Плюсы и минусы использования проективных методик
Известно, что проективная диагностика обладает целым рядом уникальных преимуществ. Во-первых, она ориентирована на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены, на те аспекты личности, которые обычно скрыты для наблюдения. Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные исказить картины внутреннего мира. В-третьих, неопределенность исследовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих редакций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности получают вполне адекватное выражение.
В то же время проективные методики не имеют строго унифицированных процедур проведения. К примеру, совершенно различно ведет себя исследователь с общительными, активными, уверенными испытуемыми и с теми, кто робок, замкнут, встревожен. Тем самым уже нарушается сопоставимость индивидуальных выполнений одного и того же задания. Поэтому критики проективных методик указывают на то, что они недостаточно стандартизированы. Еще более серьезную проблему представляет субъективность интерпретации. Не только опыт и квалификация исследователя, но и принадлежность его к определенной социокультурной среде, а также особенности личностного развития способны привести к значительной вариативности суждений. Также проективные методики не имеют нормативных данных и мало отвечают требованиям надежности и валидности (за исключением Hаnd-test и теста С.Розенцвейга). Рекомендуется обязательное соотнесение «проективного материала» с результатами, полученными в других исследованиях, информацией о жизненном пути обследуемого. Слепое следование различным интерпретационным схемам может привести к ложным диагностическим результатам.
Все проективные методики обладают повышенным риском появления таких ошибок как инструментальные ошибки и ошибки психодиагноста. Нельзя наверняка прогнозировать, как именно воспримет проективную методику сам испытуемый. Например, очень часто дети пытаются догадаться, каким бы мог быть в данном случае «правильный» ответ. При этом они, конечно, невольно стремятся выдать наиболее типовой, так называемый «клишированный», ответ, и никакой проекции не происходит. Для сокращения риска инструментальных ошибок необходимо задействовать несколько независимых методик с разным методическим принципом построения. Ошибки психодиагноста возникают с повышенной вероятностью в тех случаях, когда психодиагност не имея достаточного профессионального опыта, сам не отдает себе отчета в том. что по отношению к порожденному испытуемым материалу проявляет как бы «вторичную проекцию» – интерпретирует его, исходя из собственных весьма субъективных представлений. «Встречная проекция» – прямую проекцию собственных психических состояний или проблем, которые испытывает в данный момент исполнитель методики. Например, у тревожного исследователя повышается субъективная чувствительность к признакам тревожности (ассимилятивная проекция, или проекция по сходству), а авторитарно-ригидному исследователю в рисунках детей будут мерещиться признаки нонконформизма и анархического беспорядка (контрастная проекция).
Р. Кэттелл критикуя проективные методики, говорил о крайне слабой научной обоснованности. Основные аргументы Кэттелла состоят в следующем:
1) проективная психология оказалась неспособной четко сформулировать гипотезу о том, какие слои личности преимущественно отражаются в показателях проективных тестов — открыто проявляющиеся, осознаваемые или, напротив, бессознательные, скрытые;
2) интерпретационные схемы не учитывают, что защитные механизмы — идентификация и проекция — могут искажать восприятие проективных стимулов одновременно и притом в разных направлениях, так что апелляция к механизму проекции до того, как природа искаженного восприятия доказана, неправомерна. Например, испытуемый со скрытым гомосексуализмом может давать больше соответствующих ответов в TAT (при идентификации) или меньше, если действует механизм обратной проекций или формирования реакции;
3) остается неясным вопрос о том, какие именно личностные переменные проецируются — влечения, бессознательные комплексы, динамические аффективные состояния, устойчивые мотивы.
Еще одно замечание касается доказуемости надежности и валидности проективных методик. Однако, как отмечает Шпарь В.Б., многие проективные методики имеют средние психометрические показатели, но это может объяснить тем, что критерии разработанные для традиционных тестов не применимы в данном случае. Выход из сложившейся ситуации возможно связан с привлечением большого числа специалистов из разных областей (психиатров, клинических психологов, математиков, и др.).
