Занятие 5. Деформация трудового поведения в профессии.

Вопросы для обсуждения:

1. Профессиональные деформации личности.

2. Эмоциональное выгорание (признаки, причины, способы психологической помощи).

3. Понятие профессионального кризиса. Типы кризисов.

Занятие 6. Профессиональное становление: о развитии профессионально важных качеств студента.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия: «Компетенция», «Компетентность», «Должностная функция», «Должностные обязанности».

2. Объективные и субъективные причины неудач в профессиональной карьере.

3. Профессиональные знания, умения, навыки и компетентность педагога-психолога.

4. Уровни профессионального мастерства и профессиональной пригодности практического психолога образования.

Занятие 7. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема индивидуального стиля деяткльности и индивидуального стиля общения в психологии.

2. Понятия нормативно-одобренный способ деятельности и индивидуальный стиль деятельности.

5. Эффективный стиль трудовой деятельности и «псевдостиль».

6. Методы и принципы исследования ИСД. Пути и способы формирования эффективного ИСД.

Полный список литературы для практических занятий представлен в разделе 7 (Учебно-методическое обеспечение дисциплины).

Задание 8. Составить терминологический словарь по теоретическим разделам:

Термины: профессиограмма; психограмма; «модуль профессии»; профотбор; схема анализа профессии; модель специалиста.

Термины: функциональные состояния работника; состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования; индивидуальный стиль трудовой деятельности; стили педагогической деятельности и педагогического общения.

Термины: оптант; адаптант, интеграл, мастер, наставник; профессиональное самосоз­нание; профессиональная идеология; профессиональные деструкции; деформация трудового поведения; кризисы профессионального развития.

Список вопросов к зачету:

1. Общее представление о профессии «Практический психолог образования»

2. Основные понятия психологической теории деятельности относительно педагога-психолога: трудовая деятельность и ее структура, ИСД, НОСД.

3. Трудовой пост, его структура и психологические признаки труда у педагога-психолога.

4. Человек как субъект труда. Структура субъекта труда в профессии «Практический психолог образования».

5. Психологическое профессиоведение: профессиограммы и психограммы педагога-психолога.

6. Профессиональное мастерство и его составляющие: знания, умения, навыки и их классификация у педагога-психолога.

7. Понятие профессионально-важных качеств личности (ПВК) и объективных требований профессий к педагогу-психологу.

8. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития.

9. Деформации трудового поведения работника. Рестрикционизм. Избыточная интенсивность труда.

10. Карьеризм, ригидность и некомпетентность как деформации трудового поведения.

11. Боязнь самовыражения, бедность ролевой системы личности и закрытость личности как деформации в труде.

12. Понятие профессиональной идентичности и профессионального маргинализма. Психологические механизмы профессионального маргинализма.

13. ИСД и его системообразующая функция. Эффективный ИСД и «псевдостиль».

14. Педагог как субъект педагогической деятельности.

15. Проблемы профессиональной деятельности педагога-психолога и пути их решения.

16. Индивидуальный стиль деятельности педагога-психолога.

17. Психологические аспекты соответствия индивидуального стиля педагогической деятельности и стиля учебно-профессиональной деятельности.

18. Педагог-психолог: психологические характеристики профессиональной деятельности.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

7.1. Основная литература

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э. Ф. Зеер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-240 с.

2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие / Е. А. Климов. - М.: Изд-кий центр «Академия», 2007.

3. Практическая психология образования: Учебное пособие /под редакцией И.В. Дубровиной – СПб, 2009. – 592 с.

4. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е.И. Изотова. – М., 2007 – 288 с.

Рогов Настольная книга практического психолога образования

Битянова

7.2. Дополнительная литература

1. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320с.

2. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В. А. Бодрова.-М.: ПЕР СЭ. 2007 – 768с.

5. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

7.3. Периодические издания

Вестник практической психологии образования.

Психологический журнал.

Вопросы психологии.

Мир психологии.

Интернет-ресурсы

Электронная библиотека: http://koob.ru

Психологическая газета: http://psy.su/

Электронный ресурс по психологии: http://website-seo.ru

Наши рекомендации