Рабочая учебная программа дневной формы обучения
Рабочая учебная программа дневной формы обучения
Срок обучения | Курс | Семестр | Кредиты | Лекции | Семинар | СРСП | СРС | Всего | Форма контроля |
экзамен |
№№ | Наименование темы | Лек-ции | Семинары | СРСП | СРС |
1. | Тема 1. Понятие конфликта | ||||
2. | Тема 2. История изучения конфликта | ||||
3. | Тема 3. Философская традиция изучения конфликтов | ||||
4. | Тема 4. Социологическая традиция изучения конфликтов | ||||
5. | Тема 5. Конфликт как психологический феномен | ||||
6. | Тема 6. Виды конфликтов и методы их изучения | ||||
7. | Тема 7. Структурные характеристики конфликтов | ||||
8. | Тема 8.Описательные характеристики при анализе конфликта | ||||
9. | Тема 9. Сценарии конфликтного взаимодействия | ||||
10. | Тема 10. Характеристики конфликтного взаимодействия | ||||
11. | Тема 11. Динамика конфликтного взаимодействия | ||||
12. | Тема 12. Конфликтологические традиции разрешения конфликтов | ||||
13. | Тема 13. Переговоры и арбитраж как модель разрешения конфликтов | ||||
14. | Тема 14. Психологическая традиция работы с конфликтами | ||||
15. | Тема 15. Консультативные возможности разрешения конфликтов | ||||
Итого |
Рабочая учебная программа заочной формы обучения (2го/3го)
Срок обучения | Курс | Семестр | Кредиты | Лекции | Семинар | СРСП | СРС | Всего | Форма контроля |
9к+9в | экзамен | ||||||||
экзамен |
№№ | Наименование темы | Лек-ции | Семинары | СРСП | СРС |
1. | Тема 1. Понятие конфликта | 1/1 | 7/4 | 15/9 | |
2. | Тема 2. История изучения конфликта | 1/1 | 1/1 | ||
3. | Тема 3. Философская традиция изучения конфликтов | 1/1 | 7/5 | ||
4. | Тема 4. Социологическая традиция изучения конфликтов | 1/1 | 1/1 | ||
5. | Тема 5. Конфликт как психологический феномен | 2/0 | 7/4 | ||
6. | Тема 6. Виды конфликтов и методы их изучения | 2//1 | 5/5 | 15/9 | |
7. | Тема 7. Структурные характеристики конфликтов | 2/1 | 1/1 | ||
8. | Тема 8.Описательные характеристики при анализе конфликта | 1/1 | 1/0 | 7/4 | |
9. | Тема 9. Сценарии конфликтного взаимодействия | 1/0 | 15/9 | ||
10. | Тема 10. Характеристики конфликтного взаимодействия | 1/1 | 1/0 | 7/5 | |
11. | Тема 11. Динамика конфликтного взаимодействия | 1/1 | 1/1 | ||
12. | Тема 12. Конфликтологические традиции разрешения конфликтов | 1/1 | 1/0 | 7/4 | |
13. | Тема 13. Переговоры и арбитраж как модель разрешения конфликтов | 1/1 | 1/1 | ||
14. | Тема 14. Психологическая традиция работы с конфликтами | 1/0 | 7/5 | 9/9 | |
15. | Тема 15. Консультативные возможности разрешения конфликтов | 1/1 | 1/1 | ||
Итого | 18/12 | 9/6 | 54/36 | 54/36 |
3. Программа обучения по дисциплине (SYLLABUS)
Данные о преподавателях
Панченко Антон Викторович – старший преподаватель каф. психологии КарГУ (лекции, семинары, СРСП), р/т 77-03-59, [email protected]
Пререквезиты
Дисциплины, которые желательно изучить перед овладением материалом данного курса должны позволить студенту сформировать философское понимание природы человека и смысла его существования, получить представление о философских принципах познания, его возможностях и границах. Таким образом пререквизитами для данного курса являются:
-очная форма: «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Практикум по психологии», «Основы психодиагностика»;
-заочная форма (3 г): «Общая психология», «Введение в общую и сравнительную психологию»;
-заочная форма (2 г): «Антропология», «Общая психология», «Введение в общую и сравнительную психологию».
