Психология и педагогика: общность и различия
Примерный перечень вопросов к экзамену
Билет 1
Понятие образования. Мировые образовательные тенденции
Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.Образованность- качество развившейся личности, усвоившей общечеловеческий опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредство этого непрерывно совершенствовать себя. т.е. опять повышать свою образованность. В настоящее время основным требованием мировых элит является необходимость срочной смены общецивилизационной модели развития: перехода от «общества потребления» к «альтернативной цивилизации» и «концепции устойчивого развития». Для того, чтобы эти требования стали реальностью, необходимо подготавливать молодое поколение, способное к середине столетия привести жизнь на планете в качественно иное экологическое, устойчивое мирное русло. Достаточно отметить, что все современное содержание образования — это адаптация «основ наук» для того или иного возрастного уровня усвоения знаний. Для этого предлагается и соответствующий способ обучения и воспитания — созерцательно-вербальный. Чтобы подготовиться к решению в будущем перспективные социальные и экономические задачи, необходимо обладать умением вырабатывать на основе усвоенного опыта предыдущих поколений самостоятельно новое видение образа жизни своего поколения, обладать способностью к активно-поисковой и творчески-преобразовательной деятельности.Проблемы современного высшего образования и пути их решения.Можно назвать, по крайней мере, три основных проблемы современной системы образования . Первая — это качество образования , которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее. Вторая проблема — прагматическая ориентация , для которой характерна система образования, не содействующая развитию личности. Основным путем решения этой проблемы может явиться «развивающее» образование, при котором идет развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий. И последняя, третья проблема — недоступность качественного образования для каждого обучающегося . Самым продуктивным в решении этой проблемы является информационная поддержка образования: телекоммуникационные технологии, доступность базы данных и, конечно, дистанционное образование.
Билет 2
Самообразование и непрерывное образование
Самообразование, образование, получаемое вне какой бы то ни было школы, путем самостоятельного изучения отдельн. науки чтения серьезн. книг. Непрерывное образование - целенаправленное получение и усвоение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки. Непрерывное образование обеспечивается комплексом государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования. Образование должно привести человека к самообразованию. Современному специалисту нужен гораздо больший объем знаний, чем несколько десятилетий назад, при этом полученные им в процессе обучения профессиональные знания быстро устаревают. Это значит, что специалисту необходимо перманентное образование, что, в свою очередь, подразумевает готовность к самостоятельному добыванию новых знаний. Концепция непрерывного образования теснейшим образом связана спроцессам становления информационного общества. Наиболее перспективными направлениями изменений системы образования являются: замена закрытой системы образования открытой образовательной средой; утверждение самообразования в качестве ведущей функции образования; формирование системы образования в течение всей жизни человека.
Билет 3
Билет 4
БИЛЕТ 5
Билет 6
Билет 7
Билет 8
Билет 10
Билет 11
Билет 14
Билет 16
Вопрос
Структурные концепции личности в отечественной психологии.
В отечественной психологии неоднократно предпринимались попытки представления структуры личности(Ковалев,Рубинштейн,Мясищев). Рассмотрим некоторые.
Ковалевставит вопрос о целостном духовном облике личности его происхождении и строении как о синтезе сложных структур:темперамента(структура природных свойств),направленности(система потребностей, идеалов и интересов),способностей(система волевых и эмоциональных свойств) . По мнению Ковалева, складываются сложные структуры, синтезом которых и является личность.
Мясищев рассматривает структуру личности только в качествеодной из ее сторон, наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой. По его мнению, психические образования и их функции должны быть непрерывно связаны с содержанием психической деятельности.
Структурно-характерологические особенности личности можно представить следующим образом:
А) структура личности:
1.)отношения и их уровень развития(высокий(сознание долга),средний(симпатия-антипатия),низкий)
2) интеллект и способности и степень их развития(уровень развития-высокий,средний,низкий)(особенности психических процессов-памяти,внимания,мышления)
3)темперамент(типы по Гиппократу-Павлову –холерический(безудержный),сангвинический,флегматический(сильный,инертный),
меланхолический)
4)характер(тип характера;структура характера-гармоничный или противоречивый)
Б)содержание личности
1)содержание основных отношений личности-социальных,общественных,бытовых,семейных,личных,производственных
2)характеристика мировоззрения личности: взгляды и оценка(широкие-обьективные,узкие-субьективно-личностные)
Билет 18
Основные качества (свойства) личности.
