Тема СРСП: Описательные характеристики при анализе конфликта
Деловая игра “Жалоба”
Цель игры: Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.
Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу на одного из сотрудников.
Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам – руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.
Порядок проведения игры
Учебная группа разбивается на три команды.
Первая команда – руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.
Вторая команда – рабочая группа по изучению жалобы (Состав в пункте “Игровая ситуация”).
Третья команда - эксперты (3-5 человек).
Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой. Вторая группа готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.
Время на подготовку – 15 минут.
Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.
Игровой сценарий. “Генеральный директор” открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада “старшему рабочей группы” по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (время доклада может быть 10 минут). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (15 – 20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения “заместителя генерального директора по связям с общественностью” и “финансового директора” (5 минут).
Решение на основе обсуждения принимает “генеральный директор”.
Оценка содержания работы. После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии.
Подведение преподавателем итогов игры.
Форма проведения: деловая игра.
Рекомендуемая литература: 3,15
Тема СРСП: Характеристики конфликтного взаимодействия
Задание:
Проанализируйте следующие ситуации:
В конструкторском бюро не сложились отношения начальника отдела с коллективом. Начальник отдела был назначен на должность два месяца назад. До этого он работал в другом отделе, имел хорошую репутацию как специалист. Имеет большое количество изобретений, один из научных проектов, руководителем которого он был как ведущий инженер по предыдущей должности в другом отделе, получил высшую оценку на международной выставке.
Какие причины могли лечь в основу конфликта между новым начальником и коллективом?
На собрании творческого коллектива обсуждался вопрос о представлении к почетному званию “Заслуженный деятель науки” сотрудника А. Вопрос о представлении к такому званию по соответствующему Положению мог решаться либо открытым, либо тайным голосованием. После короткого обсуждения кандидатуры сотрудник В. внес предложение: процедуру выдвижения произвести тайным голосованием. Понятно, в результате итоги голосования оказались не в пользу А.
Дополнительная информация:
инициатором представления А. к почетному званию выступил руководитель коллектива;
руководителю были известны негативные высказывания в адрес А. некоторых сотрудников коллектива по поводу якобы имевших место незаслуженных продвижениях по работе;
численность коллектива, в котором трудился соискатель почетного звания, была небольшая (10 человек); в их числе были четверо сотрудников, имевших почетное звание, и трое претендовавших на него.
Проанализируйте данную ситуацию на предмет ее конфликтности.
Форма проведения: анализ и обсуждение конфликтных ситуации
Методические рекомендации:
За одну - две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме анализа и обсуждения конкретных ситуаций. Самостоятельно изучают литературу
Рекомендуемая литература: 3,15
Тема СРСП: Конфликтологические традиции разрешения конфликтов
Задание
Цель игры: углубить и закрепить знания студентов по основным проблемам управления конфликтами, развитие у них навыков и формирование умений по ведению теоретических дискуссий на обсуждаемую тему в игровой форме.
Игровая ситуация.На заседании “Экспертного совета” проходит защита реферата. Действующие лица: автор реферата, оппоненты, члены “Экспертного совета”, председатель “Экспертного совета”. Членами “Экспертного совета” являются все присутствующие студенты, а его председателем может быть преподаватель или кто-то из студентов. На каждый реферат назначается 2-3 оппонента.
Форма проведения: защита рефератов.
Рекомендуемая литература: 3,15