Ко м п е нс а ция , коррекция

И РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГ ИИ

Любая живая система должна обладать определенным за­ пасом «прочности» на случай резких неблагоприят ных изме­ нений во внешней и внутренней среде. Для этого необходи­ мы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности. Но усложнение системной организации повышает вероятност ь внутренних «сбоев» в процессе ее работы. Поддержание оп­ ределенног о уровня «надежности» системы в целом и отдель­ ных ее компонентов составляет суть сложных и многообраз­ ных процессов компенсации. Наличие парных органов у мно­ гих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способност ь к ре­ генерации, свидетельствует о филогенетической древност и компенсаторной приспособляемости.

Под компенсацией понимается процесс возмещения недораз­ витых или нарушенных функций путем использования сохран­ ных или перестройки частично нарушенных.

Д ля теории и практики специальной психологии данна я категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не од­ ного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности ком-

Глава 12. Компенсация, коррекция.. . как категори и специально й психологии

пенсаторных механизмов сыграли исследования П. К Анохи­ на, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Ш терна, А. Адлер и др.

Прежде всего, были существенно трансформированы такие понятия, как «орган» и «функция». В естественно-научной тра­ диции X I X века под органом понималась определенная, мате­ риальная часть живого организма, выполняющ ая свою соб­ ственную ф ункци ю . Такая узкоморфологическая трактовка была достаточной для характеристики соматических, телесных функций, но она явно не соответствовала сложной организа­ ции психической активности и поведения человека. Вследствие этого понятие «орган» было расширено и преобразовано в по­ нятие « функциональный орган». А. А. Ухтомский писал по это­ му поводу: «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» (цит. по: Братусь Б. С . Аномалии личности. М., 1990, с. 69).

Также видоизменилось и представление о психических функциях , которые долгое время рассматривались как некие недифференцированные , далее неразложимые «способности». На смену ему пришла идея «психологических систем», обла­ дающ их сложным строением, включающих множество компонентов : мотив, намерение , замысел, программы дея­ тельности, образ результата и операции, реализующими эту программу, с обязательным сличением полученног о результа­ та с исходным его образом. П ри таком понимании психиче­ ские функции следует сопоставлят ь не с морфологическим субъектом, а с нейрофизиологически ми процессами, осуще­ ствляемыми теми или иным и мозговыми структурами. Следовательно, в основе психической деятельност и лежат

« функциональн ые органы» или « функциональн ые системы», характеризующиеся сложным составом своего строения, вклю­ чающие набор афферентных и эфферентных звеньев. Различ­ ные по содержанию психические функции обеспечиваются разными по составу функциональн ыми системами.

Функциональн ые системы обладают высокой пластично­ стью и способностью к перестраиванию. И м енно эта способ­ ность лежит в основе механизмов компенсации перестроек.

Специальна я психология

Традицио нно выделяют два типа перестроек нарушенных фун­ кций — внутрисистемную и межсистемную.

Компенсаторны е процесс ы протекаю т под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).

Первая фаза— обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройство м, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.

Вторая фаза— оценка параметров нарушения, его локали­ зации и глубины (выраженности) .

Третья фаза— формирование программы последователь­ ности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

Включение этой программы с необходимостью требует от­ слеживания процесса ее реализации. В этом состоит содержа­ ние четвертой фазы.

И наконец, пятая, завершающая фазасвязана с остановкой компенсаторног о механизма и закрепле нием его результатов. Временная длительност ь указанных этапов может быть раз­ личной, что зависит от характера нарушения, его выраженно­ сти и от индивидуальн ых особенностей организма. Останов­ ка компенсаторног о процесс а связана свосстановление м нарушенной функции и возобновление м разных форм дея­

тельности.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обыч­ но выделяется четыре подобных уровня.

Первый — биологический,или телесный уровень: компен­ саторные процессы протекают преимущественно автоматиче­ ски и бессознательно.

Второй — психологическийуровень существенно расширя­ ет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. М ожно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций спривлечение м работы сознания.


Наши рекомендации