Постреквезиты
После изучения дисциплины “Психология влияния и межличностного конфликта”целесообразно более детальное ознакомление с прикладными вопросами данного курса, позволяющими студентам как будущим специалистам в предметной области “человек - человек” содействовать конструктивному разрешению конфликтов, превращая их в дополнительный источник личностного роста и социального развития. Это можно осуществить при углубленном изучении таких дисциплин как социальная психология образования, психология управления, организационная психология. Таким образом, постреквизитами для данного курса являются:
-очная форма – «Методика преподавания психологии», «Основы профессионального консультирования»;
-заочная форма (3 г.) – «Актуальные проблемы психологической службы образования», «Педагогическая психология».
-заочная форма (2 г.) – «Диагностика и коррекция умственного развития школьников», «Актуальные проблемы психологической службы образования», «Педагогическая психология».
3.4 Краткое описание дисциплины:
Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с предметной областью и основными понятиями конфликтологии; психологическими подходами к проблеме конфликта; практическими методами управления конфликтами разного типа и содействия их разрешению.
Задачи курса: на занятиях по данной дисциплине студенты рассмотрят теоретические и методологические проблемы современной конфликтологии, познакомятся с основными видами конфликтов и методами их анализа.
В результате освоения программы курса студенты получат практические навыки применения психологических знаний в деятельности преподавателя современного вуза – это поможет будущим специалистам достигать высокой эффективности педагогического общения, а также находить оптимальные пути разрешения педагогических конфликтов.
4. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
№ | Виды работы | Цель и содержание задания | Ссылка на список рекомендованной литературы | Форма контроля (согласно-рейтинг шкале) | Баллы (согласно рейтинг-шкале) | Форма отчетности | Сроки сдачи |
Отчет | Анализ современных исследований по психологии конфликта | п.5 -8,9,10,11 | Текущий контроль | 50-100 | Устно | 4 неделя | |
Эссе | Сравнительный анализ методологии разрешения конфликтов в арбитражной и посреднической модели | п.5 -12,13,14 | Текущий контроль | 50-100 | Устно | 7 неделя | |
Доклад | Анализ конфликта выбранного из произвольного литературного источника | п.5 -1,2,6,7 | Текущий контроль | 50-100 | Письменно | 10 неделя | |
Доклад | Решение задач по хрестоматии | п.5 -8,9,10,11 | Текущий контроль | 50-100 | Устно | 11 неделя | |
За активную работу на учебных занятиях | Выполнение заданий по учебному курсу | п.5 -1,2,3,6,7 | Текущий контроль | 50-100 | Устно | 15 неделя |
5. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
№№ п/п | Наименование, учебников, пособий, используемые по курсу | Кол-во учебников, пособий в Научной библиотеке КарГУ |
1. Основная литература | ||
Психология и педагогика Пед ред. Л.К. Аверченко. М., 2010 | ||
Абрамова. Г. С. Возрастная психология. М., 2010. | ||
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. М., 2011. | ||
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. Книга 1. Глава «Развитие и обучение».2009 | ||
Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 3. М. , 2009 | ||
Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 2009. | ||
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2010 | ||
Нестерова О. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учебное пособие.-М: Прай-лист.- 2010. | ||
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2009. | ||
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М., 2010. | ||
2. Дополнительная литература | ||
Активные методы обучения [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс для специальностей 050103-педагогика и психология; 1-2 курс, 2-3 семестр.- Электрон. текстовые дан.(616Кб).- Караганда: Изд-во Кар ГУ, 2009.- 85 c. РМЭБ | ||
Балашова Ю.В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01.-М.-2011 | ||
Валиева Т.В. Стратегии фиксации опыта педагогических переживаний в индивидуальной психологической культуре педагога : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07.- Екатеринбург 2010 | ||
Рабочая книга школьного психолога.//Под ред.И.В.Дубровиной. М.,2010. | ||
