Преодоление конфликтов в системе отношений «ученик – ученик»
В качестве примера разрешения межличностного конфликта в системе «ученик – ученик» можно привести следующий.
Саша А. приехала в городскую школу из глубинки, родители погибли и девочку взяли на воспитание родственники. Девочка скромная, маленькая, тихая, не имела других родственников в городе. Не отличница, но шестерок было немного. Понятно, что нелегко начинать учиться на новом месте. Но девчонка была с характером – своим стремлением к учебе она увлекла многих одноклассников. Однако, такая популярность девушки не всем оказалась по вкусу….
Маша В. типичная горожанка – всю свою жизнь провела в городе, а отсюда и чувство превосходства к таким, как Саша. С первого дня Маша искала повод, чтобы доказать, что она лидер, она – лучшая в классе. Такие стремления можно только приветствовать в случаях, когда они подкрепляются не только хорошими словами, но и делами, поступками. Но у Маши, как оказалось, желание учиться было только на словах, поэтому она всячески стремилась уговорить девчонок сорвать урок, не пойти на мероприятие и т.п.
Первыми методами урегулирования конфликта были:
- индивидуальные беседы с Машей классным руководителем о жизненных целях девушки и путях их достижения;
- индивидуальные беседы между Марией и теми учителями, где у подростка были трудности в овладении знаниями в целях организации дополнительных занятий и т.п.
- индивидуальные беседы с администрацией школы.
Поскольку Маша воспитывала одна мама, на первых порах ее старались не беспокоить.
Между тем, ситуация стала выходить из-под контроля: Мария, несмотря на предоставленные ей возможности по овладению знаниями, предпочитала формировать свой авторитет не своими умениями и навыками, а упражняться в острословии. Она собрала часть девочек из группы в «группу поддержки», чтобы вместе «задирать» Сашу.
Такое развитие конфликта вынудило к приглашению на беседу о сложившейся ситуации матери Маши. Однако при разговоре с ней совместное компромиссное решение выработать не удалось. Мама стояла на позиции: «учителя делят всех детей на любимчиков и остальных», «ты у меня, доченька, во всем права». Педагогического союза «педагог – родитель» не случилось.
Пришлось применять другие методы и способы разрешения конфликта:
- неоднократное проведение групповых бесед с участницами «группы поддержки» на тему «что такое хорошо и что такое плохо» - почему нельзя оскорблять другого человека, (а вдруг именно ты станешь в следующий раз объектом насмешек); как насмешки и унижения «помогают» им достичь уважения других людей и тех жизненных результатов, которые нужны непосредственно этим девочкам и т.п.;
- на протяжении достаточно долгого времени акцентирование всеми учителями – «предметниками» того обстоятельства, что каждый учится для самого себя и, в зависимости от результатов их сегодняшнего труда, возможно, зависит и вся дальнейшая жизнь.
Такие методы начали давать свои результаты: все чаще выходки Маши оставались без внимания; девчонки стали лучше заниматься; группа становилась более сплоченной и нацеленной на усвоение передаваемых знаний. В результате Мария постепенно осталась одна.
Очень жаль, что и в дальнейшем, несмотря на все усилия педагогического коллектива, Маша так и не поняла причины ее моральной изоляции в коллективе. В итоге Марию перевели учиться в другую школу.
2.2.4. Общие требования к разрешению педагогических конфликтов
Различают два подхода в подготовке к разрешению конфликтов:
– изучение имеющегося передового педагогического опыта;
– второй – овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их предупреждения и преодоления. Путь более трудоемкий, но более эффективный, так как дать «рецепты» на всевозможные типы конфликтов невозможно.
Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит преподавателю, как организатору взаимодействия и более опытному коммуникатору.
Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
- анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;
- определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;
- планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;
- анализ результатов;
- корректировка результатов педагогического воздействия;
- самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
Различают следующие стратегии поведения преподавателя в конфликтной ситуации (ПРИЛОЖЕНИЕ 1):
1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется преподавателю несущественной, недостойной внимания, и он предпочитает сберечь время и силы на решение более важных задач. Но это может привести и к обострению конфликтной ситуации. Если преподаватель отстраняется от конфликта, игнорирует его, он лишает себя возможности повлиять на ход развития ситуации. Студенты, так же могут отстраниться от разрешения ситуации, что исключает возможность совместной выработки решения.
2. Противоборство. Выиграть – проиграть. Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов без учета целей и интересов другой стороны. Стратегия может дать положительные результаты при организации преподавателем различных конкурсов, соревнований, в случае какой-либо острой ситуации, когда преподаватель должен навести порядок ради общего благополучия. Но при разрешении межличностных конфликтов она приводит обычно к негативным последствиям, если участники конфликта стремятся достичь победы любой ценой. Противостояние приобретает деструктивный характер. Предпочтение данной стратегии многими преподавателями объясняется их подсознательным стремлением обезопасить себя. Боязнь потерять авторитет подталкивает к применению угроз, запугиванию, высмеиванию студента перед группой и т.д. Данная стратегия редко приводит к долгосрочным результатам.
