Социальная ситуация развития дошкольника. Характеристика ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
Дошкольныйвозраст занимает период времени от 3 до 7 лет и включает следующие подпериоды: младший (3-4 года), средний (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-7 лет).
К концу раннего детства в результате кризиса трех лет происходит отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для возникновения новой социальной ситуации развития. Если в раннем детстве деятельность ребенка осуществлялась в сотрудничестве со взрослым, то в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания, причем активно хочет действовать сам. В результате его совместная деятельность со взрослым как бы распадается, однако прежнее эмоциональное отношение ребенка ко взрослому не ослабевает. Взрослый продолжает оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, подражать всем сложным формам их деятельности, их поступкам взаимоотношениям с другими людьми. (Формула ССР: Р-В; Р-Д). Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок, являясь членом общества, имеет тенденцию активно входить в жизнь, но не может принять участия в системе общественного труда, так как жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Именно этим объясняется расцвет в период дошкольного детства сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности
Игра – это особая форма освоения действительности путем ее моделирования. В сюжетно-ролевой игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми. Она всегда имеет определенную тему. Дети играют «в семью», «путешествие», «зоопарк». В соответствии с темой строится сюжет игры – это та сфера действительности, те события и факты, которые находят свое отражение в игре.
В младшем дошкольном возрасте сюжеты игр неустойчивы, однообразны. Игры содержат одну или две сюжетные линии. Часто младшие дошкольники играют в одиночку. Продолжительность игр у детей 3-4 лет составляет в среднем 10-15 минут. Основным содержанием игры является воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами.
С возрастом сюжеты игр становятся разнообразнее, появляются сюжеты из любимых сказок, к бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Дети начинают планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Четко выделяется тема игры. Увеличивается длительность игр. Так, у старшего дошкольника игры могут длиться от нескольких часов до нескольких дней. Если в младшем дошкольном возрасте большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого, то постепенно организация и руководство играми переходят к самим детям. Игры становятся коллективными. Основным содержанием игр в старшем дошкольном возрасте являются отношения между людьми и подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли.
Выполнение роли дает дошкольнику возможность изображать другого человека (прежде всего, взрослого), учит сдерживать свои непосредственные побуждения, поступаться личными желаниями, демонстрировать общественно одобряемый образец поведения.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры постепенно вытесняются играми с правилами (например, «в резиночки», «в классики»).
В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным. Особое значение для развития произвольности в старшем дошкольном возрасте приобретают именно игры по правилам. Ребенку дошкольного возраста еще трудно осуществить самоконтроль за выполнением правил игры, и эту функцию берут на себя другие дети. Именно поэтому Д.Б. Эльконин назвал игру «школой произвольного поведения» (Д.Б. Эльконин, 1978.).
В сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности дошкольника. Игра влияет на формирование произвольности психических процессов. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры по правилам, стимулируют развитие мышления ребенка. Необходимость объясняться со сверстниками в игре стимулирует речевое развитие дошкольника. Именно в игре формируются первые развернутые формы диалога, а также так называемая объяснительная речь. Именно в игре речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его деятельности. Идет развитие речи как знаковой формы деятельности.