Введение в психологию личности
(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)
1. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» — наименее широким по содержанию является понятие:
а) индивида;
б) личности;
в) субъекта деятельности;
г) индивидуальности.
2. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» —наиболее широким по содержанию является понятие:
а) индивида;
б) личности;
в) субъекта деятельности;
г) индивидуальности.
3. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» по объему содержания находятся в отношении:
а) включения;
б) соподчинения;
в) рода-вида;
г) рядоположенности.
4. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий:
а) индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность;
б) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность;
в) индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность;
г) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность.
5. Человек как типичный носитель видов человеческой активности —это:
а) индивид;
б) личность;
в) субъект деятельности;
г) индивидуальность.
6. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
а) индивида:
б) личности:
в) субъекта деятельности;
г) индивидуальности.
7. Человек как индивид —это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки:
а) генетические;
б) метаболические,
в) нейродинамические;
г) социальные.
8. Человек как личность — это человек, раскрывающийся в обусловленности:
а) его общением с другими людьми;
б) структурой его ценностных ориентации;
в) интернализированными им этническими и культурными стереотипами;
г) все ответы верны.
9. Человека как индивида характеризует:
а) индивидуальный стиль деятельности;
б) креативность;
в) мотивационная направленность;
г) средний рост.
10. Высший этап онтогенетического развития человека в обществе —это:
а) индивид;
б) личность;
в) субъект деятельности;
г) индивидуальность.
11. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, —это:
а) воспитанность;
б) авторитет;
в) задатки;
г) равнодушие.
12. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами,—это:
а) инстинкты;
б) механическая память;
в) ценностные ориентации;
г) музыкальный слух.
13. В основе различных типологий личности лежат:
а) субмодальности;
б) модальности;
в) супермодальности;
г) метамодальности.
14. Системные проявления личности как индивидуальности —это:
а) субмодальности;
б) модальности;
в) супермодальности;
г) метамодальности.
15. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:
а) психогенетический;
б) социогенетический;
в) биогенетический;
г) двухфакторный.
16. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:
а) психогенетическому;
б) социогенетическому;
в) биогенетическому;
г) двухфакторному.
17. Понятие «жизненный путь» в отечественную психологию введено:
а) Б.Г.Ананьевым;
б) А.Р. Лурией;
в) Д. Б. Элькониным;
г) С.Л. Рубинштейном.
18. В деятельностном подходе наиболее популярной является модель личности:
а) двухкомпонентная;
б) трехкомпонентная;
в) четырехкомпонентная;
г) пятикомпонентная.
19. С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется:
а) А.Н.Леонтьевым;
б) А.Ф. Лазурским;
в) К.К. Платоновым;
г) А.Г Ковалевым.
20. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:
а) А.Н. Леонтьев;
б) СЛ. Рубинштейн;
в) К. К. Платонов;
г) AT. Ковалев.
21. Личность —субъект и объект общественных отношений, по мнению:
а) А.Н. Леонтьева;
б) С.Л. Рубинштейна;
в) К. К. Платонова;
г) А. Г. Ковалева.
22. Одним из первых, кто осознал необходимость дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был:
а) А.Ф. Лазурский;
б) П.Ф. Лесгафт;
в) Э. Кречмер;
г) Л.С. Выготский.
23. Концепция личности как совокупности субъективных отношений к себе, другим и миру была выдвинута:
а) Э. Кречмером;
б) А.В. Петровским;
в) А.Ф. Лазурским;
г) В.М. Бехтеревым.
24. Совокупность научных взглядов на социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенным способам действий в определенных ситуациях принято называть концепцией:
а) диспозиционной;
б) деятельностного опосредствования межличностных отношений;
в) информационной модели;
г) социометрической.
25. Автором концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений является:
а) А.В. Петровский;
б) В.А. Петровский;
в) Б.Д. Парыгин;
г) Г.М. Андреева.
26. Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений обычно называется концепцией:
а) отношений личности;
б) социометрической;
в) диспозиционной;
г) стратометрической.
27. Диспозиционная концепция личности разработана:
а) А. Г. Асмоловым;
б) В.Н. Мясищевым;
в) В.А. Ядовым;
г) Б.Г. Ананьевым.
28. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является(ются):
а) темперамент;
б) характер;
в) способности;
г) направленность.
29. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения,—это:
а) темперамент;
б) характер;
в) способности;
г) направленность.
30. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:
а) уровень притязаний;
б) локус контроля;
в) самооценка;
г) самоотношение.
31. Взаимосвязь уровня притязаний, самооценки и уровня достижений изучал:
а) К. Левин:
б) Д.О. Хебб;
в) В.Н. Мясишев;
г) СЛ. Рубинштейн.
32. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:
а) интроспекцией;
б) локусом контроля;
в) инверсией;
г) паттерном.
33. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
а) интропунитивный;
б) интровертированный;
в) экстравертированный;
г) экстрапунитивный.
34. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:
а) интровертированного;
б) экстравертированного;
в) интропунитивного;
г) шизоидного.
35. Выраженность экстраверсии/интроверсии не связана:
а) со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью;
б) с балансом процессов возбуждения/торможения в ЦНС;
в) с уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации;
г) со скоростью безусловных рефлексов.
36. Показатели экстраверсии/интроверсии и нестабильности/стабильности:
а) однополярны;
б) взаимозависимы;
в) взаимонезависимы;
г) обусловливают друг друга.
37. Важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности является параметр:
а) экстраверсия/интроверсия;
б) экстраиунитивность/интропунитивность;
в) импульсивность;
г) невротизм.
38. Характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту, длительность и разнообразие выполненных действий, называется:
а) эмоциональностью;
б) активностью;
в) саморегуляцией;
г) самостоятельностью.
39. Ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации приписывается другим людям при типе реагирования:
а) интропунитивном;
б) экстрапунитивном;
в) интровертированном;
г) экстравертированном.
40. Ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации принимает человек на себя при типе реагирования:
а) интропунитивном;
б) экстрапунитивном;
в) интровертированном;
г) экстравертированном.
41. Выбор человеком того или иного режима деятельности, стиля поведения в конкретных условиях зависит;
а) только от личностного смысла деятельности и социального контекста;
б) только от уровня обученности;
в) только от социального контекста и уровня обученности;
г) от личностного смысла деятельности, социального контекста и уровня обученности.
42. Социальная зрелость человека не проявляется:
а) в структуре его притязаний;
б) в спектре исполняемых им социальных ролей;
в) в уровне сформированное™ у пего механизмов самообладания:
г) в спектре переживаемых эмоций.
43. В основе психодиагностического опросника лежит модель:
а) акцентуаций личности;
б) Я-состояний личности;
в) клинических типов личности;
г) особенностей поведения личности.
44. Автором формулы B=f(P, S) (поведение есть функция личности и ситуации) является:
а) Б.В. Зейгарник;
б) К. Левин;
в) Б. Скиннер;
г) Дж. Кеттел.
45. В классическом психологическом поведенческом эксперименте устанавливается зависимость вида:
а) R=f(S);
б) R=f(O);
в) R=f(P);
г) R=f(P, S)
(где R—поведение человека, f—функция, О —организм, Р—личность. S—ситуация (стимул, задание)).
46. В многочисленных экспериментальных исследованиях в области психологии личности полученные данные имеют зависимость:
а) логарифмическую;
б) нелинейную U-образного типа;
в) сложную квазипериодическую;
г) инвертированную U-образную.
47. В большинстве экспериментов, в которых выявляются особенности психической регуляции поведения, между переменными обнаруживается зависимость:
а) монотонно возрастающая;
б) монотонно убывающая;
.в) нелинейная U-образного типа;
г) сложная квазиприодическая.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)
1. Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды —с другой, по мнению:
а) бихевиористов;
б) гештальтистов;
в) психоаналитиков;
д) когнитивистов.
2. Личность человека в значительной мере определяет оценку им ситуации, а также то, откуда исходит контроль за его поступками, по мнению:
а) бихевиористов;
б) гештальтистов;
в) фрейдистов;
г) когнитивистов.
3. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности:
а) аналитическая;
б) гуманистическая;
в) когнитивная;
г) деятельностная.
4. Дж. Келли считает, что когнитивно сложная личность отличается от когнитивно простой тем, что:
а) имеет лучшее психическое здоровье;
б) хуже справляется со стрессом;
в) имеет более низкий уровень самооценки;
г) менее адаптивна к социуму.
5. Основным в когнитивной теории личности является понятие:
а) «схема»;
б) «модель»;
в) «конструкт»;
г) «установка».