Примеры методик:
· Тест Трехмерной Апперцепции (у нас не используется)
Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.
Два этапа обследования:
1. из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.
2. испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.
· Таутофон (С. Розенцвейг, Д. Шаков, (1940)). Здесь испытуемому сообщают о том, что ему предстоит прослушать запись мужского голоса, предупреждают о необходимости быть внимательным, так как она весьма малоразборчива. Требуется разобрать, о чем именно идет речь. В действительности же запись представляет собой повторения определенных серий бессмысленных звукосочетаний. Таким образом, собирается информация, характеризующая человека с точки зрения контактности, внушаемости, доминирующих отношений к себе и к другим, степени субъективизма суждений.
· тест «Мира» Ловенфейда (1939)
Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).
В качестве критерия оценки используется:
1. количество людей
2. количество категорий
3. какие модели выбраны первыми
4. оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции
5. большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.
В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.
· Тест «Мазаики»
М. Ловенфельд (1929). В нем необходимо составить произвольный узор из 465 деревянных или пластиковых квадратов, ромбов и треугольников различных цветов. Неспособность испытуемого составить ясно распознаваемую, четкую по форме мозаику служит показателем наличия тех или иных отклонений личностного развития.
· Составь картину-историю Шнейдмана (1947).
Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.
Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.
· Психодрама Джекоба Морено (1946).
В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.
Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект. Катарсис - эффективное отреагирование.
· Методика тест кукол А. Вольтмана и Гуорта (1950-у гг.) (у нас не используется).
Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.
Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)
· Миокинетическая методика Мира и Лопеца (1940)
Состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги... Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной. Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую). Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением. Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками. В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.
· Прием завершения предложений.
Методика впервые предложена А. Пейном в 1928 году. Испытуемому предъявляется серия предложений (типа «Я всегда хотел...», «Будущее кажется мне...», «Если бы я снова стал молодым...»). Обработка ответов позволяет выявить мотивы, потребности, чувства, систему отношений испытуемого и т. д.
· Инсайт тест (Е. Саржент, 1944).
Испытуемый знакомится с определенным набором ситуаций и, поставив себя на место активно действующего лица, отвечает на вопросы. Например: «Молодой человек неожиданно для себя узнает о том, что девушка, с которой он обручен, в прошлом имела очень плохую репутацию. Как поступил молодой человек? Почему именно так? Что он чувствовал?» Полученные ответы анализируются по трем аспектам: характеру и выраженности эмоциональной реакции, типу когнитивных проявлений, способу разрешения конфликта.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ПО КУРСУ
а) основная литература
1. Анастази А., Урбини С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2009.
2. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: «Речь», 2006.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для ВУЗов. СПб: Питер, 2008.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностики. СПб.: Питер, 2003.
5. Романова Е.С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2005
б) дополнительная литература
1. Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. М.: Академия, 2004.
2. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность научная дисциплина // Вопросы психологии. - 1994. - N 2. - С.123-131.
3. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий - М., 2003.
4. Забродин Ю.М. Попова М.В. Психология в школе. – М., 1994
5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев, 1994.
6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
7. Методы психологической диагностики. Вып.1. /Под ред. В.Н.Дружинина и Т.В.Галкиной, М.: ИП РАН, 1993.
8. Методы психологической диагностики. Вып.2. /Под ред.А.Н. Воронина. М.: ИП РАН, 1994.
9. Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии. СПб.: Речь, 2003.
10. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
11. Петренко В.Ф. Основы психосемантики 2-е дополненное издание СПб 2005.
12. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. МГУ, 1997, 25 п.л.
13. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитете) Смоленск. СГУ, 1997
14. Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н.Ф.Талызиной. - М., 1986.
15. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М., 2000.
16. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб.: Речь, 2003.
17. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
18. Эденборо Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование. СПб.: Питер-М, 2003.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
http:// www.psytest.ru
http://psylab.info,
http://elibrary.ru,
http://azps.ru
http://www.imaton.ru
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретическая часть
История психодиагностики.