Несмотря на существенные расхождения в подходе к личности и ее определении, имеются и общие позиции, которые могут быть отражены при выделении и описании ее основных качеств (свойств):социальность, т.е. несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием;уникальность– своеобразие и неповторимость внутреннего мира конкретной личности, ее суверенность и несводимость к тому или иному социальному или психологическому типу;трансцендентность– стремление выйти за «пределы себя», постоянное развитие и творчество как способ бытия личности, вера в возможность самосовершенствования и преодоления внешних и внутренних барьеров на пути к цели и, как следствие сказанного, назавершенность, противоречивость и проблемность;целостность и субъективность – сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых ею на протяжении жизни ситуациях, надситуативность;активность и субъективность – способность изменять себя и условия своего существования, относительная независимость от внешних условий, способность быть источником собственной активности, причиной поступков и принятие на себя ответственности за эти поступки;нравственность как гуманистическая основа взаимодействия с социальным миром, стремление относиться к другому как к высшей ценности, равновеликой ценности собственного «Я», а не как к средству достижения иных, более «высоких» целей.Перечисленные свойства личности не существуют сами по себе, отдельно друг от друга, но образуют диалектические противоречивые связи, разумно ограничивающие и гармонизирующие их проявление в процессе жизнедеятельности. Все эти качества не даны личности изначально, а представляют собой результат длительного и сложного процесса формирования или становления личности.
Билет 19
Билет 20
Билет 21
Билет 22
Билет 24
Акцентуации характера
Акцентуация - значительное усиление и крайняя выраженность отдельных черт характера или ихсочетаний. Акцентуации представляют крайние варианты нормы, граничащие с дисфункциями характера -психопатиями. На основе исследований К.Леонгарда и А.Е.Личко выделяются следующие основные типы акцентуаций характера: акцентуация циклоидная-периодические колебания работоспособности, активности, настроения; соответственно -характер циклоидный;акцентуация гипертимная-постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца, соответственно характер гипертимный: акцентуация лабильная - резкая смена настроения в зависимости от ситуации; соответственно - характер лабильный; акцентуация астеническая - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;соответственно- характер астено-невротический; акцентуация сенситивная -повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности, соответственно - характер сенситивный; Акцентуация психастеническая- высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям. тенденция к образованию навязчивостей и ритуальных действий; соответственно характер психастенический; акцентуация шизоидная - с отгороженность. замкнутость, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в процессе общения; соответственно-характер шизоидный;акцентуацияэтилептоидная - склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии,конфликтность,вязкостьмышления,скрупулезная педантичность; соответственно характер эпилептоидный;акцентуация паранойяльная или застревающая- повышенная подозрительность и обидчивость,стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность;соответственно-характер паранойяльный; акцентуация истероидная или демонстративная- выраженная тенденции к вытеснению неприятных фактов и событий: использование лжи, фантазийи притворства для привлечения к себе внимания, авантюризм, тщеславие и пр. соответственно - характер истероидныйили демонстративный; акцентуация дистимная - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных печальных сторонах жизни, соответственно - характер дистимный; акцентуация неустойчивая – склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность; соответственно характер неустойчивый; акцентуация конформная - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности, инициативности, консерватизм; соответственно – характер конформный.
Билет 25.
Билет 26.
Сущность и классификации потребностей и мотивов.
Потребность— это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования, порождающую активность по отношению к этим условиям.
Мотив – это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям.
1. По происхождениюпотребности делят на естественные и культурные.
Естественные (органические)- это потребности, обусловленные биологической природой человека(потребности в кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т. д.)
Культурные (социальные) - это потребности, обусловленные социальной природой человека.
2. По предмету потребности делятся на материальные и духовные.
Материальные - потребности, которые отражают зависимость человека от предметов материальной культуры.
Духовные - потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного сознания.
Виды мотивов
1. По степени осознанности мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми.
Неосознаваемые мотивы -- это мотивы, при удовлетворении которых человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности. К неосознаваемым мотивам относятся, прежде всего, влечения и установки.
Влечение--психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознаваемую потребность субъекта.
Установка--психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность к определенным действиям, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная потребность.
Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть как позитивными, так и негативными, то есть подразумевают то или иное действие или отказ от действия.
Осознаваемые мотивы -- это мотивы, при удовлетворении которых человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относят желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т. д. Осознаваемые мотивы входят в направленность личности, которую мы рассмотрим далее.
2. По значимости в деятельности осознаваемые мотивы делятся на мотивы-смыслы и мотивы-стимулы. Деятельность человека носит полимотивированный характер, при этом мотивы выполняют различную роль.
Мотивы-стимулы - мотивы, побуждающие и определяющие выбор направленности деятельности и поведения человека.
Мотивы-смыслы - мотивы, которые придают всей нашей деятельности личностный смысл.
Билет 27
Билет 28.
Билет 29.
Билет 30
Билет 31.
Билет 32.
Билет 33
Билет 34
Билет 35
Билет 36
Стресс и его виды
Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химического, термического, физического), и имеет определенные стадии: -реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противотока»); -стадия устойчивости. когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям; -стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.
Билет 37
Билет 38
Билет 39
Управлениея эмоциями
, важной мерой, способствующей устранению и облегчению подавляющих эмоций, является отвлечение внимания... новым впечатлением, каким-либо забавным рассказом, способным заинтересовать ребенка, и он быстро забывает свое горе и перестает плакать. Р. Нельсон-Джоунс делит эмоции на уместные и неуместные: Неуместными эмоциями являются такие эмоции, которые мешают достижению разумного баланса между краткосрочными долгосрочным гедонизмом. К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния: 1) посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения. Частные способы регуляции эмоционального состояния в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом. В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. Психическая регуляциясвязана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией. И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и названный аутогенной тренировкой. Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции — прогрессивная релаксация (мышечное расслабление).. А. В. Алексеевым (1978) создана новая методика, названная психорегулирующей тренировкой, которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение ощущения тяжести в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц. Изменение направленности сознания.Варианты этого способа саморегуляции разнообразны. Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств.. Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело или на деловую сторону предстоящей деятельности. Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу не очень-то и хотелось, главное в жизни не это и т. д. Вариант использования контрфактического мышления (контрфактов). Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы. • Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации. • Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи. • Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п. Использование защитных механизмов.Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. 3. Фрейд выделил несколько таких защит. Уход — это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. Идентификация — процесс присвоения установок и взглядов других людей. Проекция — это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому. Виды психологических защит (по 3.Фрейду).Смещение — подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то.. Отрицание — это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Вытеснение — крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания. Регрессия — возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию. Реактивное образование — поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Использование дыхательных упражнений.
Билет 40
Билет 41
Билет 42
Ощущение и его виды
Виды ощущений
Ощущения классифицируются по ряду критериев. 1. По месту расположения рецепторов:-экстероцепторы ~ зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожные: тактильный, температурный и болевой, возникающие от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела; -проприоцепторы - - кинестетический (передающий информацию о движении и взаимном положении звеньев тела от чувствительных окончаний в мышцах и сухожилиях), вестибулярный (сообщающий о положении тела в пространстве, о равновесии); - интероцепторы - передающие информацию о появлении голода, жажды. 2.По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем: - контактная рецепция ~ непосредственный контакт присутствует; -дистантная рецепция - непосредственный контакт отсутствует. 3.По содержанию стимулов, вызывающих ощущения: химические: отражение вкуса и запаха; механические: отражение давления и слуховых образов; — световые: отражение зрительных образов; температурные.. 4.По модальности: зрительные ощущения.; слуховые ощущения; обонятельные ощущения; - кожные ощущения.
Билет 43
Восприятие. Основные свойства.
Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-я процесс). Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства воспр-я: 1) апперцепция – зависимость восприятия от псих.жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в восприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – св-во восприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 4) структурность – воспр-е – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем. 6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. 7) подвижность и управляемость – образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели.
Билет 44
Виды восприятия.Виды внимания.
Классификация восприятия:
Преднамеренная – в основе которого лежит сознательно поставленная цель. Непреднамеренная – не связанная с волевыми усилиями человека. Организованная – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений. Неорганизованная – нет определенного плана или схемы восприятия явления.
Виды восприятия: 1.Восприятие времени – это отображение объективной длительности, быстроты и последовательности явления действительности. Благодаря этому восприятию, отображаются изменения, которые происходят в окружающем мире. Зависит от содержания деятельности человека. 2. Восприятие движения – отображение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимного взаиморазмещения и взаимоотношения предметов окружающей действительности. 3. Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в изучении которых заинтересована личность.
Выделяют вида внимания:
Непроизвольное вниманиевозникает, прежде всего, под влиянием внешних факторов, без усилия со стороны субъекта. Непроизвольное внимание наступает немедленно, вслед за воздействием раздражителя.
