Причины возникновения конфликтов в педагогической деятельности
Значительное место в профилактике и плодотворном завершении конфликтов занимает выявление причин рождения конфликтов в педагогических коллективах. Знание движущих сил развития конфликтов позволяет оказывать на них положительное регулирующее действие.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая – главным образом субъективный [1, с. 50].
Для того чтобы понять объективно-субъективный смысл причин конфликтов нужно для определения способов их предупреждения, выработки наилучшей стратегии поведения администрации, учителей, школьников в педагогических конфликтах.
Объективный компонент предконфликтной ситуации включает в себя следующие объективные причины: обстоятельства социального взаимодействия между людьми, которые приводят к противостоянию их интересов, мнений, социальных установок и т. д.
Исходя, из специфики взаимосвязей объективных и субъективных причин конфликтов можно сделать следующие выводы.
Во-первых, неправомерно разделять и противопоставлять объективные и субъективны причины конфликтов. Любая объективная причина играет роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе в результате действия субъективных факторов.
Во-вторых, любой конфликт в какой-либо степени обуславливается субъективными и объективными причинами. Тяжело выявить предконфликтную ситуацию, которая возникла из объективных обстоятельств и которую невозможно решить неконфликтным способом. Субъективный фактор важен в многочисленных межличностных конфликтах.
Кроме тех причин, которые были названы, существует еще множество объективных причин, влияние которых на конфликтность человека не изучено.
Во вторую группу выделяют объективные причины организационно-управленческого характера, которые связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов и групп.
Структурно-организационные причины конфликтов содержат в себе, несоответствующие структуры организации деятельности, которые должны определяться задачами, выбор решения которых зависит от организации. Но достичь идеального соответствия в структуре организации решаемыми задачами очень тяжело.
Функционально-организационные причины конфликтов возникают при неоптимальном уровне функциональных связей в организации с внешней средой, между структурными элементами организации и отдельными работниками. Внешние функциональные связи общеобразовательного учреждения должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Эффективность работы в школе зависит от налаженных функциональных связей с внешней средой, нарушение которых приводит к противостояниям. Отношениям между учителями, администрацией и учениками необходимо соответствовать функциональным связям деятельности и объективным законам конкретной школы.
Личностно-функциональные причины конфликтов зависят от неполноты соответствия работника занимаемой должности по профессиональным, нравственным и другим качествам. Если личностные качества учителя не соответствуют с должным, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами. Чем выше нравственные и профессиональные качества всех сотрудников общеобразовательной, тем меньше в школе конфликтов.
Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловливаются ошибками руководителей и подчиненных в образовательной деятельности.
Социально-психологические причины конфликтов
Различные взгляды на роль социально-психологических причин в появление конфликтов ученые интерпретируют по-разному, одни считают, что конфликт зависит от объективных социально-экономических детерминант, а с другой – частный класс противостояний, которые порождают социально-психологические факторы.
К социально-психологическим причинам конфликтам относят непосредственные взаимодействия между людьми. Нет строгого разграничения между социально-психологическими и организационно-управленческими причинами, с одной стороны, а также между социально-психологическими причинами и личностными – с другой.
Изучение конфликтов в коллективах школьников позволяет выявить пару типичных причин, которые носят социально-психологический характер. Например, существенные потери и искажение информации в процессе межличностной коммуникации. Порой из-за недостатка времени передается меньшее количество информации. Часть информации намеренно утаивается, если кому-то сообщать эту информацию невыгодно. Бывает, что часть информации не усваивается собеседником, то ли из-за невнимательности, то ли из-за невнятности речи. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает и порой делает выводы, отличающиеся (иногда противоположные) от того, что сказал собеседник.
Типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Порой люди играют не те роли, которые от них ожидают другие люди. Основа анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени представлена в теории американского психолога Э. Берна.
Взаимодействие директора с учителем затрудняется тем, что действует на двух ролевых уровнях: как старшего с младшим при решении профессиональных вопросов и как равного с равным при обсуждении неслужебных проблем. Ведь директор и учитель как граждане равны и имеют одинаковые права. Поэтому, в общении с учителем, директор должен ясно понимать, в каких ситуациях он начальник, а в каких – равный по статусу учителю. Во взаимодействии учителя – ученика обычно выступает в роли старшего учитель. Но, если он позволит себе унижать личное достоинство школьника, то спровоцирует конфликтную ситуацию.
Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии администрации, учителей и учеников является различие в выборе ими способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. Существует пять основных способов оценки: сравнение с возможным идеальным положением дел; сравнение с требованиями к данной деятельности нормативных документов; сравнение со степенью достижения цели деятельности; сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу, и положением дел в начале деятельности.
Исследования психологов выявили, что столкновения в организациях чаще появляются между работниками, отношения которых напряжены, имеют обоюдные негативными установки, предвзятость и т. п. Возникает замкнутый круг: чем хуже отношения, тем чаще конфликты, а чем чаще конфликты, тем хуже отношения [1, с. 65].
Личностные причины конфликтов
Личностные причины конфликтов связывают с индивидуально-психологическими характеристиками его участников, что обусловлено спецификой процессов в психике человека в результате его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
Некоторые конфликты случаются вследствие того, что рамки допустимого поведения со стороны участника у человека заужены, что можно объяснить его эгоизмом, стремление к лидерству и т.п. Конфликтную ситуацию определяют, как трудную ситуацию социального взаимодействия для человека. Характерными причинами межличностных конфликтов в школе у учеников служит низкий уровень социально-психологической компетентности.
Ученик также может и не иметь достаточного уровня психологической устойчивости к негативному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Поэтому важно в профилактике конфликтов в школе содержательно и психологически подготавливать персонал школы и учеников к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Вызвать конфликтную ситуацию может также недостаточная способность учителя и ученика к эмпатии, что приводит к неадекватному поведению.
Также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов у учителей и учеников завышенный или заниженный уровень притязаний.
По мнению Г.И. Козырева, для учительских коллективов средней школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:
- нетактичное отношение друг к другу;
- неудобное расписание занятий;
- непродуманные нововведения в школе;
- перекладывание на учителей чужих обязанностей;
- неравномерное распределение педагогической нагрузки;
- административные и финансовые злоупотребления.
Г.И. Козырев, обобщив причины конфликтов среди учителей, выделяет главные:
- проблемы общения – например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;
- устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу начальник — подчиненный, в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.