2.1 Список периодических изданий | ||
Гумарова, А.М. Психология отношений с учащимися/ А.М.Гумарова/А.М Гумарова // Личностно-ориентированный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции:Материалы респ.науч-практ.конф., посв. 60-летию д.п.н.профессора Алии Муханбетжановой.Ч.3.- Уральск: ЗКГУ им.М.Утемисова, 2011.- С.80-83. РМЭБ | ||
Maeghan N. Edwards, Kelli Higley, Jill A. Zeruth and P. Karen Murphy. Pedagogical practices: examining preservice teachers’ perceptions of their abilities, Volume 35, Number 5 (2007), 443-465 | ||
Козинцева Т. Н. : Индивидуальный подход к подросткам в процессе формирования их организационно-общественной деятельности//Вопросы психологии № 4, 2012.- с.147 | ||
Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 2009. | ||
2.2 Список источников на электронных носителях | ||
Пожиткина, Н.В. Психолого-педагогическая диагностика личности младшего школьника [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Н.В. Пожиткина, Н.А. Прасолова, Е.А. Фурманюк.- Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007.- 57. РМЭБ | ||
Ковалев, С. Э. Психологическая служба в образовании [Электронный ресурс]: учеб. метод. пособие / С. Э. Ковалев.- Усть-Каменогорск: ВКГУ им. Аманжолова, 2006.- 102л. РМЭБ | ||
Балыкбаев, Т.О. Школьное образование Казахстана : горизонты развития [Электронный ресурс] / Т.О. Балыкбаев // Педагогика и Психология.- 2010.- №1.- С.5-8. РМЭБ | ||
Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде : решение задач и проблем развития [Электронный ресурс]: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова.- М.: МГППУ, 20010.- 96с. РМЭБ | ||
2.3 Интернет источники | ||
А.Toom, J. Husu. Finnish teachers as ‘makers of the many’Balancing between Broad Pedagogical Freedom and Responsibility// Miracle of Education.- 2012, Part I, Pages 39-54 /springer.com | ||
M.Beazley, J. McLeod, L. Lin Pedagogical Principles, Problems, and Possibilities in Online Global Classrooms// Springer International Handbooks of Education, 1, Volume 20, International Handbook of Information Technology in Primary and Secondary Education, 7, Pages 675-693/ springer.com | ||
Sonja Sheridan. Pedagogical Quality in Preschool: A Commentary// International perspectives on early childhood education and development, 2011, Volume 4, 223-242 /springer.com | ||
http://psylab.info/Категория:Диагностика_личности. | ||
www.library.ru |
Тезисы лекции
1. Понятие конфликта принадлежит науке и обыденному сознанию.
2. Анализ содержания понятия конфликта обнаруживает, что и в обыденной речи, и в науке оно применяется для обозначения широкого круга явлений от внутриличностного до социального уровня, используется в разнообразных контекстах, а также в метафорическом значении.
3. Понятием конфликта пользуются разнообразные научные дисциплины, отождествляя его с разными явлениями.
4. Классификации конфликтов обычно подчеркивают их разноуровневый характер. При этом широта предметного поля затрудняет корректное определение конфликта, релевантное всем его видам.
5. Анализ и сравнение разных определений конфликта позволяет выделить в качестве инвариантных такие его характеристики, как биполярность, активность, направленная на преодоление противоречий, субъектность (наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта).
6. Выделение инвариантных характеристик конфликта позволяет наложить ограничение на рамки его предметного поля. Конфликт — это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом(субъектами).
7. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: “Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию” (Goddard, 1986).
Конфликт — изменение — адаптация —выживание.Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции.
Это означает, что конфликт — это то, с чем можно работать. И в наше время работа с конфликтом осознается как общий социальный и личный интерес.
Рекомендованная литература: 1,4,11,13
Тезисы лекции
Первоначальное описание конфликтной проблематики в философско-социо-логической традиции было связано с рассмотрением процессов борьбы в человеческом обществе, нашедших наиболее полное выражение в школе социал-дарвинизма. Конфликт отождествляется с борьбой, которая рассматривается как форма (часто основная)социального взаимодействия.