Первые диагностические шкалы для измерения интеллекта. Шкала Бине-Симона ее модификации.
Психодиагностика как практическая деятельность.
Психодиагностика как научная дисциплина.
Предмет психодиагностики.
Структура психодиагностики и ее виды.
Психометрические требования к диагностическим методикам.
Понятие надежности. Способы определения надежности.
Понятие валидности. Способы определения валидности.
Подходы к пониманию нормы в психодиагностике.
Понятие статистической нормы.
Норма как отсутствие отклонений и как идеальное психическое здоровье.
Понятие психодиагностической задачи.
Понятие психодиагностической ситуации.
Понятие психодиагностического процесса. Его характеристика по форме и содержанию.
Психодиагностическое заключение как результат деятельности практического психолога.
Этические требования к работе психодиагноста.
Классификация методов практической психодиагностики.
Методы диагностики познавательной сферы.
Методы диагностики внимания.
Методы диагностики памяти.
Методы диагностики интеллекта.
Психодиагностика личности.
Проективные техники в работе практического психолога.
Практическая часть
Необходимо подобрать методики для решения каждой из предложенных психодиагностических ситуаций и обосновать свой выбор.
1. Рекрутер должен отобрать несколько претендентов для замещения должностей секретарей-референтов в крупной международной компании. Какие методики помогут провести отбор?
2. Из нескольких претендентов нужно отобрать одного школьника для участия в городской олимпиаде по физике. Оценку, каких качеств необходимо провести? Какие методики могут при этом использоваться?
3. В агентство по подбору кадров поступил запрос провести отбор среди претендентов на руководящие должности производственной фирмы. Какие методики следует использовать при отборе и почему?
4. К психологу обратилась супружеская пара с запросом улучшить их взаимоотношения. Какие методики позволят прояснить причины сложившейся ситуации? Какие приемы могут быть использованы для гармонизации взаимоотношений супругов?
5. Какие методики могут быть использованы для определения качества отношений в парах «мама-ребенок» или «ребенок-педагог»?
7. Учитель обратился к школьному психологу с жалобой на плохое поведение и трудности в обучении одного из учеников (младшего школьного возраста). Какие методики позволят выявить причины сложившейся ситуации?
8. Учитель обратился к школьному психологу с запросом устранить конфликт между учениками 9 класса. Какие методические средства позволят диагностировать причины конфликта и какими средствами возможно его устранить?
9. Психолог должен разработать программу тренинга личностного роста. Какие диагностические методики могут быть полезны?
10.Директор школы обратился к психологу с просьбой выявить причины сложных и порой конфликтных отношений в педагогическом коллективе, но так, чтобы проводимая диагностика не вызвала отрицательного отношения педагогов и не ухудшила взаимоотношения в коллективе. Какие методики можно использовать для диагностики и почему именно их?
11.В психологическую консультацию обратился человек без явного запроса. Какие методические приемы могут быть использованы для прояснения запроса, и будут способствовать установлению контакта с клиентом?
12.Какие методики могут быть использованы для определения состояния летчиков перед полетом?
13.Какие методики позволять дать прогноз эффективности работы коллектива под руководством нового руководителя?
14.Какие психодиагностические методики могут быть использованы при проведении профориентации?
15.Какие методики могут быть включены в тестовую батарею для проведения профориентации людей с ограниченными возможностями?
16.В работе кассира необходимы: аккуратность, точность, честность, ответственность, эмоциональная стабильность, умение быстро считать, недоверчивость. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно их?
17.В работе специалиста по рекламе необходимы: хорошо развитое мышление, внимание, восприятие, креативность, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно их?
18.Какиеми качествами должен обладать студент психологического факультета? Какие методики можно использовать при отборе абитуриентов?
19.Администрация организации планирует перевести сотрудников на индивидуальный график труда и отдыха на рабочем месте. Какие методики могут помочь правильно спланировать этот график с учетом личностных особенностей и работоспособности и почему именно они?
20. Школьному психологу поступил запрос о составлении индивидуальных психологических карт на учащихся. Какие методики будут при этом использоваться?