Понятие конфликта, его структура и участники

В педагогической деятельности конфликтные ситуации возникают часто между учителем и обучающимся, в педагогическом коллективе. Конфликтные ситуации между учителями могут возникнуть в связи: с личной неприязнью друг друга, соперничества в педагогическом процессе, борьбой за достижение определенных целей, утверждение своих интересов и мн. др.

Порой конфликт проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию на тот или иной вопрос и как протест обучающегося против несправедливости наказания, неправильной или негативной оценки его деятельности, поступка. Перед учителем встает необходимость рассмотрения точки зрения обучающегося, переосмыслить его рассуждения, посмотреть на сложившуюся ситуацию глазами ребенка, понять, почему он поступил именно так.

Существует много определений конфликта. Вот одно из них: «Конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей» [13, c. 49].

Данное определение отражает большинство свойств всякого конфликта.

А.Я. Анцупов считает, что «конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс» [2, с. 115].

Наряду с понятием «конфликт» часто используют понятие «конфликтная ситуация», которая выступает как частное понятие по отношению к конфликту и представляет собой лишь фрагмент конфликта. Поэтому структуру конфликта можно рассматривать и как структуру конфликтной ситуации.

В любой конфликтной ситуации можно выделить объективное содержание и субъективное значение.

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противостояния до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют:

- основных участников конфликта;

- группы поддержки;

- других участников.

Основные участники конфликта, стороны или противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре [2, с. 115].

В любом конфликте противоборствующие стороны выступают в роли ключевых звеньев. Если одна из сторон покидает конфликт, то он прекращается. Если в межличностном конфликте заменить одного из участников новым, следовательно, изменяется и конфликт, начинается новое противостояние. Это происходит от того, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуальны.

Довольно часто в конфликте можно выделить сторону, выступающую инициатором начала конфликтных действий. Ее называют инициатором конфликта, реже «зачинщиком» конфликта. Не всегда инициатор конфликта не прав и вызывает негативную оценку. В качестве примера можно привести следующую ситуацию, ученик придумал уникальный барометр, но, не сумев бесконфликтно объяснить одноклассникам о необходимости барометра, идет на противоборство.

Часто для характеристики оппонента использует понятие ранга.

Ранг оппонента – это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.

Ранги оппонентов отличаются также наличием и величиной их деструктивных «потенциалов» [10, с. 30]. В межличностных конфликтах – это физическая сила индивида, оружие, в войнах – это военные и характер вооружения и т.п.

Группы поддержки. Практически в любом конфликте за оппонентами находятся силы, которые можно представить отдельными индивидами, группами и т.д. Они своей активностью, либо своим присутствием, безмолвной поддержкой могут коренным образом подействовать на ход конфликта, его исход. Последствия конфликта во многом зависят от существования свидетелей.

Группы поддержки могут быть различными. Например, коллеги по работе, друзья и субъекты, которые связаны с оппонентами определенными обязательствами, в группы поддержки могут входить и руководители, и подчиненные оппоненты.

В группу других участников входят субъекты, которые могут оказывать эпизодическое влияние на ход и последствия конфликта. Это подстрекатели и организаторы [10, с. 13]. Подстрекатель – лицо, организация или государство, подталкивающее субъекта взаимодействия к конфликту [2, с. 233]. Подстрекатель может непосредственно в этом конфликте не участвовать; рамки его задач ограничиваются провоцированием, развязкой конфликта между другими субъектами.

Организатор – лицо или группа, которое планирует конфликт и его развитие, предусматривает различные пути обеспечения и охраны участников и многое другое.

Иногда в число участников конфликта включают медиаторов (посредников, судей и т.д.). Что, по мнению Анцупова А.Я., не вполне правомерно. Третья сторона в конфликте (медиатор) решает задачу прекращения конфликта. Участники же в той или иной мере участвуют в конфликте, содействуют его развитию, поддерживают и развивают борьбу. Медиатор действует ненасильственными методами и не входит в число участников конфликта [2, с. 115].

В динамике развития конфликта существует ряд стадий:

1. Предполагающая стадия – связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся: а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи; в) инфорационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью. Отсутствие необходимой информации в широких общественных масштабах провоцирует появление слухов, домыслов, порождает тревогу (у подростков - увлечение рок-музыкой, как наркотиками); г) разные способности, возможности, условия жизни - все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку. Главное, чтобы в любом классе, коллективе, группе никто не чувствовал себя обделенным, «человеком второго сорта»; д) стиль организации жизни и управления коллективом.

2. Стадия зарождения конфликта – столкновение интересов различных групп или отдельных людей. Оно возможно в трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.

3. Стадия созревания конфликта – столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к «атаке» или к «отступлению» от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения. О созревании конфликта может свидетельствовать и психологическая атмосфера коллектива, группы.

4. Стадия осознания конфликта – конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

Наши рекомендации