Зиммель сформулировал представление о позитивных функциях конфликта, заложив основы конфликтного функционализма. Продолжением исследований Маркса и Зиммеля и концептуальной основой современной парадигмы конфликта стали работы Дарендорфа и Козера.
В их трактовке конфликт приобретает более определенное описание, конкретную феноменологию; его существование в социальном пространстве встраивается в более строгие рамки.
В 50-60-е годы начинается оформление конфликтологии как особой междисциплинарной области, объединяющей теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.
Современная конфликтология исходит из принципов признания конфликта в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отношений, возможности протекания конфликтов в разнообразных, в том числе и конструктивных формах, утверждения принципиальной возможности управления конфликтами.
Развитие теоретической мысли в отечественной науке было заторможено тезисами советского обществоведения о бесконфликтном развитии общества. Исследования конфликтов ограничивались отдельными работами по решению практических задач, в основном, в области педагогики и оптимизации деятельности трудовых коллективов.
Основное проблемное поле теоретических исследований и практического внимания отечественных конфликтологов определяется преимущественным изучением вооруженных, этнических, экономических и политических конфликтов.
В свою очередь, и развитие социологических взглядов на природу конфликтных явлений, их место и роль в жизни общества оказало несомненное и значительное влияние на теорию и практику работы с конфликтами в различных областях, в том числе и в психологии.
Рекомендованная литература: 1,4,11,13
Тема лекции 3.
Тезисы лекции
1. Предметом изучения психологии являются психологические (внутриличностные), межличностные, межгрупповые и внутригрупповые конфликты. Исследование человеческих конфликтов оказалось поделенным между различными областями психологии.
2. Внутренние конфликты человека были объектом пристального внимания со стороны психоанализа и других психодинамических направлений. Однако специфичность понятия психического конфликта в психоанализе привела к его фактической неинтегрированности в систему психологического знания за пределами психоанализа.
3. В отечественной психологии В. С. Мерлиным были фактически заложены основы теории психологического конфликта, которые тем не менее не получили дальнейшего развития. Описание конфликта смещается в плоскость клинических и психотерапевтических описаний и работ.
4. Наиболее влиятельной в психологии оказалась традиция исследования психологических мотивационных конфликтов, заложенная К. Левином, который выводит эти конфликты из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Описанные Левином типы внутриличностных конфликтов считаются классическими, они стали основанием множества работ, в том числе и экспериментальных исследований.
Рекомендованная литература: 1,4,11,13
Тема лекции 4.
Тезисы лекции
1. Представление о конфликте как интрапсихическом явлении развивалось психодинамическими подходами. Основная традиция в его интерпретации заложена Фрейдом.
2. Конфликт — это важнейший теоретический конструкт в психоаналитической концепции, ключ к пониманию психической жизни человека. Конфликту приписывается изначальный характер в силу противоречивости самой природы человека. Основное внимание в психоаналитических работах уделялось внутренним конфликтам неосознаваемого характера.
3. Конфликт, с точки зрения психоанализа, возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования. Только в рамках этих законов и можно адекватно объяснить и описать интрапсихический феномен.
4. Интерперсональные конфликты в психоаналитической традиции также интерпретируются через внутриличностные особенности человека. Стойкая тенденция к межличностным осложнениям является следствием искажений в базисных аттитюдах человека, возникающих под влиянием неблагоприятного опыта, приобретенного преимущественно в детстве.
5. Ситуационный подход в исследовании конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористской традиции, сделавшей акцент на внешних детерминантах их возникновения.
6. Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию.
7. Стойкая тенденция личности к конфликтному реагированию в поведенческих подходах является следствием закрепления соответствующих моделей в поведенческом репертуаре.
8. Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М. Дойч, в работах которого конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов сторон. Результаты исследований Дойча легли в основу созданной им концепции кооперации—конкуренции.
9. С точки зрения когнитивных подходов конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения тех или иных параметров ситуации, которое становится основой
10. Традиция субъективного понимания ситуации и ситуационной детерминации поведения была заложена Левином, первым психологом, исследовавшим конфликты.