6. Ключевое понятие аналитической психологии —это:
а) артефакт;
б) архетип;
в) знак;
г) символ.
7. Автором психологии личностных конструктов считается:
а) Э. Эриксон;
б) Г. Айзснк;
в) К. Роджерс;
г) Дж. Келли.
8. Метод семантического дифференциала предложен:
а) К. Спирменом;
б) Г. Айзенком;
в) Ч. Ос гудом;
г) Дж. Келли.
9. Метатеория, явившаяся основанием для исследований «имплицитных
теорий личности», стала:
а) теорией когнитивного диссонанса;
б) концепцией личностных конструктов Дж. Келли;
в) теорией баланса;
г) теорией конгруэнтности.
10. Автором теории когнитивного диссонанса является:
а) Л. Фестингер;
б) К. Левин;
в) У. Джемс;
г) П.В. Симонов.
11. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:
а) его физической конституции;
б) тех моделей, которым он подражает;
в) факторов, контролирующих его поступки;
г) его индивидуально-психологических особенностей.
12. Принцип функциональной автономии обоснован:
а) К. Роджерсом;
б) А. Маслоу;
в) Г. Олпортом;
г) К. Юнгом.
13. Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:
а) символического интеракционизма;
б) мультифакторной;
в) социотехнических систем;
г) индетерминизма.
14. Теория личности К. Спенса —это теория личности:
а) бихевиористская;
б) психоаналитическая;
в) гуманистическая;
г) ассоционистская.
15. Г. Айзенк признается автором модели личности:
а) однофакторной;
б) двухфакторной;
в) трехфакторной;
г) четырехфакторной.
16. Интеракционизм как направление в современной западной психологии основывается на концепции:
а) Р. Бернса;
б) Э. Берна;
в) Дж. Мида;
г) Дж. Морено.
17. В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/нестабильность и:
а) подвижность/уравновешенность;
б) экстраверсия/интроверсия;
в) экстрапунитивность/интропунитивность;
г) психотизм/депрессия.
18. Интроверсия и экстраверсия, по Роршаху:
а) непротивоположные и невзаимоисключающие свойстваличности;
б) сходные свойства личности;
в) необходимые условия для заболевания неврозами;
г) тенденции, более или менее присущие каждому.
19. Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:
а) по К. Хорни;
б) по 3. Фрейду;
в) по Г. Айзенку;
г) по Э. Берну.
20. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт—это:
а) холерик;
б) меланхолик;
в) сангвиник;
г) флегматик.
21. Личность рассматривается как совокупность особенностей поведения в концепции:
а) Дж. Кеттелла;
б) К. Леонгарда;
в) Э. Берна;
г) А. Маслоу.
22. Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга. —это:
а) эго;
б) персона:
в) тень:
г) самость.
23. Понятие комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:
а) К. Юнг:
б) А. Адлер;
в) 3. Фрейд;
г) К. Роджерс.
24. Любое поведение определяется своими последствиями:
а) по Б. Скиннеру;
б) по Дж. Уотсону;
в) по А. Бандуре;
г) по В. Кёлеру.
25. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:
а) постижения им последствий своего поведения;
б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;
в) конфликтов между познавательными силами и реальностью;
г) взаимодействий между людьми.
26. Направление в психологии, сконцентрировавшее основное внимание в исследовании не на связи между стимулом и реакцией, а на характере их отношений, называется:
а) необихевиоризмом;
б) интербихевиоризмом;
в) социальным бихевиоризмом;
г) нейролингвистическим программированием.
27. Строгое соответствие между определенными биологическими структурами человека и его определенными личностными свойствами пытаетсяустановить направление диспозиционной теории личности:
а) жесткое;
б) мягкое;
в) формально-динамическое;
г) структурно-содержательное.
28. Среди «жестких» структурных моделей личности наиболее известной является модель личности, построенная:
а) А. Маслоу;
б) Г. Оллпортом;
в) Г. Айзенком;
г) К. Роджерсом.
29. Основоположником теории черт является:
а) Г. Олпорт;
б) Г. Айзенк;
в) К. Роджерс;
г) К. Левин.
30. Основоположником психодинамической теории личности является:
а) К. Юнг;
б) А. Адлер;
в) 3. Фрейд;
г) Э. Фромм.
31. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:
а) его физической конституции;
б) тех моделей, которым он подражает;
в) факторов, контролирующих его поступки;
г) индивидуальных особенностей субъекта.
