Познавательная сфера дошкольника
Восприятие. Одной из главных линий развития восприятия в дошкольном детстве выступает усвоение детьми сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений объектов (А.В.Запорожец). Эталоны образуют определенные системы, например, спектр основных цветов, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков.
Сравнительно полным набором эталонов формы и цвета ребенок овладевает примерно к 4-5 годам. Представления же о величине предметов дошкольник усваивает с большим трудом, так как система мер и способы их использования, как правило, не усваиваются в дошкольном возрасте. Восприятие величины предметов развивается у ребенка через ее отношение к величине других предметов («слон большой, а лошадь меньше слона»).
К концу дошкольного возраста у большинства детей складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции. Ориентировка во времени представляет для дошкольника большие трудности, так как время не имеет наглядной основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности. Дошкольник долго не понимает объективного движения времени, его независимости от воли и действий людей.
Небольшие и конкретные отрезки времени, например, утро-вечер, день-ночь, час, минута, дети учатся определять исходя из того, что они могут успеть сделать за это время. Что касается представлений о длительных периодах, то они на всем протяжении дошкольного детства остаются недостаточно определенными.
Наряду с усвоением сенсорных эталонов идет развитие действий восприятия (перцептивных действий), имеющих в своей основе преобразование внешних ориентировочных действий в действия восприятия. Ведущим становится зрительное восприятие.
Память и воображение. Главным видом памяти является образная память, а преобладающим видом воображения, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, остается воссоздающее воображение.
Основное содержание памяти и воображения дошкольника составляют представления, которые характеризуются слитностью, бессистемностью, отрывочностью. Развитие и перестройка памяти и воображения связаны с изменениями в познавательных процессах – восприятии и мышлении. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Ребенок переходит от оперирования отдельными, оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций.
Воображение дошкольников – непроизвольное. Однако старшие дошкольники уже могут произвольно вызывать представления и комбинировать их в соответствии с конкретной целью.
Развитие памяти в дошкольном детстве характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и воспроизведению.
Внимание ребенка младшего дошкольного возраста непроизвольное. Ребенок внимателен до тех пор, пока у него сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, малопривлекательной деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными.
В дошкольном детстве увеличивается объем внимания: ребенок может действовать уже с 2 - 3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий. Внимание становится более устойчивым. В то же время, уже в дошкольном детстве наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости, времени сосредоточения внимания у разных детей.
Мышление. Основной вид мышления дошкольника – наглядно-образное. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу.
Ж.Пиаже характеризовал детское мышление как эгоцентрическое. Эгоцентризм, или центрация – это центральная особенность мышления ребенка, которая проявляется в том, что он не может себе представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир другие люди. Эгоцентрическая умственная позиция обусловливает своеобразие детской логики, детских представлений о мире.
В старшем дошкольном возрасте начинают закладываться основы словесно-логического мышления. Эти изменения связаны, прежде всего, с установлением более тесных отношений между мышлением и речью.
Предпосылкой для развития словесно-логического мышления служит возникновение в конце раннего детства знаковой функции сознания (под ней понимают способность замещать предмет при помощи другого предмета, рисунка, слова).
Таким образом, можно выделить главные линии развития мышления в дошкольном детстве: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.