Периодизация развития личности по з.фрейду
В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа — это тугой узел, который невозможно развязать, и 3. Фрейд — первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.
Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы. Два открытия 3. Фрейда — открытие бессознательного и открытие сексуального начала — составляют основу теоретической концепции психоанализа.
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3.Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Невротические расстройства взрослых определяются детскими переживаниями.
В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.
бессознательное | предсознательное | сознательное |
Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, З.Фрейд считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Фрейд обозначил ее термином «либидо». Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. | В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. | Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. |
Если делать акцент на бессознательности, то ребенок рассматривается как «бессознательный травматик». Травма рождения порождает страх смерти (резервуар тревоги), постепенно изменяющийся с возрастом, с получением других травм. Травма отнятия от груди, ревность к отцу и другим членам семьи, все это бессознательно, но чувствительно, особенно в острые моменты жизни. Осознав, можно многое преодолеть.
Нужно рассматривать ребенка как жертву внешних обстоятельств. У ребенка есть влечения к исполнению желаний, к удовольствию. Теория развития влечений: ребенок следует своим влечениям, а взрослый должен быть их хозяином (ребенок им подчиняется, а взрослый может ими владеть и управлять, т.е. здоровый человек может осуществить часть желаний, но часть желаний никогда не сможет осуществиться – должна подавляться, а больной невротик находится в тисках своих желаний).
Позднее в работах ««Я» и «Оно»», «По ту сторону удовольствия» 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: «Оно» (ид), «Я» (эго) и «Сверх-Я» (супер-эго).
«Оно» -сексуальная энергия, телесные удовольствия | «Я» -сознательная часть личности, на принципе реальности | «Сверх-Я» -нормы и принципы общества |
Наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия — первичному принципу человеческой жизни. «Оно» как биологическое начало «содержит страсти», иррационально и аморально. Побуждения, исходящие из «Оно», требуют немедленного и полного удовлетворения. | Вторая инстанция «Я» принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Ориентируется «Я» на ограничения, налагаемые внешним миром, и подчиняется принципу реальности. | «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора в возможности выполнения наших («оно») желаний. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. |
Жить по принципу реальности — значит знать, что кроме собственных потребностей существует внешний мир, и ждать, когда в нем создадутся необходимые условия для удовлетворения потребностей, терпеть отсрочку этого удовлетворения. Выход либидозной энергии тормозится, осуществляется медленно и постепенно или направляется в другое русло, приемлемое при сложившихся обстоятельствах.
Если «Оно» является воплощением страстей и влечений, то «Я» — разума и рассудительности. Однако, как подчеркивает 3. Фрейд, «по отношению к «Оно» «Я» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади... Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает обыкновенно волю «Оно» в действие, как будто бы это было его собственной волей».
Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация, реактивное образование. Эти механизмы действуют, начиная с фалической стадии (с 3 лет).
Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания в бессознательное чувств, мыслей и стремлений к действию (смерть близеого человека).
Проекция — перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти (ребенок считает виновным в своем поведении не себя, а кого-то другого).
Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления (при рождении второго ребенка в семье, старший начинает вести себя как маленький, чтобы привлечь внимание родителей).
Сублимация — один из механизмов, благодаря которому запретная энергия переносится в виды деятельности, приемлемой для индивида и общества, в котором он живет.(испытав неудовлетворение, переносит энергию на действия, болагоприятные для окружающих и самого ребенка. Обиделся – ушел убираться в своей комнате).
Реактивное образование– чувства с одним знаком проявляются как чувства с другим. (Кого любишь, но не получаешь удовлетворения, начинаешь ненавидеть).
Структура личности, включающая три инстанции, формируется в онтогенезе постепенно. Рождаясь, ребенок имеет только «Оно» и живет по принципу удовольствия. Сталкиваясь с ограничениями и запретами, исходящими от окружающих его людей, ребенок развивается как личность — у него появляются «Я» и «Сверх-Я». Таким образом, с одной стороны, человек с самого начала жизни находится в антагонистических отношениях с обществом, общество давит на него, с другой стороны, без этого давления невозможен личностный рост.
Сексуальные влечения, по 3. Фрейду, носят амбивалентный характер. Существуют инстинкты жизни и смерти, следовательно, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции. «+» Эрос, бог любви «-» Танагог, бог смерти. Закон биполярности в развитии: в каждом явлении есть «+» и «-».
Личность, по 3. Фрейду — это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучаются природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется. Энергией жизненных поступков является энергия либидо(от лат. «желать», «хотеть»), которая находит разрядку в сексуальном поведении.
Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка — это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другие, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.
В соответствии со своей сексуальной теорией психики 3. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к влечению к удовольствиям как источнику развития, к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной энергии. При этом происходит дифференциация структур человеческой личности.
Динамика личности определяется действием инстинктов, действий, вызывающих телесное удовольствие. Структура влечений состоят из четырех компонентов:
· побуждение (потребность);
· цель (достигнутое удовлетворение);
· объект, с помощью которого цель может быть достигнута (для маленького ребенка – кормящая мать);
· орган тела, в котором побуждение возникает (эрогенная зона).
Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии — это стадии гинеса психического течения жизни ребенка. В них отражено развитие инстанций «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними.
