, что проведенное рассмотрение проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных со­циальных слоев населения имеет не только психолого-теорети­ческое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере эмоциально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка подросткового возраста, учитывая особеннос­ти влияния социальной ситуации его развития, воздействия мик­росреды. И психологу-исследователю и педагогу-практику важно знать состояние физической и косвенной агрессии детей, склон­ность их к раздражению и негативизму, вербальной агрессии, подозрительности и обидчивости, формирующих враждебность. Причем знать в динамике развития, характерной для подростко­вого периода, когда агрессивность детей и ее проявления в раз­ных формах поведения отличаются специфическими особеннос­тями, типичными для 10—11, 12—13 и 14—15-летних подростков.

2.2. Половозрастные и индивидуальные

особенности проявления агрессивности

в поведении детей подросткового возраста

Каждый ребенок — это неповторимый мир. Признавая данное положение, в педагогической практике тем не менее многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем известно, что половые различия не ограничиваются собственно половыми харак­теристиками и особенностями психосексуального развития. Девоч­ки созревают гораздо раньше мальчиков, например. Так, в подрос­тковом возрасте процесс психосексуального развития девочек на­чинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3—4, а не 4—5 лет (см.: Раттер М., 1987, с. 122).

Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как фи­зических, так и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения.

42

Наряду с биологическими предпосылками в развитии поло­вых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведе­нии девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стерео­типами феминности и маскулинности, принятыми в обществе.

Неслучайно данные психологов разных стран мира свидетель­ствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречают­ся у мальчиков, чем у девочек, а случаи антиобщественных поступ­ков находятся в отношении 10 : 1. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым димор­физмом и соответствующими общими особенностями и закономер­ностями его развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздей­ствием социальных факторов, уровнем развития общества.

Полученные нами материалы показывают значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста (табл. 3, 4, 5).

Таблица 3

Наши рекомендации