Диагностика развития предпосылок учебной деятельности у детей 5-6 лет

Цель определения психологической готовности к школьному обучению - профилактика школьной дезадаптапии. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый н достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в - условиях обучения в коллективе сверстников. В отечественной психологии отмечается разнообразие подходов к методикам определения психологической готовности к школе. Разные исследователи выдвигают на первый план неодинаковые аспекты развития в качестве основных критериев готовности к школьному обучению. Так, например, Д.Б. Эльконин считал самым важным диагностирование уровня сформированное предпосылок к учебной деятельности.

Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры предпосылок учебной деятельности:

1. умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

2. умение ориентироваться на заданную, систему требований;

3. умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, прелагаемые, предлагаемые в устной форме;

4. умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически - это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1 классе.

В работах Л.И Божович выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающих познавательные и широкие специальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения: и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава двух потребностей: познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми людьми на новом уровне.

Л.С.Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: «...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы». По мнению Выготскoro, быть готовым к школьному обучению значит прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

С точки зрения Н.И.Гуткиной, при исследовании интеллекта ребенка на предмет готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для

23. 21Основные закономерности психического развития в младшем школьном возрасте. Проблема формирования научного мышления в младшем школьном возрасте. Роль учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника. Работа Д.Б.Эльконина "Психология обучения младшего школьника"

Выготский в начале 30-х годов выдвинул положение о ведущем значении обучения для умственного развитая детей школьного возраста. Учебная деятельность - при их осущес­твлении формируются интеллектуальные и позновательные силы, через нее опосредуется вся система отношений ребенка с окружающимивзрослыми.

Специфика развития детей младшего школьного возраста
Социальная ситуация развития (ССР)  
Форма Общения (ФО)
Ведущий тип деятельности (ВТД)
Ближайшая зона развития (БЗР)
Основные новообразования
По Фрейду
По Пиаже
По Эриксону
Складывающиеся линии развития

Возраст 7 лет-физиологический кризис ( в организме происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увел. внутр. органов, вегетативной перестройке) как следствие-повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость. Но физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Отмечается неравномерность психофизиологического развития, различи темпах развития: мальчики младше девочек на 1-1,5 г.

Умственная работоспособность еще неустойчива. Начало обучения ведет к коренному изменению социальной ситуации. Вся система жизненных отношений перестраивается и во многом определяется тем, насколько ребенок успешен. Ведущей деятельностью становится учебная. В рамках У.Д. складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом для развития на следующем возрастном этапе. Согласно Л.С.Выготскому, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления перестраивает и все др. познав, процессы. Эльконин:

"Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим". "Утрата детской непосредственности" характеризует новый уровень мотивационно-потребностной сферы. Центральные новообразования:

-Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

-Рефлексия, анализ,внутренний план действий;

-развитие нового познавательного отношения к действительности;

-Ориентация на группу сверстников. Младший школьный возраст сенситивен для -

-формирования мотивов учения,развития познавательных интересов;

развития продуктивных приемов и навыков работы, умения учиться;

раскрытия индивидуальных способностей и особенностей;

развития навыков самоконтроля, самоорганизации и само регуляции;

становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и

окружающим;

усвоения социальных норм, нравственного развития;

развития навыков общения со сверстниками, установления дружеских контактов;

Преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.

Это очень важно для дальнейшего развития и обучения ребенка в последующих звеньях школы, так как в дальнейшем сформировать эти навыки будет труднее.

Концепция Э.Эриксона. Возраст 6-12лет - период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни, наиболее интенсивно развивается или не развивается способность к овладению окр. средой. - переживание своей умелости или чувство неполноценности.

Клас. психоаналитич. подход. 6-10 лет - латентный период - сексуальное развитие ребенка временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом.

Пиаже. Интеллектуальное развитие ребенка находится на стадии конкретных операций.

Умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. Переход к конкретно-операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех псих. процессов (восприятия, памяти, воображения, речи. воли), а также сознания ребенка.

Анатомо-физиологические особенности младшего школьника.

1. В возрасте 6-10 лет продолжается интенсивный рост ребенка, рост грудного, шейного и поясничного отделов позвоночника.

2. Продолжается рост мышечной массы, при этом крупные мышцы развиваются быстрее мелких. Именно поэтому крупные размашистые движения более легки для детей, мелкие движения более сложны. Состояние мышечной системы очень важно для психологического состояния ребенка. Доказано, что при долгом письме у ребенка на кончиках пальцев скапливается молочная кислота, которая отравляет организм.

3.Продолжают развиваться мышцы сердца и кровоснабжение.

4. Происходит усовершенствование связи двух основных нервных процессов возбуждения и торможения. Эти процессы становятся более регулируемыми. Возникают проблемы организации в классах у детей 6-6,5 лет, то есть, не сформирована произвольность, не сформирована мотивация к обучению, не распалась игра как основной вид деятельности. Костная система ребенка 6 лет сильно отличается от семилетки. Проблема решается в комплексах детский сад-начальная школа. Источником школы с 11-летним обучением является согласование нашей школы с мировыми стандартами /11-12/

Работа Эльконина "Психология обучения мл. школьника".

Начальная шк. из замкнутого цикла практических знаний постепенно о превращается в подготовительную ступень, связанную с высшими ступенями обучения. Была разработана стратегия особенностей и закономерностей псих. Развития в процессе формирования познавательных возможностей детей. ИТОГ ИССЛЕДОВАНИЯ: возможность формирования, при некоторых условиях обучения, более высоких уровней псих. Развития в мл. шк. возрасте. Главное при этом содержание обучения и связанные с ним новые методы, которые приводят к изменению процессов усвоения детьми более сложных теоретических знаний, учатся самостоятельно приобретать новые знания. ЗАДАЧИ: подвести детей к предметному обучению в логике научных знаний; сформировать учебную деятельность/умение учиться на протяжении всей жизни/; формирование мотивов учения и интеллектуальное развитие детей.

Обучение-всеобщая форма развития ребёнка, нет обучения, нет развития Учебная деятельн. общественна по содержанию, по смыслу, по форме осуществления- ВЕДУЩАЯ у мл. шк., т.е. в период формирования. СВОЙСТВА: уч. дёят.- общественная по смыслу,содержанию, форме-иидивидуальна по результату; шк. обучен, требует выполнение правил одинаковых для всех; начинается изучение науки в системе или логики самой науки; ребёнку приходится радикально менять всю систему отношений с воспитывающими .его взрослыми, т. е. из непосредственной становится опосредствованной.

СТРУКТУРА: формирование полноценных мотивов уч. деят.; постановка учебной задачи; уч. операции, входящие в состав способа действий; контроль и оценка/важен контроль по процессу/.

ОБУЧЕНИЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ. Обучение должно определять развитие, которое включает в себя ряд псих. Процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения-все они связаны. Мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, т.е. изменяется содержание мышления-формируются понятия; память превращается в смысловую, установление смысловых и логических связей внутри запоминаемого материала. ВОСПРИЯТИЕ ИЗ АНАЛИЗИРУЮЩЕГО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СИНТЕЗИРУЮЩЕЕ. Память становится мыслящей, а восприятие думающим.

Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка остальных процессов и составляют основу умственного развития мл. шк.

Будет ли обучение развивающим зависит от научности содержания, т.е. дети усваивают систему научных понятий и способы их получения. Развитие мышления и есть ключ к умственному развитию в целом.

Ведущая деятельность-это в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих главные приобретения данного периода развития.

24. 22.Основные закономерности психического развития в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Психологические особенности подростка. Виды взрослости

Подростковый возраст.

