Что такое развитие, чем оно характеризуется и в чем принципиальное отличие развития от всяких других изменений объекта?
Качественные и количественные изменения объекта могут проявляться в разных категориях и понятиях. Следует различать изменения, происходящие вследствие роста, развития, обучения и воспитания. Объект может изменяться, но не развиваться.
Рост | Развитие | Обучение | Воспитание | |
«Развитие - есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Л.С.Выготский | По Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Обучение по Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития в ребенке природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает ЗБР. | |||
Главная характеристика | Количественное изменение внутренней структуры и состава входящих элементов данного объекта (в том числе и психического процесса) без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Изменение, которое можно количественно описать, качественно ничего не меняется | Качественные изменения в структуре и свойствах явления, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов. Появление того, чего раньше не было – качественное изменение, появление нового | ||
Основные признаки | Дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента, перестройка связей между сторонами объекта, с последующей интеграцией в новое образование. | |||
Пример | Физический рост ребенка. Явление роста в психическом процессе – рост запаса слов без изменений функций речи. |
Изменения в представлениях о психическом развитии ребенка были всегда связаны с разработкой новых методов исследования. «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка», - писал Л.С. Выготский.
Каков механизм появления нового? Как показал Л.С. Выготский, существует несколько различных типов развития, в том числе процесс психического развития может быть двух типов: преформированный и непреформированный.
Преформированный | Непреформированный |
Такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. | Такой тип, при котором не известен конечный результат и все стадии развития. |
Здесь все дано с самого начала. | Путь развития не предопределен заранее. |
Пример Эмбриогенез – мы знаем, что родится человек. | Пример Филогенез животных – сегодня мы не знаем, как дальше изменится животный мир, Социогенез – как преобразуется человеческое общество – неизвестно |
В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. | По мнению отечественных психологов процесс психического развития ребенка также относится к этому типу развития. |
Это концепция Ст Холла. | - |
В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. | - |
Детское развитие – это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс, который детерминирован не снизу, в сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Дети разных эпох и разных условий существования развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. Организм человека первобытного и современного не отличается, а культура изменилась очень сильно.
А.Н. Леонтьев в работах «Об историческом подходе к изцчению психики человека» и «Проблемы развития психики», сравнивая животного и ребенка указывал, что существуют три вида опыта:
1. Видовой (наследственный), передающийся от родителей. Есть у животных и у человека.
2. Индивидуальный, приобретаемый в процессе жизни. Тоже есть и у животного и у ребенка.
3. Опыт общественно-исторический, фиксируемый и передаваемый через предметы материальной и духовной культуры общества. Есть только у человека.
В мировой психологии существуют разные подходы к развитию ребенка в зависимости от того, какую сферу человеческой жизни считать наиболее важной.
1. Мотивационно-потребностную сферу изучается в психоанализе 3. Фрейда (австрийский психолог, 1856-1939),
2. Сфера интеллектуального развития изучается теорией генетической психологии (Ж. Пиаже, 1896-1980, швейцарский психолог, женевская школа)
3. Сфера развития поведения изучается в бихевиоризме, когнетивной психологии и теории социального научения (основная линия в американской психологии)
4. Изучение сознания (отечественная психология) В отечественной психологии путь к пониманию развития ребенка лежит через изучение сознания. Л. С. Выготский (1896-1934) определил область своего исследования, как «вершинную психологию» (психологию сознания), которая противостоит двум другим - «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ).
Что собой представляет процесс возрастного развития? Чем он обусловлен?
Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.