32. Психоаналитическая концепция личности 3. Фрейда относится:
а) к теориям черт'личности;
б) к теориям типов личности;
в) к теориям инстанций личности;
г) к факторным теориям личности.
33. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:
а) «Оно»,
б) «Я»;
в) «Сверх-Я»;
г) «Супер-эго».
34. По 3. Фрейду, бессознательное являет собой инстанцию психики:
а) асоциальную;
б) аморальную:
в) алогичную;
г) здоровую.
35. В теории 3. Фрейда не рассматриваются как принцип регуляции психической жизни личности принципы:
а) реальности;
б) удовольствия;
в) постоянства;
г) отражения.
36. Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:
а) ассоцианизму;
б) бихевиоризму;
в) когнитивизму;
г) психоанализу.
37. 3. Фрейд полагал, что эдипов комплекс развивается на стадии:
а) оральной;
б) анальной;
в) фаллической;
г) генитальной.
38. Принцип, что чувства и поведение человека следует считать неадекватными, когда истолкование им ситуаций основано на иррациональных мыслях, лежит в основе подхода:
а) бихевиорального;
б) когнитивного;
в) деятельностного;
г) психоаналитического.
39. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
а) в гештальтпсихологии;
б) в гуманистической психологии;
в) в бихевиоризме;
г) в психоанализе.
40. Гарантом психологической защищенности не является:
а) адекватная самооценка;
б) чувство принадлежности к группе;
в) склонность к надситуативной активности;
г) ригидность мышления.
41. Психологическую защиту как следствие противоречий в структуре «Я» рассматривает(ют):
а) неофрейдизм;
б) персоналистские теории;
в) отечественная психология;
г) когнитивная психология.
42. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется:
а) рационализацией;
б) вытеснением;
в) забыванием;
г) переносом.
43. Замещение не может проявляться:
а) в изменении чувств;
б) в изменении мотивов;
в) в изменении отношений личности на противоположные;
г) в регрессии.
44. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
а) рационализацией;
б) идентификацией;
в) сублимацией;
г) вытеснением.
45. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
а) отрицанием;
б) регрессией;
в) вытеснением;
г) подавлением.
46. Понятие «сублимация» введено в научный словарь:
а) К. Юнгом;
б) А. Адлером;
в) 3. Фрейдом;
г) Г. Гельмгольцем.
47. Суть проекции заключается:
а) в приписывании другим людям собственных чувств;
б) в ориентации поведения на доступную цель;
в) в отрицании реальных фактов;
г) в выборе поведения, противоположного подавленному.
48. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:
а) отрицание;
б) вытеснение;
в) проекция;
г) подавление.
49. Принято считать, что наиболее адекватным способом психической защиты является:
а) проекция;
б) вытеснение;
в) сублимация;
г) подавление.
50. Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:
а) вытеснение;
б) проекция;
в) идентификация;
г) сублимация.
51. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:
а) Электры;
б) Афродиты;
в) Медеи;
г) А.Фрейда.
52. По А. Адлеру, комплекс неполноценности не является:
а) следствием дефекта;
б) универсальной движущей силой развития личности;
в) следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств;
г) силой, тормозящей развитие.
53. По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием:
а) комплекса неполноценности;
б) комплекса превосходства;
в) чувства неполноценности;
г) неадекватно разрешившегося эдипова комплекса.
54. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:
а) с комплексом превосходства;
б) с самоуважением;
в) с переоценкой собственного «Я»;
г) со способностью любить.
55. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:
а) гештальтистов;
б) фрейдистов;
в) бихевиористов;
г) когнитивистов.
56. Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху,объяснил (а):
а) психология сознания;
б) гештальтпсихология;
в) бихевиоризм;
г) психоанализ.
57. В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:
а) задатки;
б) рефлексы или социальные навыки;
в) способности;
г) темперамент.
58. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:
а) Дж. Уотсон;
б) Б. Скиннср;
в) А. Бандура;
г) К. Хорни.
59. По мнению А. Бандуры, формирование уверенности в том, что человек может и чего не может сделать, определяют:
а) 3 основных условия;
б) 4 основных условия;
в) 5 основных условий;
г) 6 основных условий.
60. В соответствии с типологией Э. Шелдона человек эктоморфного типа бывает:
а) застенчивым, предпочитает умственную работу;
б) сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию;
в) толстым, круглым, веселым и общительным;
г) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным.
61. Истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях, усматривает:
а) К. Хорни;
б) Г. Салливан;
в) Э. Фромм;
г) Э. Эриксон.
62. В основе человеческой природы лежит намерение, которое и определяет цели и ожидания каждого человека, согласно:
а) Э. Эриксону;
б) К. Бюлер;
в) Э. Шелдону;
г) А. Валлону.
63. «Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждымиз восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни; согласно:
а) Э. Эриксону; ^
б) К. Бюлеру;
в) А. Валлону;
г) А. Маслоу.
64. Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:
а) бихевиоральным;
б) гуманистическим;
в) психоаналитическим;
г) когнитивистским.
65. Личность рассматривается как совокупность Я-состояний в кониепции:
а) К.Роджерса;
б) А. Бандуры;
в) Э. Берна;
г) А. Маслоу.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Потребности
(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)
1. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это:
а) мотив;
б) потребность;
в) интерес;
г) склонность.
2. Потребность как нужду трактовал:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) Б.И. Додонов;
в) В.Н. Мясищев;
г) К. Обуховский.
3. То, что необходимо для нормального развития человека как личности, это потребности:
а) биогенные;
б) социогенные;
в) психогенные;
г) духовные.
4. То. что требуется для нормального развития человека как индивида, —это потребности:
а) биогенные;
б) социогенные;
в) психогенные;
г) духовные.
5. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
а) К. Роджерс:
б) А. Маслоу:
в) Г. Олпорт;
г) В. Кёлер.
6. По мнению А. Маслоу, великим самоактуализатором был (а):
а) Дж. Уотсон;
б) У. Джемс;
в) К. Хорни;
г) А. Линкольн.
7. Людям присуши три типа потребностей: власти, успеха и причастности —согласно теории:
а) А. Маслоу;
б) Д. Мак-Клелланда;
в) А. Акоффа;
г) Ф. Годфруа.
8. Основанием классификации потребностей на биологические и социальные является:
а) источник их формирования;
б) форма жизнедеятельности и осуществления;
в) возможность удовлетворения;
г) цикл жизнедеятельности.
9. Критерием классификации потребностей на материальные и духовные является:
а) источник их формирования;
б) форма жизнедеятельности и осуществления;
в) возможность удовлетворения;
г) цикл жизнедеятельности.
10. Потребность подражать или следовать образцу —это:
а) намерение;
б) мечта;
в) страсти;
г) идеал.
1 ]. Мотивы, опредмечивающие сильные и длительные потребности, проявляются:
а) в намерении;
б) в мечте;
в) в страсти;
г) в идеале.
12. Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, —это:
а) склонность;
б) мечта;
в) мотив;
г) интерес.
13. Под акизитивными потребностями принято понимать потребность:
а) в накоплении, приобретении;
б) совершать бескорыстные действия;
в) познания;
г) в прекрасном.
14. Под гностическими потребностями принято понимать потребности:
а) в накоплении, приобретении;
б) совершать бескорыстные действия;
в) в познании;
г) в прекрасном.
15. Под гедонистическими потребностями обычно понимают потребности:
а) в накоплении, приобретении;
б) в комфорте, безмятежности;
в) в результативности усилия;
г) в признании собственной значимости.
Мотивы
(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)
1. Совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения, понимается как:
а) мотивация;
б) мотив;
в) направленность;
г) потребностное состояние.
2. Понятия «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:
а) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»;
б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»;
в) эти понятия — синонимы;
г) понятие «мотив» является разновидностью понятия «мотивация».
3. Одной из теорий мотивации является теория:
а) двух факторов Ч. Спирмена;
б) инструментальная;
в) доминанты А.А. Ухтомского;
г) ценностного обмена.
4. «Опредмеченной потребностью» мотив называл:
а) ГА. Ковалев;
б) Л.И. Божович;
в) К. К. Платонов;
г) А.Н. Леонтьев.
5. В теории деятельности выявлен механизм образования мотивов, названный механизмом:
а) сдвига мотива на цель;
б) сдвига цели на условие;
в) сдвига цели на мотив;
г) сдвига условия на цель.
6. Механизм сдвига мотива действует:
а) в дошкольном возрасте;
б) в младшем школьном возрасте;
в) до юношеского возраста;
г) на всех этапах развития личности.