Возраст | Стадия | Эрогенная зона | Какая потребность как удовлетворяется (либидонозные действия) | Удовлетворяющий объект, органичения и формирующаяся инстанция | Формирующиеся черты личности |
до 1 года | оральная стадия | слизистая рта (ор) и губ | В первом сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты «Оно»: ребенок иногда сосет в отсутствие пищи и даже сосет свой большой палец. Эту стадию Фрейд называет аутоэротичной. Все желания удовлетворяются телом – сон, еда, тепло Во втором полугодии хочет еще и укусить грудь матери | В первом полугодии «Оно» удовлетворяется матерью – первичный нарцисцизм Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности «Оно», в конце стадии появляется вторая инстанция — «Я». Принцип удовольствия вступает в конфликт с принципом реальности. Ребенок выделяет объект удовольствия. Как установить контакт с ним и иметь его? | Ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов. |
1—3 года | анальная стадия | слизистая оболочка кишечника, органы выделения | На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Ребенок очень серьезно относится к своему внутреннему органическому содержимому. Гордо показывает содержимое горшка. Ребенок научается сдерживать свои побуждения. | Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развивается «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно», определяющим становится принцип реальности.. «Я» ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. | скрытность, агрессивность; упрямство, накопительство, аккуратность, опрятность, пунктуальность; экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества — следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития. |
3—5 лет | Фаллическая стадия (Эдипова) | гениталии | Характеризует высшую ступень детской сексуальности. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). | Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». К концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль играет инстанция «Я».Она сохраняет память прошлого, действует на осно-ве реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов «Оно» и одновременно против. строгости «Сверх-Я». В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты «Я» становятся вытеснение и сублимация. | По 3. Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет; именно в это время формируются главные структуры личности, и зарождаются такие черты как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. |
5—12 лет | Латентная стадия | Нет органа. Важнее эмоции и интеллектуальные удовольствия. | Характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношенийсо сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. | Сексуальное развитие ребенка как бы временно прерывается. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. | Детские сексуальные пе реживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д. |
с 12 лет (до 18) | Генитальная стадия | Объединяются все эрогенные зоны, | Появляется стремление к нормальному сексуальному общению, но это невозможно. Биологическое начало — «Оно» — усиливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты – аскетизм и интеллектуализация. Победа над собой – удовольствие для подростка. Спорт, закаливание, создание для себя трудных условий, их преодоление. В умственном плане переживает свои мечты и влечения. | Однако осуществление нормального сексуального общения затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть «эдипов комплекс», который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. | Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний. |
Во второй половине оральной стадии, у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.
Внутриутробное существование человека, по 3. Фрейду, в противоположность большинству животных, относительно укорочено; на свет он появляется менее подготовленным, чем они. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация «Я» и «Оно», повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно вырастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную внутриутробную жизнь. И этот объект — мать. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при наилучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласно взглядам 3. Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека. Возрастное развитие, его стадии, по 3. Фрейду, связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие (отсюда — своеобразные названия возрастных этапов).
С появлением зубов, к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По 3. Фрейду, у новорожденного нет «Я». Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его «Оно». Инстанция «Я» — часть «Оно», модифицированного под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции «Я» связано с принципом «удовлетворение — отсутствие удовлетворения». Как только что отмечалось, первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть прежде всего отсутствие наслаждения. На этой стадии не существует еще инстанции «Сверх-Я», и «Я» ребенка находится в постоянном конфликте с «Оно»., Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы «замораживает» определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточного удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.
Эти идеи 3. Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода. Лекции 25…
Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по 3. Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.
Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера — нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.
В чем же секрет огромного влияния 3. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней? Во-первых, это динамическая концепция развития, во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. По словам современных американских психологов Уотсона и Г. Лидгрена, З.Фрейд был впереди своего века и, подобно Ч.Дарвину, разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.
«Необычайное развитие учения 3. Фрейда, — мы не ошибемся, если назовем этот успех необычайным, — писал современник 3. Фрейда, Освальд Бюмке, — стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, по-видимому, так мало знала о действительных душевных переживаниях, что желающему узнать что-нибудь о «душевной жизни» подавала камень вместо хлеба». «Старая «мозаичная» экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жизни и мало занималасьих функциональным единством в реальной человеческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики», — писал А.Р. Лурия.
Л.С. Выготский так оценивает историю психоанализа: «Идеи психоанализа родились из частных открытий в области неврозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемости ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности... Постепенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтического воздействия,.. было перенесено на ряд соседних областей — на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию... Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии:.. психологию искусства, этническую психологию... Сексуальность превратилась в метафизический принцип... Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского,.. - все это переодетый и замаскированный пол, секс и ничего больше».
Л.С. Выготский показал полезное и ценное, что есть в психоанализе, и то, что в нем лишнее и вредное. Так, он писал: «Найденное Фрейдом решение... я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения». В России такие люди были: И.Д. Ермаков, С.Н. Шпильрейн,В.Г. Шмидт и другие.
Лекции 30, Обухова 86 (Фрейд для госов)
10. 11.Проблема интеллектуального развития в концепции Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода.Факты Пиаже и их объяснение.