Личностн ы е особенност и дете й и подростков

С О ТКЛ ОНЕНИЯ М И В РАЗВИТ ИИ

Личность представляет собой одно из наиболее сложных психологических образований с точки зре ни я структуры, генезиса и функционирования . И м енно поэтому данная кате­ гория в психологии выглядит так противоречиво и неоднознач­ но . Существует много теорий личности, по-разному трактую­ щих сущность этого феномена. С точки зрения современного системного подхода личност ь чаще всего рассматривается не как отдельный компонент психики, а как ее особое свойство, способ организации и саморегуляции. Более ш ироко личност ь можно трактовать как особое качество, присущее исключитель­ но человеку. Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений с другими людьми. Поэто­ му данное понятие приобретает конкретный смысл лиш ь в си­ стеме этих отношений, воплощаемых через социальные роли.

А. Н.Леонтьев характеризовал личность как системное и сверхчувственное качество,указывая при этом на то, что носи­ телем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими ему врожденными и приобретенными свойствами. По­ следние представляют собой лишь условия и предпосылки формиро­ вания личности человека, не предопределяя всецело ее сущности.Сказанное означает, что личност ь — особый способ суще­ ствования человека в обществе как представителя определен­ ной группы. Основное целевое предназначение личност и со-

Глава 14. Личностные особенности детей и подростков

стоит в саморегуляции социальног о поведения человека от­ носительно других индивидуумов. В связи с этим представля­ ется вполне оправданным мнение некоторых исследователей, рассматривающих в качестве единицы анализа личност и та­ кую категорию, как поступок,понимаемый как сознательное действие нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другим людям и к самому себе.И м енн о поступок раскрывает сущность личности, ее позиции, мотивы и способы поведения, реализующие те или иные жизненные цели человека.

Личность — это человек, свободно и ответственно опреде­ ляющ ий свое место среди других членов общества. Выражаясь словами М. М. Бахтина, субъект поступания, то есть свободно­ го социального действия. Таким образом, личность представля­ ет собой исключительно социокультурное образование. Это не просто форма существования человека в обществе, но и един­ ственный из возможных способов личностног о развития. Толь­ ко включенность в общественные отношения позволяет чело­ веку обрести данное качество. Вне этого процесса, даже при условии совершенно сохранных биологических предпосылок, формирование личности принципиально невозможно.

Длительное время в отечественной психологии проблема­ тика личност и исследовалась преимущественно в теоретико- методологическом, философском аспекте. Но начиная при­ мерно с 70-х годов доминировать стат конкретно-психологи­ ческий, в том числе и экспериментальный подход.

В специальной психологии сохранялось анатогичное по­ ложение. Основное внимание в исследовательской практике уделялось изучению познавательн ых процессов. Во многом это было обусловлено потребностями и запросами системы обра­ зования детей с отклонениями в развитии. Но по мере осо­ знания значимости проблем трудовой адаптации и социаль­ ной интеграции инвалидов, в специальной психологии все больше актуализировался интерес к вопросам формирования личност и при различных отклонениях в развитии. Постепен­ но стали появляться исследования, посвященные особеннос-

Специальна я психология

тям эмоциональной сферы, потребностей, интересов, моти­ вов, самооценки лиц с различными формами дизонтогенеза. Одновременно с этим в специальной психологии развер­ нулась весьма бурная дискуссия о том, может или не может первичное нарушение оказывать негативное влияние на ход формирования личности, и если может, то каковы механизмы этого влияния . Все многообразие высказываемых точек зре­ ни я сводилось к трем принципиальным позициям. П ервая состояла в отрицании какого бы то ни было негативного вли­ яни я ядерног о расстройства на процесс становления лично­ сти особого ребенка. Представители этой точки зрения ссы­ лались на социальный характер детерминации этого, отрицая

роль биологическог о фактора.

Сторонники второго подхода отстаивали идею о дифферен­ цированном влиянии основног о патогенног о фактора. Пред­ полагалось, что одни стороны развивающейся личности под­ верж ены негативному воздействию первичной патологии вбольшей степени, чем другие. При этом подчеркивалось, что существуют определенные структурные компонент ы личности, характеризующиеся особой толерантностью в этом отношении. Н аконец, представители третьего направления считали, что развитие личност и вцелом должно с неизбежностью испы­

тывать на себе негативное влияние основног о нарушения.

Упомянутая нами дискуссия остается актуальной ипо сей день. Не потеряв своей остроты и значимости, она со време­ нем утратила ненужный оттенок категоричности. Кроме того, ее участники обладают сегодня весьма ш ирокой эмпиричес­ кой доказательной базой. Но подобная дискуссия будет иметь корректны й и продуктивный характер только в том случае, если лица, ведущие ее, пользуются вполне определенными иконкретно-содержательными общ ими для всех психологиче­ скими категориями.

Сегодня вряд ли может вызывать сомнения идея о негатив­ ном влиянии исходног о наруш ения на процесс формирова­ ни я личност и особого ребенка, по той простой причине , что сам этот процесс составляет ли ш ь одну из сторон онтогенеза


Наши рекомендации