Специфика развития подросткового возраста
Социальная ситуация развития (ССР)  
Форма Общения (ФО)
Ведущий тип деятельности (ВТД)
Ближайшая зона развития (БЗР)
Основные новообразования
По Фрейду
По Пиаже
По Эриксону
Складывающиеся линии развития

Для подростка основной деятельностью остается его учение в школе. Изменения связанные с ростом интеллектуальных и физических сил, половое созревание оказывает влияние на подростка опосредованно, через отношения ребенка к окружающему миру, через сравнение себя со взрослыми, сдругими подростками. Интимно-личные отошения между подрисгками - особая деятельность общения, еесодержание - другой подросток, как человек с определенными личными качествами. Деятельностьобщения, - форма воспроизведения между сверстниками отношений, существующих среди взрослых,в ней осваиваются нормы этих отношений. Все деятельности можно разделить на две группы по содержательно-предметным характеристикам:

Деятельности в системе«ребенок — общественный взрослый», внутри них происходит ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми (различаются по своему конкретному содержанию, по глубине проникновения ребенка в сферу задач и мотивов деятельности взрослых, представляют собой своеобразную лестницу освоения этой сферы; общие по осовному содержанию -развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера).

Деятельности в системе«ребенокобщественный предмет», внутри них происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонами (общее в них - выступают как элементы человеческой культуры, общее происхождение и общее место в жизни общества, итог предшествующей культуры, происходит все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире, формирование интеллектуальных сил, его становление как компонента производительных сил общества, формирование операционально-технических возможностей). Далее Эльконин формулирует гипотезу о переодичности процессов психического развития закономерность повторяемости смены одних периодов

При переходе из начальной школы в старшие классы начинается подростничество. Если снова обратимся к работе Эльконина «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте», то снова усиди, что Д.Б. подростничеству уделяет целую эпоху, деля его на младшее и старшее подрост. И пишет, что вдетском развитии есть 2 кризиса:

1) От раннего детства к дошкольному —

2) Переход от младшего школьника к подростку - кризис полового созревания.

Периодизация по Выготскому -11, 12-17 летД

Современные отечественные психологи - 10 - 14, 15 лет.

Зарубежные психологи (Эриксон) — 11, 12 — 18, 20 лет.

Если дети в начальной школе по всем предметам слушали одну учительницу, привыкли к ней, к ее требованиям, то в период перехода в старшие классы наступает так называемый период ломки.

1. смена одного учителя другими учителями предметниками

2. увеличение нагрузки

3. возрастает ответственность и самостоятельность. Социальная ситуация изменилась. На первое место выходит центральное личностное самообразование. Я-концепция - становление нового уровня самосознания, желание понять себя, сравнить с другими: взрослыми или сверстниками. Появляются первые признаки ценностного конфликта. Он выражается в отстаивании своей позиции в понимании справедливости в самых разных областях. С каким-то особым удовольствием начинает обличать родителей и вообще взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и правилам, которые проповедуют, обвиняя их в лицемерии. И как будто специально выискивают недостатки у взрослых. Все это связано с эмоциональной лабильностью, аффективной взрывчатостью. Частые, порой беспричинные смены настроения от меланхолии, ухода в себя до бурного проявления восторга порой бывает полшага. Возраст когда дети собираются в «стайки». В подростковом возрасте ребенок в группе чувствует себя своим сред своих. Порой, чтобы попасть в группу, ребенок .........к конформности. Когда родители против его вхождения в ту или иную группу.

Выделяются группировки рок, панк, метал, фаны - это наиболее известные. В них свои порядки и законы. По данным Колберга - 90% подростков не имеют своих мнений и 55

25. 24.Психологические особенности юношеского возраста. Проблема личностного и профессионального самоопределения.

Специфика развития юношеского возраста
Социальная ситуация развития (ССР)  
Форма Общения (ФО)
Ведущий тип деятельности (ВТД)
Ближайшая зона развития (БЗР)
Основные новообразования
По Фрейду
По Пиаже
По Эриксону
Складывающиеся линии развития

Наши рекомендации