Лекторское мастерство преподавателя

А) Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний).

Б) Педагогический такт. Стиль общения. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

В) Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения и т. д.).

Результативность лекции

А) информационно-познавательная ценность лекции.

Б) Воспитательная значимость лекции.

В) Мотивационно-стимулирующая ценность лекции (будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?)

Общие выводы и рекомендации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. - СПб., 2006.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. -- М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983.

6. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.

7. Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979.

8. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М., 1998.

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

10. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М., 1997.

11. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Портфолио как совокупность рабочих материалов представляет собой эмпирический результат учебной или внеучебной дея­тельности студента, опыт по овладению профессиональными навыками практической деятельности.

Современная система высшего образования ориенти­рована на развитие у будущего профессионала стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Необходимыми составляющими в этом процессе есть умение эффективно планировать свою деятельность, критически оценивать ее результаты; анализировать процесс реализации деятельности. При этом осуществляемая студентом–психологом рефлексия, благодаря которой происходит осмысление своих целей, коррекция своего образовательного пути, и т.п., повышает эффективность развития рефлексии как профессионально важного качества. В этой связи составление портфолио являются одним из признанных эффективных средств развития рефлексии личности.

Портфолио позволяет студенту:

· осознать свои мотивы в изучении психологии, методики преподавания психологии, культуры, в целом;

· анализировать свои проблемы в изучении психологии

· выработать стратегию и тактику освоения профессии «психолог»;

· отслеживать динамику развития профессио­нальных способностей;

· оценить свой опыт применения психологических знаний в повседневной жизни, образо­вательной и социокультурной деятельности;

· определить необходимость развития тех спо­собностей, которые важны для личности на данном жизненном этапе.

Основные функциипортфолио:

· информационно-социальная

(доку­ментируется имеющийся у обучающегося опыт изучения психологии, семинаров, тренингов, курсов с профессиональной направленностью; фиксируются данные и личностного развития студента; информация о динамике уровня овладения профессией «психолог», а также уровень рефлексивной активности обучающегося, его творческих способностей;

· педагогическая

(способствует повышению мотивации студентов, развитию осознания характера и про­цесса овладения профессией «психолог», самостоятельности обу­чающихся в изучении психологии, личностного развития.

«Портфолио» студента

По направлению подготовки 37.04.01

ФИО студента ____________________________________________
Год рождения ____________________________________________

Группа ____________________________________________

Е-mail ________________________________________

Успеваемость студента (за период обучения на 1 ступени)

Средний балл успеваемости по дисциплинам учебного плана _____________

(заполняется за 4ый год обучения на 1 ступени и текущий период обучения на 2–ой ступени)

Производственная практика

№ п/п Наименование практики Место и срок прохождения практики Если на рабочем месте, то в качестве кого проходил практику
1.      
2.      
3.      
  1. Научно-исследовательская и проектная деятельность

Наши рекомендации