Лекторское мастерство преподавателя
А) Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний).
Б) Педагогический такт. Стиль общения. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.
В) Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения и т. д.).
Результативность лекции
А) информационно-познавательная ценность лекции.
Б) Воспитательная значимость лекции.
В) Мотивационно-стимулирующая ценность лекции (будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?)
Общие выводы и рекомендации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. - СПб., 2006.
2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
3. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. -- М.: ВЛАДОС, 1999.
5. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983.
6. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.
7. Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979.
8. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М., 1998.
9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
10. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М., 1997.
11. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Портфолио как совокупность рабочих материалов представляет собой эмпирический результат учебной или внеучебной деятельности студента, опыт по овладению профессиональными навыками практической деятельности.
Современная система высшего образования ориентирована на развитие у будущего профессионала стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Необходимыми составляющими в этом процессе есть умение эффективно планировать свою деятельность, критически оценивать ее результаты; анализировать процесс реализации деятельности. При этом осуществляемая студентом–психологом рефлексия, благодаря которой происходит осмысление своих целей, коррекция своего образовательного пути, и т.п., повышает эффективность развития рефлексии как профессионально важного качества. В этой связи составление портфолио являются одним из признанных эффективных средств развития рефлексии личности.
Портфолио позволяет студенту:
· осознать свои мотивы в изучении психологии, методики преподавания психологии, культуры, в целом;
· анализировать свои проблемы в изучении психологии
· выработать стратегию и тактику освоения профессии «психолог»;
· отслеживать динамику развития профессиональных способностей;
· оценить свой опыт применения психологических знаний в повседневной жизни, образовательной и социокультурной деятельности;
· определить необходимость развития тех способностей, которые важны для личности на данном жизненном этапе.
Основные функциипортфолио:
· информационно-социальная
(документируется имеющийся у обучающегося опыт изучения психологии, семинаров, тренингов, курсов с профессиональной направленностью; фиксируются данные и личностного развития студента; информация о динамике уровня овладения профессией «психолог», а также уровень рефлексивной активности обучающегося, его творческих способностей;
· педагогическая
(способствует повышению мотивации студентов, развитию осознания характера и процесса овладения профессией «психолог», самостоятельности обучающихся в изучении психологии, личностного развития.
«Портфолио» студента
По направлению подготовки 37.04.01
ФИО студента ____________________________________________
Год рождения ____________________________________________
Группа ____________________________________________
Е-mail ________________________________________
Успеваемость студента (за период обучения на 1 ступени)
Средний балл успеваемости по дисциплинам учебного плана _____________
(заполняется за 4ый год обучения на 1 ступени и текущий период обучения на 2–ой ступени)
Производственная практика
№ п/п | Наименование практики | Место и срок прохождения практики | Если на рабочем месте, то в качестве кого проходил практику |
1. | |||
2. | |||
3. |
- Научно-исследовательская и проектная деятельность