11. Когнитивные подходы описали когнитивное измерение конфликта, а также предложили его понимание как специфической когнитивной схемы, в соответствии с чем конфликт — это не свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на ее основе.
12. Каждый из классических подходов психологической науки инициировал поиск феноменологии, соответствующей его теоретическим представлениям, и внес свой вклад в понимание и описание эмоционального, поведенческого и когнитивного измерения конфликта.
13. Современные тенденции в подходе к конфликтам проявляются в преимущественной ориентации на практическую работу и увеличении количества практических разработок и соответствующем снижении числа теоретических исследований.
14. Общепризнанным становится не просто принятие конфликтов в качестве естественной формы психической жизни людей, будь то внутриличностные или межличностные конфликты, но и признание их важных функций в развитии личности и ее отношениях с другими людьми.
Нерешенными в психологии остаются проблемы с определением конфликта и объемом его понятия.
Рекомендованная литература: 1,4,11,13
Тезисы лекции
1. Категории проблемного поля описания конфликтов содержат его структурные и динамические характеристики.
2. К структурным характеристикам конфликтов относят следующие его составные компоненты: участники (стороны) конфликта, его условия (возникновения и протекания), предмет (объект) конфликта, действия участников, исход (результат) конфликта.
3. Описание динамических характеристик конфликта предполагает рассмотрение развития конфликта и требует ответа на вопросы, что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как происходит (регуляторы этих процессов).
4. В системе “наивного”, “естественного” знания прототип конфликта включает в качестве составных компонентов представления об участниках конфликта, его контексте (внешней ситуации), его “начале” в виде исходного события, процессе конфликтного взаимодействия и его исходе.
5. Основные элементы конфликта в оценке специалистов и в оценке “простого человека” совпадают.
Исследования ситуации возникновения конфликтов
1. Конфликт относится к критическим жизненным ситуациям, которые представляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоятельства, образующие в восприятии человека сложную психологическую проблему, требующую своего разрешения.
1. Восприятие ситуаций представляет собой процесс, в котором на основе категоризации и интерпретации индивид создает “когнитивные соответствия” этих ситуаций.
2. При этом “ситуационные модели” по результатам исследований скорее являются “личностно-окрашенными” образами “человека-в-ситу-ации”, чем самой этой ситуации,
4. “Определение ситуации” — это результат восприятия ситуации и ее интерпретации (“объяснения” на основе категоризации). В соответствии с теоремой У. Томаса, “если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям”. Следствием определения ситуации становится поведение, которое человек строит в соответствии со своим “определением”, и эти субъективные представления о ситуации оказывают на него зачастую более сильное влияние, чем объективные ее характеристики.
5. Человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но “определяет” ее, одновременно “определяя” себя в этой ситуации, и тем самым он фактически сам создает, “конструирует” тот социальный мир, в котором живет.
6. Приложение теоремы Томаса к конфликтам означает, что если человек определяет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом, так как в своих действиях в данной ситуации он основывается на этом определении, развивая конфликтное взаимодействие, выбирая соответствующие стратегии поведения, оценивая действия партнера и т. д.
7. Принципиальное значение в возникновении конфликта имеет то, будет ли актуальная ситуация восприниматься как конфликтная и произойдет ли после определения ситуации как конфликтной переход к конфликтному взаимодействию.
8. Решающим фактором в оценке ситуации как конфликтной является, по мнению специалистов, воспринимаемая противоречивость/несовместимость целей, действий, мотивов. “Естественное” категориальное знание “простых людей” опирается на признаки,созвучные научным представлениям.
9. Определение ситуации опирается на саму “определяемую” ситуацию, а также на существующие у субъекта когнитивные репрезентации ситуаций разного типа. Определение ситуации детерминировано как внешней реальностью, так и внутренним субъективным миром человека, однако сила влияния этих двух источников может различаться в разных ситуациях.
10. Чем более определенной является внешняя ситуация, тем более однотипные реакции она вызывает. Чем менее определенной является внешняя ситуация, тем в большей степени в ее восприятии проявляются индивидуальные особенности участников.
