Занятие 5. Деформация трудового поведения в профессии.
Вопросы для обсуждения:
1. Профессиональные деформации личности.
2. Эмоциональное выгорание (признаки, причины, способы психологической помощи).
3. Понятие профессионального кризиса. Типы кризисов.
Занятие 6. Профессиональное становление: о развитии профессионально важных качеств студента.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятия: «Компетенция», «Компетентность», «Должностная функция», «Должностные обязанности».
2. Объективные и субъективные причины неудач в профессиональной карьере.
3. Профессиональные знания, умения, навыки и компетентность педагога-психолога.
4. Уровни профессионального мастерства и профессиональной пригодности практического психолога образования.
Занятие 7. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема индивидуального стиля деяткльности и индивидуального стиля общения в психологии.
2. Понятия нормативно-одобренный способ деятельности и индивидуальный стиль деятельности.
5. Эффективный стиль трудовой деятельности и «псевдостиль».
6. Методы и принципы исследования ИСД. Пути и способы формирования эффективного ИСД.
Полный список литературы для практических занятий представлен в разделе 7 (Учебно-методическое обеспечение дисциплины).
Задание 8. Составить терминологический словарь по теоретическим разделам:
Термины: профессиограмма; психограмма; «модуль профессии»; профотбор; схема анализа профессии; модель специалиста.
Термины: функциональные состояния работника; состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования; индивидуальный стиль трудовой деятельности; стили педагогической деятельности и педагогического общения.
Термины: оптант; адаптант, интеграл, мастер, наставник; профессиональное самосознание; профессиональная идеология; профессиональные деструкции; деформация трудового поведения; кризисы профессионального развития.
Список вопросов к зачету:
1. Общее представление о профессии «Практический психолог образования»
2. Основные понятия психологической теории деятельности относительно педагога-психолога: трудовая деятельность и ее структура, ИСД, НОСД.
3. Трудовой пост, его структура и психологические признаки труда у педагога-психолога.
4. Человек как субъект труда. Структура субъекта труда в профессии «Практический психолог образования».
5. Психологическое профессиоведение: профессиограммы и психограммы педагога-психолога.
6. Профессиональное мастерство и его составляющие: знания, умения, навыки и их классификация у педагога-психолога.
7. Понятие профессионально-важных качеств личности (ПВК) и объективных требований профессий к педагогу-психологу.
8. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития.
9. Деформации трудового поведения работника. Рестрикционизм. Избыточная интенсивность труда.
10. Карьеризм, ригидность и некомпетентность как деформации трудового поведения.
11. Боязнь самовыражения, бедность ролевой системы личности и закрытость личности как деформации в труде.
12. Понятие профессиональной идентичности и профессионального маргинализма. Психологические механизмы профессионального маргинализма.
13. ИСД и его системообразующая функция. Эффективный ИСД и «псевдостиль».
14. Педагог как субъект педагогической деятельности.
15. Проблемы профессиональной деятельности педагога-психолога и пути их решения.
16. Индивидуальный стиль деятельности педагога-психолога.
17. Психологические аспекты соответствия индивидуального стиля педагогической деятельности и стиля учебно-профессиональной деятельности.
18. Педагог-психолог: психологические характеристики профессиональной деятельности.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)
7.1. Основная литература
1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э. Ф. Зеер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-240 с.
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие / Е. А. Климов. - М.: Изд-кий центр «Академия», 2007.
3. Практическая психология образования: Учебное пособие /под редакцией И.В. Дубровиной – СПб, 2009. – 592 с.
4. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е.И. Изотова. – М., 2007 – 288 с.
Рогов Настольная книга практического психолога образования
Битянова
7.2. Дополнительная литература
1. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320с.
2. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В. А. Бодрова.-М.: ПЕР СЭ. 2007 – 768с.
5. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
7.3. Периодические издания
Вестник практической психологии образования.
Психологический журнал.
Вопросы психологии.
Мир психологии.
Интернет-ресурсы
Электронная библиотека: http://koob.ru
Психологическая газета: http://psy.su/
Электронный ресурс по психологии: http://website-seo.ru