3. Стратегия уступок. При разрешении конфликта преподаватели могут использовать следующие тактики: приспособление, компромисс, достижение «статус-кво», привлечение посредника и др. Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны. Уступки могут восприниматься по-разному: как демонстрация доброй воли и вести к улучшению ситуации. Или как проявление слабости и это может привести к эскалации конфликта. Данную стратегию обычно используют преподаватели, которые либо не уверенны в собственных силах, либо безразличны по отношению к студентам и результатам своего труда. В идеале компромисс представляет собой удовлетворение интересов каждой из сторон ровно наполовину. Однако в реальной ситуации одна из сторон обычно делает большие уступки по сравнению с другой, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Поэтому зачастую компромисс является лишь временным выходом, т.к. ни одна из сторон не удовлетворена полностью.
4. Сотрудничество. Выиграть – выиграть. Для сотрудничества характерно стремление к сближению позиций, целей и интересов, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон. Преимущество данного подхода состоит в том, что преподаватель находит наиболее приемлемое для себя и учащихся решение, укрепляя и улучшая тем самым взаимоотношения со студентами. Совместно выработанное решение будет поддержано всеми участниками конфликта. Для реализации данной стратегии необходимо: Определить интересы и потребности всех участников. Предпринять возможные действия по их удовлетворению. Признать ценности других, равно как и свои собственные. Стремиться к объективности, отделяя проблему от личностей. Искать творческие неординарные решения.
При разрешении конфликтных ситуаций преподаватель может предпринять какие-либо из следующих действий:
1. Конфликтогенные. Выражение гнева, возмущения, применение наказания, негативная оценка личности студента, его оскорбление, насмешка и т.п.
2. Конфликтотерпимые. Уход и затягивание решения проблемы, компромиссные действия.
3. Конструктивные. Действия по изменению неблагоприятного хода развития ситуации. Переключение внимания, легкая ирония, «шаг навстречу», неординарные действия и др.
Действия первого рода способствуют нарастанию напряжения и обострению конфликта, не отвечают основной функции преподавателя – созданию наиболее благоприятных условий для развития личности студентов. Действия второго рода не решают педагогической проблемы, т.к. ведут к затягиванию конфликтной ситуации, усложняя с течением времени возможность ее эффективного разрешения. Действия третьего рода в случае адекватного и грамотного их использования позволяют преподавателю ослабить возникшее психосоциальное напряжение в учебной группе, осуществлять свои функции и в течение определенного времени разрешить существующий конфликт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликт между педагогом и учащимся, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда любого учреждения.
Мы видим, что существует множество причин, как субъективных так и объективных, которые провоцируют конфликты, часто они неизбежны. Но в случаях разрешении педагогических конфликтов, очень важно, осознавать долгосрочную перспективу применяемых стратегий поведения. Так как конфликт свидетельствует о каких-либо противоречиях, необходимо постараться осознать их, и лишь за тем снять эти противоречия, наиболее конструктивным способом. И тогда своевременно разрешенные конфликты не будут обостряться и накапливаться. А это в свою очередь, будет положительно отражаться, как на межличностных взаимоотношениях, так и на продуктивности педагогической деятельности.
Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в своей основе одну из следующих психологических причин:
- недостаточно хорошее знание человека;
- неправильное понимание его намерений;
- неверное представление о том, что он на самом деле думает;
- ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;
- неточная оценка отношения данного человека к другому.
Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации бывают следующие:
- конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учащимся учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности,
- конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учащимся правил поведения в колледже, чаще на занятиях, вне учебы,
- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся-педагогов-родителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Пути разрешения и предупреждения конфликтов
- конфликтные ситуации на занятиях, особенно в подростковом возрасте, в большинстве типичны, закономерными. Надо лишь уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся, усиливая деловую взаимозависимость между ними. Подобные конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся куратором и в группах, когда учитель хорошо знает учащихся, симпатизирует им и находит разнообразные формы взаимодействия с ними,
- ситуация на занятиях доходит до конфликта, как правило, с учащимися, плохо успевающими по предмету, «трудными» по поведению. Поэтому в интересах самого педагога лучше изучить именно таких подростков, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания,
- нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с педагогом, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету,
- психологический анализ ситуаций и конфликтов, который дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» учащегося и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию, найти «точки роста» личности даже очень «трудного» учащегося.
Практически невозможно работать в образовании без конфликтных ситуаций. Конфликты присущи процессу обучения. Конфликтная ситуация – это сигнал, звонок какого-либо нарушения.
Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций.