Тема 20. Развитие социальной психологии в Америке в ХХ столетии.
Лекции – 2 часа
Семинары – 2 часа
Содержание темы. Прикладной характер социальной психологии в Америке и ее «заземленность». М.Шериф, К.Шериф «Основы социальной психологии». Усиление позиций прагматизма и позитивизма. Теория поля К.Левина. Теории среднего ранга. Теория фрустрации-агрессии Миллера и Доларда. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Теория конкуренции и кооперации Дойча. Теория социальной власти Картрайта и Френча. Идеи Ф.Олпорта превращение социальной психологии в экспериментальную науку.
Семинар 1
1.Развитие социальной психологии в Америке в первой половине 20 века.
2.Теории групповых процессов (динамическая теория функционирования группы В.Байона; теория развития группы В.Бенниса и Г.Шепарда).
3.Теория конкуренции и кооперации Дойча.
4.Теория социальной власти Картрайта и Френча.
5.Основные теории лидерства в американской социальной психологии.
Методические указания. В США в 20 веке, особенно в 20-30-е г.г. и после ΙΙМВ, социальная психология получила бурное развитие. Как и в конце 19 века, развитие экспериментальной психологии в Америке пошло наиболее быстрыми темпами, так и в 20 веке, экономический рост в США стимулировал развитие ряда наук и использовал их данные. Это в полной мере можно отнести и к социальной психологии. В то время, когда в Советском Союзе запрещали развитие экспериментальной психологии, американские ученые, наоборот, приступили к активному изучению социально-психологических факторов, влияющих на развитие личности, динамики психологии малой группы, явлений лидерства и многого другого. Как следствие, вся современная социальная психология по своим содержательным характеристикам была в основном разработана в США. В нашей стране социальная психология получает право на существование и развитие лишь в 60-70-е г.г. 20 века.
Вопросы для подготовки к сдаче зачета и экзамена
1.Общая характеристика истории психологии как отрасли психологической науки. Место истории психологии в системе психологического знания.
2.Анализ теоретико-методологических основ и познавательных средств истории психологии. Специфика источников историко-психологического знания.
3.Методологическое и мировоззренческое значение историко-психологической науки в формировании психолога. Особенности исследования психологических проблем методами историко-психологической науки.
4.Место психологического знания в древних культурах месопотамской, египетской, индийской и китайской цивилизаций. Значение религиозной мифологии в отражении душевных явлений человека.
5.Формирование естественнонаучных предпосылок развития психологической мысли Древнего Востока.
6.Взгляды древних мыслителей на высшие психические процессы человека. Психологические идеи Конфуция.
7.Основные концепции души в античной психологии.
8.Познавательные процессы, проблемы чувств, эмоций, воли и характера в теориях античных мыслителей.
9.Психологические воззрения Платона и Аристотеля.
10.Содержание вклада античных врачей в формирование научных представлений о психике человека, их методы и естественнонаучные достижения.
11.Социо-культурные и научные предпосылки, характерные черты развития психологической мысли Арабского Востока и Западной Европы.
12.Психологические взгляды в средневековой Европе.
13.Формирование научных основ эмпирической и рационалистской психологии.
14.Постановка проблемы соотношения сознательного и бессознательного.
15.Сущность и значение сенсуалистических и субъективно-идеалистических концепций Дж.Беркли для становления ассоциативной психологии.
16.Обоснование материалистического подхода к человеческой психике, социальной обусловленности сознания и поведения людей.
17.Содержание психофизиологических открытий, их значение для формирования естественнонаучных основ психологической науки.
18.Материалистическая направленность социально-психологических концепций выдающихся представителей французского Просвещения Ж.Мелье, Ш.Монтескье, Вольтера, Ж.Руссо.
19.Психологические идеи И.Канта.
20. Психологические взгляды Г.Гегеля.
21.Христианско-психологическая проблематика учения Л.Фейербаха.
22.Содержание психологических взглядов Ф.Ницше, А.Шопенгауэра и С.Кьеркегора.
23.Содержание эволюционных естественнонаучных концепций XIX века и их роль в становлении психологии как науки.
24. Система психологических понятий эволюционной теории. Определение предметов психологии и физиологии.
25. Программа В.Вундта о физиологическом изучении сознания. Особенности интроспективного метода.
26."Психология актов сознания" по Фp.Бpентано.
27.Основные центры экспериментальной работы и их направленность.
28.Научные предпосылки возникновения дифференциальной психологии.
29."Стpуктуpная школа" Э.Титченеpа.
30.Особенности психологических взглядов средневековой Руси.
31.Зарождение материалистического направления в русской психологии XVIII века.
32.Новое представление о психике и задачах психологии как науки в трудах И.М.Сеченова.
33.Развитие идей И.М.Сеченова в научном творчестве И.П.Павлова. Создание учения о высшей нервной деятельности.
34.Результаты психологических исследований Н.Н.Ланге.
35.Развитие объективности психологической науки в деятельности В.М.Бехтерева.
36.Разработка "характерологии" А.Ф.Лазурским.
37.Психологические идеи Г.И.Россолимо.
38.Концепция "логицизма" А.И.Введенского.
39.Истоки гуманизма в отечественной психологии.
40.Содержание психологических взглядов "революционеров-демократов" XIX века.
41.Гуманистические традиции в российской психологии в начале XX века. Судьба гуманистического направления в СССР.
