Структурно-иерархическая модель личности учителя
Личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от духовных и материальных условие его жизни и деятельности, но прежде всего – в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда учителя предъявляет особые требования к его личностным качествам; успешность педагогической деятельности во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств, взаимосвязанных между собой, что позволяет их структурировать определенным образом (рис. 1).
Как видно на рисунке, все элементы системы взаимосвязаны друг с другом на горизонтальном и вертикальном уровнях и образуют единое целое – личность учителя [5]. Центральный уровень структурно-иерархической модели личности учителя составляют такие профессионально значимые качества, как педагогическое целеполагание (ПЦ), педагогическое мышление (ПМ), педагогическая направленность (ПН), педагогическая рефлексия (ПР), педагогический такт (ПТ). Каждое из этих качеств представляет комбинацию из более элементарных и частных личностных свойств, которые формируются в деятельности, общении и в определенной степени зависят от наследственных задатков. Выделенные два уровня: проектировочно-гностический и рефлексивно-перцептивный составляют педагогические способности учителя и рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств.
Рефлексивно-перцептивные |
Проектиро-вочно-гностичские |
ПЦ |
ПМ |
ПН |
ПР |
ПТ |
Рис. 1Структурно-иерархическая модель личности учителя (по Л.М. Митиной)
В ходе постановки учителем педагогических задач, определения по степени важности, перестраивания на уроке в зависимости от конкретных условий и ситуаций у учителя развивается профессионально значимое качество – педагогическое целеполагание (ПЦ). Овладение учителем системой средств и способов решения педагогических задач формирует у него педагогическое мышление (ПМ). Самоанализ учителя, основанный на обобщенных принципах анализа педагогической деятельности, развивает у него педагогическую рефлексию (ПР). В процессе организации оптимального педагогического общения у учителя формируется педагогический такт (ПТ) как качество, характеризующее меру педагогического воздействия, основанного на отношении к личности ребенка как главной ценности.
Список личностных свойств учителя весьма значителен, однако гармония в структуре личности учителя достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счет максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога – педагогической направленности. Поэтому центральным базовым образованием представленной модели личности учителя выступает педагогическая направленность (ПН) – как устойчивая доминирующая система мотивов (убеждений, склонностей, интересов и т.д.), определяющая поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, и, прежде всего, к ребенку. По утверждению Л.М. Митиной, «отсутствие этого профессионально значимого качества личности у учителя приводит к тому, что индивидуально-психологическое содержание ребенка обезличивается… И, наоборот, учитель, направленный на ребенка, всегда ориентирован на уникальную неповторимость каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, и прежде всего нравственной сферы» [5].
Контрольные вопросы по теме:
1. Что отличает профессию типа «Человек-Человек» от профессий других типов?
2. Какие педагогические способности обеспечивают предрасположенность человека к педагогической деятельности?
3. В чем заключается подход Н.В. Кузьминой к трактовке педагогических способностей?
4. Назовите уровни педагогических способностей.
5. Какие вы знаете виды педагогических способностей?
6. Раскройте содержание структурно-иерархической модели личности учителя
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов/ изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
2. Князева И.Н. Педагогическая деятельность и творчество учителя: Учебн. пособие. Омск, 2000.
3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание. 1979.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «дело», 1994.
6. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
7. Щербакова Т.Н. Профессиональный рост учителя: Формирование механизмов субъективного контроля. Ростов н/Д, 1994.