7. По А.Н. Леонтьеву, если, выполняя мотивированное действие, субъект затем начинает выполнять действие ради него самого, то это свидетельствует о сдвиге:
а) цели на условие;
б) мотива на цель;
в) условия на цель;
г) цели на мотив.
8. Некоторые противоречия между двумя или более когнициями называются:
а) когнитивным диссонансом;
б) когнитивным консонансом;
в) проблемной ситуацией;
г) фрустрацией.
9. Когнитивный диссонанс не снимается:
а) изменением одной из когниций;
б) снижением значимости входящих в диссонантные отношения когниций;
в) добавлением новой когниций;
г) вытеснением проблемной ситуации.
10. Согласно теории функциональной системы инициирует поведение человека:
а) доминирующая мотивация;
б) обстановочная афферентация;
в) пусковая афферентация;
г) память.
11. Теория мотивационного контроля Д. Хайленда не является своего рода обобщением идей и концепций, сформировавшихся в недрах:
а) кибернетики;
б) теории управления;
в) психологии;
г) физиологии.
12. Автором теории баланса является:
а) К. Роджерс;
б) А. Маслоу;
в) Ф. Хайдер;
г) Г. Олпорт.
13. По мнению большинства классических бихевиористов, основным механизмом мотивации является принцип:
а) постоянства;
б) реальности;
в) гомеостаза;
г) удовольствия.
14. Положение теории поля К. Левина о том, что мотивация возникает в неравновесной «системе напряжений», основывается на принципе:
а) гомеостаза;
б) реальности;
в) постоянства;
г) кибернетики.
15. Мотивы, возникшие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно согласно принципу:
а) реальности;
б) самодетерминации;
в) функциональной автономии;
г) удовольствия.
16. Интерпретация человеком причин и мотивов поведения других людей межличностного восприятия —это:
а) перцепция;
б) аттракция;
в) каузальная атрибуция;
г) апперцепция.
L7. Приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия, называется:
а) перцепцией;
б) атрибуцией;
в) аттитюдом;
г) апперцепцией.
18. Основы изучения каузальной атрибуции заложил:
а) Я. Морено;
б) Л. Фестингер;
в) Ф. Хайдер;
г) Дж. Келли.
19. В отечественной психологии разработка проблемы каузальной атрибуции ведется на основе методологического принципа:
а) целостности данного процесса;
б) деятельностного опосредствования данного процесса;
в) обратной связи данного процесса;
г) системности данного процесса.
20. В большей степени, чем теория других психоаналитиков, ориентирована на рассмотрение социальных аспектов человеческого поведения концепция:
а) К. Юнга;
б) А. Адлера;
в) К. Хорни;
г) Э. Фромма.
21. Зависимость эффективности деятельности личности от силы ее мотивации (активации нервной системы) на эту деятельность выражает закон:
а) экономии;
б) Йеркса-Додеона;
в) Эммерта;
г) эмоциональной константности.
22. Основателем исследований в области мотивации достижений считается:
а) Д.С. Мак-Клелланд;
б) Р. Аткинсон;
в) X. Хекхаузен;
г) К. Роджерс.
23. Исследования мотивации достижения начались:
а) в 1930-х гг.;
б) в 1940-х гг.;
в) в 1950-х гг.;
г) в 1960-х гг.
24. Закон оптимума мотивации принято называть законом:
а) Рибо;
б) Йеркса—Додсона;
в) Ллойда—Моргана;
г) Хика.
25. Чем сложнее для субъекта деятельность, тем более низкий уровень мотивации для нее оптимален согласно закону:
а) прегнантности;
б) Блонделя;
в) Йеркса—Додсона;
г) эмоциональной константности.
26. Уровень мотивации, при котором деятельность максимально успешна, называется:
а) экстремумом мотивации;
б) оптимумом мотивации;
в) минимумом мотивации;
г) вершиной мотивации.
27. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:
а) от 3 до 7 лет;
б) отЗ до 10 лет;
в) от 3 до 13 лет;
г) от 3 до 16 лет.
28. В большинстве экспериментальных и корреляционных исследований в области психологии мотивации получается зависимость:
а) логарифмическая;
б) нелинейная U-образного типа;
в) сложная квазипериодическая;
г) инвертированная U-образного типа.
29. Графически закон оптимума мотивации можно представить в виде:
а) прямой линии;
б) логарифмической кривой;
в) колоколообразной кривой;
г) сложной квазипериодической зависимости.