11. В качестве объективных факторов, определяющих восприятие ситуации, выступают особенности самой этой ситуации. Ситуация за счет своих собственных характеристик может соответствовать общим представлениям о
конфликтах и, следовательно, определяться как конфликтная большим числом людей.
12. Принадлежность человека к определенному социальному, культурному, профессиональному слою оказывает влияние на типичные стрессовые и конфликтные ситуации, с которыми он сталкивается.
13. Субъективное в определении ситуации как конфликтной связано с индивидуальной склонностью человека к преимущественной оценке ситуаций в тех или иных понятиях. Восприятие ситуаций испытывает на себе влияние факторов возраста и пола. Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на восприятие ситуаций считается безусловным, но их конкретное содержание остается не вполне ясным.
14. Люди отличаются друг от друга по степени проявления последовательности их личностных проявлений в различных социальных ситуациях. Ситуации различаются в зависимости от степени свободы индивидуальных различий в поведении, допускаемой этими ситуациями.
Рекомендованная литература: 1,4,11,13
Тезисы лекции
1. Биполярность конфликта обнаруживается во взаимодействии его сторон, которое реализуется в разных стратегиях и тактиках действия.
2. Цели участников конфликтного взаимодействия связаны с предметной стороной конфликта (мотивы получения желаемого), его эмоциональными аспектами (эмоциональными установками участников конфликта относительно друг друга) и нормативным обоснованием своей позиции/действий для себя и/или для других (мотив “быть понятым” и “быть справедливым”).
3. Достижение целей участников конфликта может обеспечиваться использованием ими разных стратегий: они могут ориентироваться на “выигрыш” обоих или на достижение односторонних преимуществ. Эти установки могут различаться в разных целях, цели разных участников конфликта с точки зрения их значимости образуют иерархию, которая может изменяться в ходе конфликта. Цели могут соотноситься по-разному, в силу чего хотя они и являются регулятором поведения участников конфликта, но не могут однозначно определять характер их взаимодействия.
4. Процесс взаимодействия в конфликте представляет собой серию взаимонаправленных интеракций, в ходе которых участники взаимодействия используют разнообразные приемы и техники влияния на партнера, часть из которых специфична для кооперативного или конкурентного взаимодействия, а остальные могут использоваться и в том и в другом контексте.
5. Различия между “борьбой” или “диалогом” как способами преодоления противоречий связаны с тем, что участники конфликта либо пытаются оказать одностороннее влияние друг на друга, либо строят свое общение таким образом, что и сами оказываются открыты влиянию партнера, поддерживая с ним диалог, результат которого может быть заранее неизвестен обоим и рождается в ходе совместного поиска.
6. “Борьба” как категория методов воздействия на партнера, связанного с его использованием или устранением как помехи с пути достижения цели, включает в себя “жесткие” приемы силового давления и “мягкие” приемы манипулирования.
7. Трудности определения техник эффективной коммуникации связаны с отсутствием четкой грани между конструктивными и деструктивными приемами, а также с методическими проблемами их вычленения.
8. Стратегии взаимодействия, развиваемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его протекания и исхода.
9. Общий характер отношений сторон — ситуационный контекст — оказывает влияние на их взаимодействие в конфликте. Кооперативные отношения порождают ориентацию участников не только на достижение своих целей, но и на сохранение хороших отношений в дальнейшем. Помимо этого, к факторам ситуации можно отнести прежний опыт отношений сторон, наличие благоприятных и неблагоприятных условий, в том числе “третьих сил”, заинтересованных в усилении или ослаблении конфликта, а также поведение партнера по ситуации.
Рекомендованная литература: 1,4,11,13
Тема лекции 7.
Тезисы лекции
1. С начала своего возникновения конфликтология принимает практико-ориен-тированный характер, видя своей задачей разрешение конфликтов. Социальные ученые начинают занимать активную позицию в практической работе с конфликтами. Одним из первых с парадигмой “активного исследования* выступил К. Левин.
