Личностн ы е особенност и дете й и подростков
С О ТКЛ ОНЕНИЯ М И В РАЗВИТ ИИ
Личность представляет собой одно из наиболее сложных психологических образований с точки зре ни я структуры, генезиса и функционирования . И м енно поэтому данная кате гория в психологии выглядит так противоречиво и неоднознач но . Существует много теорий личности, по-разному трактую щих сущность этого феномена. С точки зрения современного системного подхода личност ь чаще всего рассматривается не как отдельный компонент психики, а как ее особое свойство, способ организации и саморегуляции. Более ш ироко личност ь можно трактовать как особое качество, присущее исключитель но человеку. Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений с другими людьми. Поэто му данное понятие приобретает конкретный смысл лиш ь в си стеме этих отношений, воплощаемых через социальные роли.
А. Н.Леонтьев характеризовал личность как системное и сверхчувственное качество,указывая при этом на то, что носи телем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими ему врожденными и приобретенными свойствами. По следние представляют собой лишь условия и предпосылки формиро вания личности человека, не предопределяя всецело ее сущности.Сказанное означает, что личност ь — особый способ суще ствования человека в обществе как представителя определен ной группы. Основное целевое предназначение личност и со-
Глава 14. Личностные особенности детей и подростков
стоит в саморегуляции социальног о поведения человека от носительно других индивидуумов. В связи с этим представля ется вполне оправданным мнение некоторых исследователей, рассматривающих в качестве единицы анализа личност и та кую категорию, как поступок,понимаемый как сознательное действие нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другим людям и к самому себе.И м енн о поступок раскрывает сущность личности, ее позиции, мотивы и способы поведения, реализующие те или иные жизненные цели человека.
Личность — это человек, свободно и ответственно опреде ляющ ий свое место среди других членов общества. Выражаясь словами М. М. Бахтина, субъект поступания, то есть свободно го социального действия. Таким образом, личность представля ет собой исключительно социокультурное образование. Это не просто форма существования человека в обществе, но и един ственный из возможных способов личностног о развития. Толь ко включенность в общественные отношения позволяет чело веку обрести данное качество. Вне этого процесса, даже при условии совершенно сохранных биологических предпосылок, формирование личности принципиально невозможно.
Длительное время в отечественной психологии проблема тика личност и исследовалась преимущественно в теоретико- методологическом, философском аспекте. Но начиная при мерно с 70-х годов доминировать стат конкретно-психологи ческий, в том числе и экспериментальный подход.
В специальной психологии сохранялось анатогичное по ложение. Основное внимание в исследовательской практике уделялось изучению познавательн ых процессов. Во многом это было обусловлено потребностями и запросами системы обра зования детей с отклонениями в развитии. Но по мере осо знания значимости проблем трудовой адаптации и социаль ной интеграции инвалидов, в специальной психологии все больше актуализировался интерес к вопросам формирования личност и при различных отклонениях в развитии. Постепен но стали появляться исследования, посвященные особеннос-
Специальна я психология
тям эмоциональной сферы, потребностей, интересов, моти вов, самооценки лиц с различными формами дизонтогенеза. Одновременно с этим в специальной психологии развер нулась весьма бурная дискуссия о том, может или не может первичное нарушение оказывать негативное влияние на ход формирования личности, и если может, то каковы механизмы этого влияния . Все многообразие высказываемых точек зре ни я сводилось к трем принципиальным позициям. П ервая состояла в отрицании какого бы то ни было негативного вли яни я ядерног о расстройства на процесс становления лично сти особого ребенка. Представители этой точки зрения ссы лались на социальный характер детерминации этого, отрицая
роль биологическог о фактора.
Сторонники второго подхода отстаивали идею о дифферен цированном влиянии основног о патогенног о фактора. Пред полагалось, что одни стороны развивающейся личности под верж ены негативному воздействию первичной патологии вбольшей степени, чем другие. При этом подчеркивалось, что существуют определенные структурные компонент ы личности, характеризующиеся особой толерантностью в этом отношении. Н аконец, представители третьего направления считали, что развитие личност и вцелом должно с неизбежностью испы
тывать на себе негативное влияние основног о нарушения.
Упомянутая нами дискуссия остается актуальной ипо сей день. Не потеряв своей остроты и значимости, она со време нем утратила ненужный оттенок категоричности. Кроме того, ее участники обладают сегодня весьма ш ирокой эмпиричес кой доказательной базой. Но подобная дискуссия будет иметь корректны й и продуктивный характер только в том случае, если лица, ведущие ее, пользуются вполне определенными иконкретно-содержательными общ ими для всех психологиче скими категориями.
Сегодня вряд ли может вызывать сомнения идея о негатив ном влиянии исходног о наруш ения на процесс формирова ни я личност и особого ребенка, по той простой причине , что сам этот процесс составляет ли ш ь одну из сторон онтогенеза