Глава 12. Компенсация, коррекция.. . как категори и специально й психологии

К онтрольны е вопрос ы

1. Что представляют собой компенсаторные процессы?

2. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?

3. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторног о процесса.

4. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?

5. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?

6. Что представляет собой реабилитационный процесс?

7. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенса­ ция и реабилитация?

8. Что представляет собой процесс абилитации?

Ли тература

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.; СПб., 1996.

2. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных фун­ кций и их физиологическое обоснование. М., 1963.

3. БратусьБ. С. Аномалии личности. М., 1988.

4. ВайзманН. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

5. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

6. Выготский Л .С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема де­ фектологии. М., 1996.

7. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

8. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.

9. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.

10. КабановМ. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.

11. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.

12. Литвак А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1974.

Специальна я психология

13. ЛитвакЛ. Г. Тифлопсихология. М., 1985.

14. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нару­ шениями в развитии. СПб., 2000.

15. Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация при на­ рушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

16. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002.

17. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — па­ топсихология. М., 1996.

18. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.

19. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

20. ЦветковаЛ. С. Нейропсихологическая реабилитация. М., 1985.

21. Ярмоленко Н. Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976.

Г л а в а 13

ДЕПРИВАЦИОНН Ы Е Ф Е НО М Е Н Ы КАК П Р ИЧИН А И СЛЕДСТВИЕ

Н АРУ Ш Е ННО Г О РАЗВИТИЯ

Термин «депривация» , вошедший в психологический сло­ варь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационн ые фено­ м ены представляют собой многообраз ные измененные состо­ яни я сознания, а также различные варианты нарушений нор­ мального хода возрастног о психическог о развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

В силу различных обстоятельст в человечество неоднократ­ но сталкивалось с депривационн ым и ф ено м ена м и и могло наблюдать их различные последствия, но собственно научные исследования этого в высшей степени интересног о явления начались только в середине 40-х годов двадцатого столетия. Во многом это было, вероятно, связано с бурным развитием технического прогресса, предоставившего человеку новые возможности, но вместе с тем предъявившего к нему особые требова ния и создававшего экстремальные условия существо­ вания: освоение космоса, длительное автономное подводное плавание , управление сверхзвуковыми летательными аппара­ тами, многомесячное пребывание на полярных станциях и др. Эти весьма нетипич ные для повседневной жизни условия тем не менее дают уникальн ы й ш анс изучения потенциальн ых возможностей человеческой психики.

Специальна я психология

В определении депривации говорится о процессе блоки­ рования потребностей, к числу которых, прежде всего, отно­ сятся потребност ь в двигательной активности, в новых впе­ чатлениях — перцептивная потребность. Особое значение в жизни человека также имеют потребност и в общении, эмо­ циональной поддержке, самореализации, уважении, безопас­ ности, творчестве, идентичности, интимност и и пр. Невоз­ можность реализовывать их длительное время, ка к правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания. Так, например, при резком сокращении потока внешней стимуляции, как в экспериментальных, так и в естественных условиях, могут воз­ никать разнообразные расстройства в работе психики — из­ менения темпа протекания субъективног о времени, наруше­ ни я восприятия пространства , трудности в произвольном контролировании мы слительн ы х процессов , активизация внутреннег о диалога, расстройства схемы собственног о тела, разнообразные эмоциональные нарушения. В ряде случаев от­ мечается появление галлюцинаций. В зависимости от длитель­ ности пребывания человека в подобной ситуации вышеопи­ санные нарушения могут приобретат ь необратимый характер.

В настоящее время не существует единой теории деприва- ционных явлений и общей их классификации. Наиболее рас­ пространенна я эмпирическая классификация базируется на выделении нескольких видов ли ш ений в зависимости от ха­ рактера блокируемой потребности: сенсорно-перцептивна я депривация , коммуникативная , кинестетическая, эмоцио­ нальная и др.

В данном случае следует подчеркнут ь два принципиальных момента. Прежде всего, надо иметь в виду, что депривацион- ные феном ены не могут выступать в качестве объяснительно­ го принципа в научных исследованиях, ибо сами нуждаются в тщательном описании и объяснении. Кроме того, не следует

, путать депривационн ые явления с депривационной ситуаци­ ей. Последняя представляет собой внешние объективные ус­ ловия, препятствующие реализации той или иной потребнос­ ти человека. Первые же суть явления субъективные, внутрен-


Наши рекомендации