Ко м п е нс а ция , коррекция
И РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГ ИИ
Любая живая система должна обладать определенным за пасом «прочности» на случай резких неблагоприят ных изме нений во внешней и внутренней среде. Для этого необходи мы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности. Но усложнение системной организации повышает вероятност ь внутренних «сбоев» в процессе ее работы. Поддержание оп ределенног о уровня «надежности» системы в целом и отдель ных ее компонентов составляет суть сложных и многообраз ных процессов компенсации. Наличие парных органов у мно гих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способност ь к ре генерации, свидетельствует о филогенетической древност и компенсаторной приспособляемости.
Под компенсацией понимается процесс возмещения недораз витых или нарушенных функций путем использования сохран ных или перестройки частично нарушенных.
Д ля теории и практики специальной психологии данна я категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не од ного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности ком-
Глава 12. Компенсация, коррекция.. . как категори и специально й психологии
пенсаторных механизмов сыграли исследования П. К Анохи на, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Ш терна, А. Адлер и др.
Прежде всего, были существенно трансформированы такие понятия, как «орган» и «функция». В естественно-научной тра диции X I X века под органом понималась определенная, мате риальная часть живого организма, выполняющ ая свою соб ственную ф ункци ю . Такая узкоморфологическая трактовка была достаточной для характеристики соматических, телесных функций, но она явно не соответствовала сложной организа ции психической активности и поведения человека. Вследствие этого понятие «орган» было расширено и преобразовано в по нятие « функциональный орган». А. А. Ухтомский писал по это му поводу: «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» (цит. по: Братусь Б. С . Аномалии личности. М., 1990, с. 69).
Также видоизменилось и представление о психических функциях , которые долгое время рассматривались как некие недифференцированные , далее неразложимые «способности». На смену ему пришла идея «психологических систем», обла дающ их сложным строением, включающих множество компонентов : мотив, намерение , замысел, программы дея тельности, образ результата и операции, реализующими эту программу, с обязательным сличением полученног о результа та с исходным его образом. П ри таком понимании психиче ские функции следует сопоставлят ь не с морфологическим субъектом, а с нейрофизиологически ми процессами, осуще ствляемыми теми или иным и мозговыми структурами. Следовательно, в основе психической деятельност и лежат
« функциональн ые органы» или « функциональн ые системы», характеризующиеся сложным составом своего строения, вклю чающие набор афферентных и эфферентных звеньев. Различ ные по содержанию психические функции обеспечиваются разными по составу функциональн ыми системами.
Функциональн ые системы обладают высокой пластично стью и способностью к перестраиванию. И м енно эта способ ность лежит в основе механизмов компенсации перестроек.
Специальна я психология
Традицио нно выделяют два типа перестроек нарушенных фун кций — внутрисистемную и межсистемную.
Компенсаторны е процесс ы протекаю т под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).
Первая фаза— обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройство м, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.
Вторая фаза— оценка параметров нарушения, его локали зации и глубины (выраженности) .
Третья фаза— формирование программы последователь ности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.
Включение этой программы с необходимостью требует от слеживания процесса ее реализации. В этом состоит содержа ние четвертой фазы.
И наконец, пятая, завершающая фазасвязана с остановкой компенсаторног о механизма и закрепле нием его результатов. Временная длительност ь указанных этапов может быть раз личной, что зависит от характера нарушения, его выраженно сти и от индивидуальн ых особенностей организма. Останов ка компенсаторног о процесс а связана свосстановление м нарушенной функции и возобновление м разных форм дея
тельности.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обыч но выделяется четыре подобных уровня.
Первый — биологический,или телесный уровень: компен саторные процессы протекают преимущественно автоматиче ски и бессознательно.
Второй — психологическийуровень существенно расширя ет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. М ожно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций спривлечение м работы сознания.