Цели воспитания в психолого-педагогической науке

Воспитание – целенаправленный процесс. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Изменения в развитии общества задают новые цели воспитания в виде требований, предъявляемых к личности человека. Но существуют и такие личностные качества, которые остаются востребованными в любом обществе, став непреходящими общечеловеческими ценностями. Это порядочность, гуманность, духовность (приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями, постоянное стремление к нравственному самосовершенствованию), свобода (стремление к внутренней и внешней независимости), ответственность (готовность брать на себя обязательства). Общая цель воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет его цель, к которой стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, и он соглашается с ней, принимает ее.

Цели воспитания – ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Они задаются обществом, государством, отдельными социальными группами (например, в образовании частном, духовном, но и там они обусловлены социальным заказом).

Большинство специалистов в определении целей опираются на аксиологический подход: цели воспитания должны базироваться на принятых в обществе ценностях. Серьезный анализ ценностей как основы для определения целей воспитания сделан Н.Д. Никандровым в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». Цель социализации и воспитания – «патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и их ценностям; понимающий что идеальные общественные устройства суть лишь абстрактные модели, что реальная ориентация человека есть ориентация на непрерывное поступательное общественное и личное развитие в рамках социального мира, справедливости, равенства прав и возможностей» и т.д. (Н.Д.Никандров).

Цель воспитания носит конкретно-исторический характер, как и само воспитание. Она меняется и определяется идейными и ценностными ориентирами в обществе. На современном этапе развития общества основной целью воспитания выступает: развитие Человеческого в Человеке (В.П. Зинченко). Кроме того важно воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

В концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011г. сформулирована такая цель воспитания – становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, людям, к себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.

Принципы воспитания

Принципы воспитания – система исходных, основных требований к воспитанию, определяющая содержание, формы, методы воспитания и обеспечивающие его успешность.

Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности воспитателя и воспитанника и определяют эффективность воспитания. Современная отечественная система воспитания опирается на следующие принципы: природосообразности; культуросообразности; общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью; опора на положительное в воспитании; личностный подход; воспитание в коллективе и через коллектив; единство воспитательных воздействий (требований); воспитание в труде; сочетание педагогического руководства и самодеятельности воспитанников; преемственность воспитательных воздействий; уважение к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; учет половозрастных и индивидуальных свойств человека.

В современной отечественной науке вопрос о принципах не имеет однозначного общепринятого решения. Различные авторы предлагают более или менее отличающиеся друг от друга принципы и их сочетания.

Щуркова Н.Е. разработала три принципа воспитания: принцип ориентации на ценностные отношения, принцип субъектности и принцип принятия ребенка как данности.

Принцип ориентации на ценностные отношения означает постоянство профессионального внимания педагога к отношениям воспитанников к социально-культурным ценностям /природе, человеку, обществу, труду, познанию/, ценностным основам жизни – добру, истине, красоте/. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.

Принцип субъектности означает, что педагог максимально содействует развитию у воспитанников способности развивать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для себя, других, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, предполагает совместное с ребенком принятия решения.

Принцип принятия ребенка как данности означает признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение к истории его жизни, признание ценности его личности, ее уважение вне зависимости от успехов, развития, положения, способностей. Данный принцип вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «нельзя» - нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать себя. Эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры. Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

Амонашвили Ш.А. сформулировал следующие принципы педагогического процесса:

· познание и усвоение ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого;

· недопустимость использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления;

· познание ребенком себя как человека;

· совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами;

· предоставление ребенку в педагогическом процессе простора для проявления истинной индивидуальности;

· очеловечивание обстоятельств в педагогическом процессе;

· определение качеств формирующейся личности ребенка, его образованности, воспитанности и развития в зависимости от качества образовательно-воспитательного процесса.

Следование этим принципам не позволит учителю стать авторитарным в педагогическом процессе, отгороженным от действительной жизни детей.

Контрольные вопросы по теме:

1. Назовите основные трактовки понятия «воспитание».

2. В чем особенности проблемы целей воспитания?

3. Почему существует проблема содержания воспитания в современной школе?

4. Каковы функции принципов воспитания?

Литература:

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М., 2002.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов н/Д., 2010.

3. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2008.

4. Селиванова Н.Л. Воспитание: проблемы, вопросы, прозрения //Воспитание в школе. 2010. №1. С.5-11.

Наши рекомендации