Раздел 2. Типы психического дизонтогенеза
Раздел 2. Типы психического дизонтогенеза
Тема 1. Дизонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость
Определение умственной отсталости. Критерии олигофрении. Характеристика олигофрении: эпидемиология, причины, степени выраженности олигофрении.
2. Классификации умственной отсталости (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева).
Психологические и характерологические особенности детей с умственной отсталостью. Особенности мышления лиц с умственной отсталостью, диагностика. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью.
Проблема социализации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями интеллекта.
Литература:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1983. - Т. 5.
2. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.
3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.
4. Лубовский В.И. Специальная психология. Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
5. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.
6. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей//Дефектология. 1997. № 1. С. 15.
7. Московкина А.Г., Дурдыева Т.М. Медико-генетические и психолого-педагогические аспекты умственной отсталости//Дефектология. 1995. № С. 82 – 90.
8. Москаленко А.А. Раннее медико-генетическое выявление и диагностирование наследственных заболеваний обмена, вызывающих поражение в сфере интеллекта у детей// Дефектология. 1997. № 2.
9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.
10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
11. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001
12. Щербакова А.М., Матвеева Н.Б., Наливайко Г.А. Создание группы постинтернальной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью// Дефектология. 1995, № 2. С. 32 – 37.
13. Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений 8 вида// Дефектология. 2001, № 3.
14. Якушев И.С. Подготовка школьников с нарушениями интеллекта для работы на предприятии//Дефектология. 1997. № 3.
Тема 2. Дизонтогения по типу задержанного развития: ЗПР
Понятие ЗПР. Характеристика ЗПР: эпидемиология, причины. Классификация ЗПР (по Лебединской К. С.).
Характеристика видов ЗПР (конституционного генеза, соматического, церебрально-органического генеза, психогенной ЗПР).
Особенности мышления, внимания, памяти при ЗПР. Особенности эмоционально-волевой сферы при ЗПР.
Диагностика ЗПР и дифференциация от сходных с ней состояний (олигофрении в легкой степени и деменции).
5. Основные направления коррекционно-развивающей работы в классах компенсирующего обучения.Структура обучающего эксперимента и ее значение для решения вопросов дифференциальной диагностики.
Литература:
1. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.
2. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.
3. Лубовский В.И. Специальная психология. Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.
5. Клиническая характеристика раннего детского аутизма. // Ранний детский аутизм / Под ред. К.С. Лебединской, С.Д. Немировской, И.Д. Лукашевой. М., 1981.
6. Клиническая систематика задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
Тема 3. Дизонтогения по типу поврежденного развития: деменции
Реферативное освещение сведений о поврежденном развитии.
Клинические проявления деменций вследствие травмы черепа и энцефалитов. Динамика проявлений деменций.
Деменции при эпилепсии. Особенности психической деятельности и личности, обучаемости, поведения, адаптации ребенка с деменцией.
Деменции при шизофрении. Особенности психической деятельности и личности, обучаемости и поведения детей.
Тема 4. Дизонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка и психология слепого ребенка
Причины нарушения слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховых функций у детей.
Особенности развития познавательной сферы у людей с ограниченными возможностями слуха: ощущения и восприятие, особенности внимания, развитие памяти, особенности воображения, развитие мышления, развитие речи.
Особенности развития познавательной сферы у людей с ограниченными возможностями зрения: ощущения и восприятие, особенности внимания, развитие памяти, особенности воображения, развитие мышления, развитие речи.
Психическое развитие детей с РДА (внимание, ощущение и восприятие, память и воображение, речь, мышление). Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Особенности деятельности (игровая, учебная).
Литература:
1. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.
2. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.
3. Лубовский В.И. Специальная психология. Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.
5. Коган В.К. Аутизм у детей. Л., 1981.
Раздел 2. Типы психического дизонтогенеза