42.Содержание и значение исследовательской и организационной деятельности Н.Я.Грота.
43.Особенности психологических взглядов Л.М.Лопатина, М.М.Троицкого, Н.О.Лосского, Г.Г.Шпета, С.Л.Франка.
44.Особенности психологических воззрений Г.И.Челпанова.
45.Роль и место российской психологической мысли XIX - начала XX столетия в развитии мировой психологической науки.
46.Естественнонаучные и теоретические основы формирования российской психологии.
47.Результаты научной деятельности И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.
48.Педология и рефлексология в СССР.
49.Учение о доминанте А.А.Ухтомского.
50.Научный путь К.Н.Корнилова.
51.Психологические взгляды П.П.Блонского.
52. Становление школы Л.С. Выготского и ее эволюция.
53.Психологические идеи М.Я.Басова и М.М.Бахтина.
54. Психологические концепции С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и Б.Г.Ананьева.
55.Разработка психологических проблем Б.М.Тепловым, Д.Н.Узнадзе и П.Я. Гальпериным.
56.Место отечественной психологии в системе гуманитарного знания: онтологические, гносеологические и дидактические аспекты.
57.Перспективы теории и системного анализа в психологии.
58.Исследования сознания и личности в России.
59.Проблема технократического мышления.
60.Основные концепции предметного поля психологического знания.
61.Современные центры и школы в отечественной психологии. Отрасли отечественной психологической науки.
62.Содержание теоретической и практической деятельности З.Фрейда.
63.Объяснение развития и структуры личности в психоанализе.
64.Толкование сознания и психических проявлений в психоанализе.
65.Формирование аналитической психологии К.Юнга.
66.Индивидуальная психология А.Адлера в эволюции психоанализа.
67.Причины возникновения бихевиоризма.
68.Значение работ Э.Торндайка в формировании бихевиоризма.
69.Психологические взгляды Дж.Уотсона, Б. Скиннера.
70.Становление теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.
71.Становление гештальтпсихологии, формирование ее теоретико-методологических основ.
72.Психологические взгляды М.Вертгеймера.
73.Особенности психологических концепций В.Келера и К.Коффки.
74.Анализ путей развития основных школ психологии.
75. Понимающая психология В.Дильтея и ее эволюция.
76.Создание теории интеллекта Ж.Пиаже.
77.Современные направления психоанализа.
78.Научные взгляды К.Хорни и Э.Фромма.
79.Возникновение когнитивной психологии.
80.Образование гуманистического направления в психологии.
81.Содержание психологических идей К.Роджерса, А.Маслоу и В.Франкла.
82.Особенности трансперсональной психологии.
83.Направленность и методологические позиции исследований психологических проблем в школах социальной идентичности, социальных представлений, социальной ситуации, межгрупповых и кросс-культурных отношений, фредо-марксизма, этогеники и др.
84.Характеристика современных концепций психотерапии (психоаналитической, психосинтетической, бихевиоральной, когнитивно-эмоциональной, гуманистической, гештальт-терапии, логотерапии, холотропной и др.).
85.Направленность, методологические основания основных психокоррекционно-развивающих практик в современной психологии (индивидуальный и групповой психотренинг, психологическое консультирование и др.).
86.Особенности современного развития политической, экономической, педагогической юридической и других прикладных отраслей психологии.
87.Вклад в психологию Спенсера
88.Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область психологического знания.
89.Особенности развития социальной психологии в России.
90.Значение теории «психологического поля» Левина для современной психологии личности
91.Проблема обучения в теории Пиаже- достоинства и недостатки
Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ:
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. – М.: Аспект-пресс, 2006.
2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса//Соч., Т.1.-М., 2004.
3. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. 2008г
4. История психологии: Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - М., 2003.
6. Константинов В. В. /История психологии: учебное пособие. –
ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007 – 144 с.
7. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. - М., 2003.
8.Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 8-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
2008. - 544 с.
9. Петровский А.В., Ярошевскии М.Г. История психологии. - М., 2008.
10. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н.Шихи, Э.Чепман, У.Конрой. – М., 2005.
11. Рыжов Б. Н..История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное издательство, Типография Воениздата. 2005.
13. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии.- Спб., 2008.
12. Ярошевский М.Г, История психологии. - М., 2007.
14. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии.- М., 2006.
15. Якунин В.А. История психологии. - СПб., 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней / Перевод с англ. М., 2004.
2. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 2007.
3. Великие мыслители Запада. М., 2009.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 2007. Т. 2, 3.
5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. Учебник. -М., 2008.
6. Зинченко В.П., Моргунов В.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 2005.
7. История зарубежной психологии. Тексты. М., 2006.
8. История педагогики и современность. Хрестоматия. Л., 2006.
9. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М., 2006.
10. Начала христианской психологии. М., 2005.
11. Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. М., 2005.
12. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 2006.
13. Рубинштейн С.Л. История русской научной психологии // Основы общей психологии. М., 2004.
14. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 2005.
15. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу “Введение в психологию”. М., 2004.
16. Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Избранные труды. М.. 2007.
17. Философский энциклопедический словарь. М., 2008.
18. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 2008.
19. Хрестоматия по психологии. М., 2007.
20. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2008.
21. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 2008.
22. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 2008.
Учебно-методические материалы подготовлены профессором кафедры психологии Лебедевым И.Б.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры психологии № протокол от ___ _______________2011г.