2. В соответствии с современной точкой зрения, однозначно негативное отношение к конфликтным явлениям и стремление к их избеганию считаются неправомерными. Вместе с тем, очевидно, что конфликты могут оказывать деструктивное влияние на человеческие отношения, а потому признается необходимость их регулирования. Фундаментальная идея, лежащая в основе современных методов управления конфликтами, в разных формулировках сводится к тому, что конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.
3. Современная практика использует разные формы работы с конфликтами. При этом признается, что эффективное преодоление конфликтов и оптимальное решение должно опираться на согласие участников конфликта.
4. К факторам, оказывающим наибольшее влияние на конструктивное или деструктивное развитие конфликтов, относятся характер проблем, затронутых конфликтом, характеристики конфликтующих сторон, факторы ситуации, стратегии поведения участников, навыки управления конфликтом и др.
5. Среди способов урегулирования конфликтов отчетливо доминирующее положение сегодня занимают переговорные модели. Активно разрабатываются принципы и технологии эффективного проведения переговоров.
6. Особое место в конфликтологии занимает практика привлечения “третьей стороны” к решению конфликтов. Существуют разные формы участия третьей стороны в работе с конфликтами, среди которых особой популярностью пользуется медиаторство.
Рекомендованная литература: 1,4,11,13
Тезисы лекции
1. Другой вид внутренних конфликтов, описанный в психологии, — это когнитивный конфликт, в основе которого находится столкновение несовместимых представлений человека. Их наиболее известное описание в психологии имеет название теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
2. Часть переживаемых человеком внутренних конфликтов описывается в литературе в качестве ролевых конфликтов, в основе которых лежат проблемы деятельностной сферы жизни личности.
3. Общая тенденция в исследовании внутриличностных конфликтов состоит в переходе от рассмотрения конфликта на уровне “частичного” индивида, представленного мотивационной, когнитивной сферой или иными личностными образованиями, к описанию конфликтов как явлений целостного самосознания личности, что открывает новые перспективы в их понимании.
Рекомендованная литература: 1,4,11,13
Тезисы лекции
1. В соответствии с психоаналитической традицией интерперсональные проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интерпретируются через его внутренние конфликты.
2. Первые теоретические описания и экспериментальные исследования, непосредственно посвященные интерперсональным конфликтам, были выполнены Левином, который рассматривал их в контексте удовлетворенности/неудовлетворенности потребностей человека.
3. Для ситуационного подхода в исследованиях интерперсональных конфликтов, реализованного прежде всего в работах М. Дойча, характерно их описание в рамках конкурентных отношений, порождающих конфликтные явления.
4. Наиболее изученными сферами возникновения интерперсональных конфликтов являются семейные и трудовые отношения.
Рекомендованная литература: 1,4,11,13
Тезисы лекции
1. Для конфликтологических работ в области интерперсональных отношений характерно различение конфликта интересов и конфликта ценностей, которые соответствуют мотивационному и когнитивному типу конфликтов в психологии. В рамках деятельностной сферы взаимодействия также могут быть выделены ролевые межличностные конфликты.
2. В понимании межгрупповых конфликтов также выделяются три основных подхода — мотивационный, ситуационный и когнитивный, различающихся интерпретацией основных источников возникновения конфликтов.
3. Мотивационные подходы исходят из того, что такие явления межгруппового взаимодействия, как межгрупповая враждебность, межгрупповая дискриминация и др., являются отражением внутренних проблем самой группы. Из подобной точки зрения исходил 3. Фрейд. К мотивационным подходам могут быть отнесены работы, выполненные в рамках концепции фрустрационной детерминации агрессии, в первую очередь исследования Л. Берковица.
Рекомендованная литература: 1,4,11,13
Тезисы лекции
1. Ситуационный подход описывает межгрупповые конфликты как следствие особенностей внешней ситуации, прежде всего ее конкурентного характера. Знаменитые эксперименты М. Шерифа подтвердили правомерность подобной интерпретации межгрупповых конфликтов и стали основанием “реалистической теории конфликтов”, рассматривающей межгрупповые конфликты как следствие объективного конфликта интересов групп. Дойч обогатил ситуационный подход многочисленными результатами изучения групп в кооперативном и конкурентном режимах. Благодаря э