Тема 1.3. психические познавательные процессы
План лекции.
1. Ощущения и восприятие.
2. Память.
3. Мышление и речь.
4. Воображение и внимание.
1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
Ощущения -отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Виды ощущений:
Зрительные - рецепторы находятся в сетчатке глаза (палочки и колбочки).
Слуховые - рецепторы находятся в среднем ухе (улитка).
Обонятельные - рецепторы находятся в верхней части носовой полости.
Вкусовые - рецепторы находятся на поверхности языка, глотки, нёба в виде вкусовых почек.
Кожные (тактильные, температурные, болевые) - рецепторы находятся в коже и органах.
Статические (движение, положение тела) - рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха.
Органические (голод, жажда, половые, болевые) - рецепторы находятся во внутренних органах.
Экстероцептивные - рецепторы находятся на поверхности тела и дают информацию о внешнем мире.
Интероцептивные - рецепторы находятся во внутренних органах и дают информацию о состоянии организма.
Проприоцептивные - рецепторы находятся в мышцах и связках и дают информацию о положении и движении тела.
Восприятие- целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.
Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Выделяется четыре уровня восприятия:
1)обнаружение– констатируется факт: есть ли раздражитель?
2)различение – формирование образа из ощущений;
3)идентификация– сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа);
4) опознание–отнесение объекта к определенному классу объектов,воспринимавшихся ранее.
Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному. На восприятие объекта влияет опыт человека, его интересы, состояния, особенности личности. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психики человека.
Виды восприятия:
Восприятие предметов – предметы воспринимаются несколькими перцептивными действиями: зрительными + двигательными (зрительное восприятие); тактильными + двигательными (осязание).
Восприятие движения – перемещение объектов воспринимается на каком-либо фоне: изменение положения движущихся тел по отношению к неподвижным сзади и спереди.
Восприятие пространства – происходит при восприятии величины и формы предмета, а также объема и удаленности предметов (перспектива пространства воспринимается бинокулярным зрением).
Восприятие времени – воздействия, возбуждающие организм, ускоряют время (кофеин), а физиологические депрессанты – замедляют (алкоголь, хинин). Отрицательные эмоции (подавленность, фрустрация) – замедляют время, положительные (радость) – ускоряют. Время, насыщенное переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а жизнь, наполненная малоинтересными событиями, - как быстро прошедший период.
Свойства восприятия:
Целостность - способность воспринимать объекты в совокупности их свойств как единое целое.
Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия). Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Осмысленность - способность осознанно воспринимать объект, понимать его сущность.
Избирательность - способность выделять объект или его часть из общего фона.
Предметность - способность относить незнакомый объект к конкретной категории похожих знакомых объектов.
Константность - способность сохранять параметры знакомых предметов (цвет, форму, величину) при изменении условий восприятия.
Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров).
Иллюзии - искажения восприятия.
2. ПАМЯТЬ
Память -форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознание.
Память – важная познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения, т.к. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Без памяти невозможна адаптация к миру.
Память – основа психической деятельности, без нее нельзя понять механизмы мышления, сознания и подсознания.
В основе памяти лежат ассоциации (временные нервные связи). Запомнить что-то – значит связать то, что требуется, с чем-то уже известным, т.е. образовать ассоциацию.
Процессы памяти:
Запоминание - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Запоминание может быть непроизвольным (информация запоминается сама) и произвольным (информация заучивается). Приемы запоминания: механический, логический, образный (графики, картинки, схемы).
Сохранение - процесс, направленный на закрепление в памяти полученных впечатлений.
Зависит от установки – насколько долго нужно запомнить. Различают несколько уровней сохранения информации:
1) сенсорная память – длительность сохранения образа на уровне рецепторов 0,1-0,5 сек.
2) кратковременная память – 20 сек. без повторения – пока мозг обрабатывает информацию и интерпретирует ее, после этого информация или забывается, или передается в долговременную память при условии 1-2 повторений. Объем кратковременной памяти индивидуален (5-9 объектов) и может развиваться;
3) промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а во время сна – очищается: либо забывает, либо передает в долговременную память. Сон менее 3-х часов – не очищает промежуточную память (ошибки в речи, действиях, забывчивость);
4) долговременная память – обеспечивает хранение информации. Бывает 2-х типов: с сознательным доступом (человек может вспомнить сам) и закрытая (вспомнит под гипнозом).
Воспроизведение - процесс восстановления в сознании прежде воспринятого.
Виды воспроизведения::
- узнавание – образ возникает при повторном восприятии объекта;
- припоминание – воспроизведение информации, связанное с волевым усилием, напряжением;
- воспоминание – образ возникает без восприятия объекта;
- реминисценция – отсроченное воспроизведение того, что казалось забытым;
- эйдетизм – воспроизведение яркого образа со всеми деталями.
Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.
Оперативная память - восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения задачи.
Забывание - невозможность воспроизведения информации в сознании. Может быть полное, частичное, длительное, временное. Материал не только не воспроизводится, но и не узнается – угасание ассоциаций; материал частично забыт – торможение ассоциаций.
Факторы, влияющие на забывание:
1) время – чем больше пройдет, тем больше информации забудется. Через 1 час забывается 50% информации без повторения;
2) использование информации – забывается то, чем мозг не пользуется;
3) активность деятельности – информация забывается, если до или после заучивания была активная, эмоциональная деятельность;
4) срок хранения информации – «старые» события помнятся дольше, «новые» - забываются быстрее;
5) защитные механизмы психики – забывается то, что нарушает психическое равновесие, комфорт, что вызывает стресс, напряжение.
Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.
Законы памяти:
1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.
2. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.
3. Закон установки: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго».
4. Закон усиления первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.
5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.
6. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.
7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.
8. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.
9. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.
10 Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.
Виды памяти:
Кратковременная - сохранение информации в течение короткого времени.
Оперативная - сохранение информации в течение дня; восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения деятельности.
Долговременная - длительное хранение информации.
Механическая - повторение информации без осмысления.
Логическая - логическое осмысление информации при заучивании.
Непроизвольная - запоминание без волевых усилий.
Произвольная - запоминание с помощью волевых усилий.
Образная - сохранение в памяти образов предметов (зрительных, слуховых, вкусовых и пр.).
Двигательная - сохранение в памяти систем движений, навыков.
Эмоциональная - сохранение пережитых чувств, эмоций.
Вербальная - сохранение словесных формулировок, осуществление мыслительной деятельности.
3. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Мышление -Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами
Виды мышления:
Наглядно-действенное - опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Образное - опирается на представление и образы предметов без непосредственного их восприятия.
Словесно-логическое - осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
Формы мышления:
Понятие – это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями.
Суждение - форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями.
Умозаключение - определенный вывод на основе нескольких суждений. Может быть индуктивным (способ рассуждения от частного к общему) и дедуктивным (от общего к частному).
Мыслительные операции:
Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.
Синтез - объединение отдельных элементов в целое, нахождение существенных связей и отношений.
Сравнение - установление сходства и различия объектов.
Обобщение - объединение объектов по их существенным признакам и свойствам.
Абстрагирование - выделение одних предметов и отвлечение от других.
Классификиция - разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.
Конкретизация - мысленный переход от общему к единичному с целью раскрытия содержания (приведение примеров).
Интеллект – способность человека адаптироваться к окружающей среде (разумно мыслить, действовать, справляться с обстоятельствами). Интеллект – общий фактор умственной энергии, не включает интересы, мотивацию, тревожность и т.д. (Спирмен). Интеллект – скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп) (Айзенк).
Структура интеллекта (по Терстоун):
- счетная способность;
- вербальная гибкость (способность объясняться);
- вербальное восприятие (способность понимать устную и письменную речь);
- пространственная ориентация;
- память;
- способность к рассуждению;
- быстрота восприятия.
Интеллект делится на вербальный (приобретенный) и невербальный (природный) (Векслер).
На интеллект влияют врожденные аномалии. Для выживания человеку нужно контактировать со средой, в которой он будет жить: чем меньше общение с взрослыми, тем ниже интеллект ребенка.
Оценка интеллекта – коэффициент интеллекта IQ: среднее значение 100 баллов. Разброс – от 0 до 200 баллов. Измеряется тестом Стенфорд-Бине, шкалой Векслера. Недостаток интеллекта - слабоумие (умственная отсталость); бывает врожденная – олигофрения, и приобретенная - деменция. Степени слабоумия: IQ = 0 – 35 баллов – выраженная умственная отсталость; IQ = 35 - 50 баллов – умственная отсталость средней тяжести, IQ = 50 - 70 баллов – легкая умственная отсталость.
Речь -процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.
Речь выполняет определенные функции:
1. Функция выражения чувств.
2. Функция воздействия на человека.
3. Функция обозначения предметов и явлений.
4. Функция сообщения информации.
Виды речи:
Устная - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.
Монологическая - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.
Диалогическая - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.
Письменная - это речь посредством письменных знаков.
Внутренняя - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
Жестовая - способ общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов.
4, ВООБРАЖЕНИЕ И ВНИМАНИЕ
Воображение -процесс создания образа или идеи, свойственный только человеку, необходимое условие его трудовой деятельности.
Виды воображения:
Активное:
Воссоздающее - создание образа по описанию, схеме.
Творческое - создание нового образа.
Антиципирующее – предвидение, предвосхищение будущего.
Пассивное:
Произвольное - мечты, грезы.
Непроизвольное - гипноз, сон.
Мечта-создание образов желаемого будущего, не воплощенных непосредственно в те или иные продукты деятельности.
Грезаминазывают непреднамеренное пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь.
Приемы создания образов:
Агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания» частей разных объектов (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр).
Гиперболизация - преувеличение, преуменьшение объекта или его частей (Гулливер, многоголовый дракон).
Аналогия – создание нового по сходству с известным, перенос основных свойств с одного объекта на другой (сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта, но изменяются отдельные элементы: по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки).
Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей).
Акцентирование (заострение) - подчеркивание каких-либо отдельных признаков (лиса – хитрая, волк – злой, осел – глупый).
Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте.
Виды внимания:
Непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного, нового или значимого раздражителя, вызывающего эмоциональный отклик.
Произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте с помощью волевого усилия
Послепроизвольное – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес.
Свойства внимания:
Объем - количество объектов, которые воспринимаются одновременно.
Концентрация – степень сосредоточенности сознания на объекте.
Распределение – умение одновременно выполнять несколько действий.
Устойчивость – время (продолжительность) направленности сознания на объект в процессе деятельности.
Отвлекаемость – колебания внимания, непроизвольный переход от одной деятельности к другой.
Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- Чем ощущения отличаются от восприятия?
- Какие свойства характерны для восприятия?
- Охарактеризуйте процессы памяти.
- Взаимосвязаны ли мышление и речь?
- Что представляет собой интеллект человека?
- С помощью каких приемов можно создать новые образы?
- Охарактеризуйте послепроизвольное внимание.