К свойствам раздражителей, которые вызывают непроизвольное внимание, относят:
· интенсивность раздражителя
· новизна предмета;
· необычность объекта;
· резкая смена и динамичность объектов
Произвольное вниманиепроявляется в том, что человек может произвольно сосредоточить свое внимание то на одном, то на другом объекте даже в тех случаях, когда в окружающей обстановке ничего не меняется..
Произвольное внимание имеет свои характеристики. Целенаправленность его определяется задачами, которые ставит перед собой человек. Организованность произвольного внимания проявляется в том, что человек сознательно готовится быть внимательным. Кроме того, для произвольного внимания характерна повышенная устойчивость.
Послепроизвольное внимание. В этом случае волевое усилие, поддерживавшее наше сосредоточение на объекте внимания, заменяется интересом к этому объекту. Длительные волевые усилия, направленные на концентрацию внимания, приводят к такому моменту, когда необходимость в этих усилиях отпадает.
Существуют и другие классификации видов внимания. Например, по характеру направленности различают внешненаправленное и внутренне внимание. Объектом первого являются окружающие объекты и явления, объектами второго – собственные мысли и переживания субъекта. По направленности на объект выделяют сенсорное, интеллектуальное и моторное внимание.
Билет 45
Билет 46
Виды внимания
Внимание разделяется на виды: -внешнее внимание (внешненаправленное) определяется сосредоточением внимания субъекта на внешних объектах. Оно выражается в движениях, с помощью которых человек приспосабливается к лучшему выполнению требуемых действий. Внешнее внимание выражается в специфической позе, мимике, выражении глаз; -внутреннее внимание (внутренненаправленное), объектом которого являются собственные мысли, переживания, психическая (мнемическая, логическая) деятельность субъекта. Может также иметь место и феномен коллективного внимания при совместной деятельности группы людей; По динамике интенсивности различают статическое и динамическое внимание, проявляемое в процессе работы, выполнение которой требует длительного времени. Статическим называется внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале деятельности и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения. Динамическим называется внимание, которое в начале работы характеризуется малой интенсивностью, повышаемой с помощью волевых усилий. характерно затрудненное переключение с одного вида деятельности на другой. произвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание:- произвольное внимание мотивировано, сознательно регулируется требованиями выполняемой деятельности, опосредовано и направляется соответствующими волевыми усилиями. - непроизвольное внимание возникает бессознательное поставленной цели и удерживается на объекте без волевых усилий определяется особенностями раздражителя.; - постпроизвольное внимание удерживается на объекте после прекращения действия раздражителя в силу его значимости для человека.
Билет 47.
Виды памяти
Основанием разделения является предмет отражения.
Образная память. Основной функцией памяти в сенсорике и перцепции является закрепление той информации, которая поступает через органы чувств.Закрепление, сохранение и передача во времени чувственного опыта получило названиеобразной памяти. Этот вид памяти был выделен Г. Эббингаузом.
Смысловая, логическая (словесно-логическая)память. Благодаря накоплению и закреплению той информации, которую дает чувственный опыт, возможен переход ко вторичному опыту – логическому познанию (мышление – вторичный, производный процесс познания). Память сопровождает мыслительный процесс, она и закрепляет, и завершает работу мышления.
Эмоциональная память. Благодаря включению памяти происходит, закрепление и эмоционального опыта человека. Память сопутствует всем эмоциональным процессам. Для эмоциональной памяти характерны непроизвольность и высокая скорость перехода эмоционального образа в долговременную память.
Моторная (двигательная) память. Она является компонентом любых наших движений и действий. На ее основе мы формируем двигательные навыки: пишем, рисуем, чистим зубы, пользуемся столовыми приборами и т.п. Эта память не уступает образной по сохранности запомненного действия.
Типы памяти
Кратковременная память предполагает одноразовое предъявление материала и его краткосрочное хранение. Удержать материал в кратковременной памяти можно посредством повторения. Но такое удержание осуществимо только в том случае, если количество подлежащего удержанию материала невелико.
Долговременная память опирается на многократное предъявление материала и длительное его хранение.
Билет 48
Билет 49
Билет 50
Билет 51
Общее понятие о воображении. Воображение и личность.
Воображение – психический познавательный процесс создания образов объектов ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом. Это специфическое преобразование прошлого опыта человека. Наряду с термином «воображение» широко употребляется в нашей речи термин «фантазия». В обиходном понимании они чаще всего являются не тождественными. Со словом «воображение» обычно ассоциируется мысль о чем-то реальном и осуществимом, тогда как за словом «фантазия» закрепилось значение несбыточного, нереального. Воображение является важнейшим элементом процесса познания и деятельности человека. Воображение способствует предвосхищению будущего в форме образов, содержанием которых является возможное и/или необходимое будущее. Одновременно оно участвует в оживлении и реконструкции образов того, что уже было. Тесно связанное с потребностями и интересами личности, воображение создает образы желаемого будущего в форме мечты и других идеальных представлений с их конкретной интеллектуальной и нравственной направленностью. Для воображения свойственен трехфазовый характер: образы воображения возникают на основе восприятия, представлений памяти, на основе знаний и предшествующего жизненного опыта; затем в процессе преобразования образов осуществляется «отлет» от исходного материала; в последней фазе создание новых образов приводит к углублению познания действительности и прогнозированию последующих действий.
Билет 52
Билет 53
Билет 54
Билет 55
Билет 56
Билет 58
Билет 59
Билет 60
Примерный перечень вопросов к экзамену
Билет 1
Понятие образования. Мировые образовательные тенденции
Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.Образованность- качество развившейся личности, усвоившей общечеловеческий опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредство этого непрерывно совершенствовать себя. т.е. опять повышать свою образованность. В настоящее время основным требованием мировых элит является необходимость срочной смены общецивилизационной модели развития: перехода от «общества потребления» к «альтернативной цивилизации» и «концепции устойчивого развития». Для того, чтобы эти требования стали реальностью, необходимо подготавливать молодое поколение, способное к середине столетия привести жизнь на планете в качественно иное экологическое, устойчивое мирное русло. Достаточно отметить, что все современное содержание образования — это адаптация «основ наук» для того или иного возрастного уровня усвоения знаний. Для этого предлагается и соответствующий способ обучения и воспитания — созерцательно-вербальный. Чтобы подготовиться к решению в будущем перспективные социальные и экономические задачи, необходимо обладать умением вырабатывать на основе усвоенного опыта предыдущих поколений самостоятельно новое видение образа жизни своего поколения, обладать способностью к активно-поисковой и творчески-преобразовательной деятельности.Проблемы современного высшего образования и пути их решения.Можно назвать, по крайней мере, три основных проблемы современной системы образования . Первая — это качество образования , которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее. Вторая проблема — прагматическая ориентация , для которой характерна система образования, не содействующая развитию личности. Основным путем решения этой проблемы может явиться «развивающее» образование, при котором идет развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий. И последняя, третья проблема — недоступность качественного образования для каждого обучающегося . Самым продуктивным в решении этой проблемы является информационная поддержка образования: телекоммуникационные технологии, доступность базы данных и, конечно, дистанционное образование.
Билет 2
Самообразование и непрерывное образование
Самообразование, образование, получаемое вне какой бы то ни было школы, путем самостоятельного изучения отдельн. науки чтения серьезн. книг. Непрерывное образование - целенаправленное получение и усвоение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки. Непрерывное образование обеспечивается комплексом государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования. Образование должно привести человека к самообразованию. Современному специалисту нужен гораздо больший объем знаний, чем несколько десятилетий назад, при этом полученные им в процессе обучения профессиональные знания быстро устаревают. Это значит, что специалисту необходимо перманентное образование, что, в свою очередь, подразумевает готовность к самостоятельному добыванию новых знаний. Концепция непрерывного образования теснейшим образом связана спроцессам становления информационного общества. Наиболее перспективными направлениями изменений системы образования являются: замена закрытой системы образования открытой образовательной средой; утверждение самообразования в качестве ведущей функции образования; формирование системы образования в течение всей жизни человека.
Билет 3
Психология и педагогика: общность и различия
Педагогика - это наука о воспитании и обучении детей, молодежи. Педагогика исследует сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, образования и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности. Психология и педагогика - это крайне важные отрасли научного знания, тесно связанные с практикой и эмпирическими исследованиями. Общность психологии и педагогики состоит в том. что они имеют единый объект -процессы обучения и воспитания; их различие определяется разными аспектами изучения этого объекта. Психология исследует психологические закономерности становления психики человека в процессе ее формирования, или психологические механизмы усвоения системы свойств, способностей, индивидуального опыта человека. Педагогика, в свою очередь, изучает условия, которые необходимо создать для эффективного протекания процессов усвоения в соответствии с их психологическими закономерностями. Отсюда понятно, что осмысленное построение системы организационных форм, методов, средств обучения должно опираться на задание психологических механизмов усвоения человеком системы заданий, умений, способностей. Другими словами, педагогики должна строиться на основе данных психологии.
Билет 4