Механизм формирования мотивации
Формирование сознательно-волевого уровня мотивации состоит, во-первых, в образовании иерархической регуляции; во-вторых, в противопоставлении высшего уровня этой регуляции стихийно формирующимся, импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые начинают выступать уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие ей.
Формирование мотивации имеет два механизма, в рамках которых воздействие может осуществляться следующими путями:
Первый путь – воздействие на эмоционально-познавательную сферу. Основная цель состоит в том, чтобы путем сообщения определенных знаний, формирования убеждений, возбуждения интереса и положительных эмоций подвести человека к переосмыслению своих потребностей, изменению внутриличностной атмосферы, системы ценностей и отношений к действительности.
Второй путь состоит в воздействии на деятельную сферу. Суть его сводится к тому, чтобы через специально организованные условия деятельности хотя бы избирательно удовлетворить те или иные потребности. А затем, через целесообразно оправданное изменение характера деятельности попытаться, укрепив старые, сформировать новые, необходимые потребности.
Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма.
Сущность и классификации потребностей и мотивов
Потретребность — внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации
Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - материальный или нематериальный предмет, ради которого человек совершает те или иные действия. В качестве мотива может выступать желание удовлетворить какую-либо потребность, или какой-либо предмет, который нам хочется получить. Так, например, желание добиться чьей-то любви может заставить нас совершать красивые и эффектные поступки, а стремление обладать престижной маркой машины – попытаться заработать больше денег. Также, мотивом может стать осознаваемая цель, лежащая в основе выбора действий и поступков – так, например, желание занять президентский пост станет мотивом для выбора человеком определенной стратегии поведения.
Виды потребностей
Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям.
1. По происхождению потребности делят на естественные и культурные.
Естественные (органические) потребности -- это потребности, обусловленные биологической природой человека. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни индивида. Органические потребности - потребности в кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т. д.
Культурные (социальные) потребности - это потребности, обусловленные социальной природой человека. Они отражают его зависимость от продуктов человеческой деятельности и общения. Культурные потребности--это потребности, которые появились в результате социально-исторического развития человека: филогенеза.
Однако следует отметить относительный характер деления потребностей человека на естественные и культурные, органические и социальные. Дело в том, что все естественные потребности человека в процессе исторического развития значительно изменились, преобразовались, очеловечились, а значит, и окультурились. Историческое развитие потребности выражается в том, что меняются предметы и способы их удовлетворения. Например, удовлетворение естественной потребности в защите от экстремальных температур (холода или жары) у животных выражается в наличии шкуры, у человека же удовлетворение этой потребности преобразовалось в необходимость носить одежду, то есть естественная потребность окультурилась.
2. По предмету потребности делятся на материальные и духовные.
Материальные потребности -- потребности, которые отражают зависимость человека от предметов материальной культуры.
Духовные потребности - потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного сознания. Например, естественная по происхождению потребность по предмету может быть только материальной. Культурная по происхождению потребность может быть материальной или духовной.
В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии же личности -- стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, самовыражению и самоутверждению.
Виды мотивов
1. По степени осознанности мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми.
Неосознаваемые мотивы -- это мотивы, при удовлетворении которых человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности. К неосознаваемым мотивам относятся, прежде всего, влечения и установки.
Влечение-- психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознаваемую потребность субъекта.
Установка-- психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность к определенным действиям, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная потребность.
Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть как позитивными, так и негативными, то есть подразумевают то или иное действие или отказ от действия.
Осознаваемые мотивы -- это мотивы, при удовлетворении которых человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относят желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т. д. Осознаваемые мотивы входят в направленность личности, которую мы рассмотрим далее.
2. По значимости в деятельности осознаваемые мотивы делятся на мотивы-смыслы и мотивы-стимулы. Деятельность человека носит полимотивированный характер, при этом мотивы выполняют различную роль.
Мотивы-стимулы - мотивы, побуждающие и определяющие выбор направленности деятельности и поведения человека.
Мотивы-смыслы - мотивы, которые придают всей нашей деятельности личностный смысл.
В деятельности эти мотивы выстраиваются в определенную иерархию. Низшую ступень в ней занимают мотивы-стимулы. Верхнюю ступень - мотивы-смыслы. Есть и другие концепции иерархии мотивов и потребностей, например, концепции А. Маслоу, Д. МакКлеланда и др.
Иерархическое отношение мотивов чаще всего осознается людьми в ситуации конфликта мотивов. В жизни каждого человека нередко сталкиваются разные мотивы, когда требуется сделать нелегкий, но важный выбор: самосохранение или честь; убеждение или благополучие и т.д.