Живая вода, или слово к интеллигенции
Мы все тяготимся осквернением нашей природы. Заходим в реку и, вместо того, чтобы наслаждаться прохладой воды, сразу же вспоминаем: совсем недавно ближайший лакокрасочный завод был оштрафован за отсутствие надлежащих очистительных сооружений... Берем в руки спелый помидор, но опять приходит мысль: сколько же в нем нитратов! Полил теплый дождичек, и ты нечаянно для самого себя назвал его "кислотным". И так далее, и тому подобное.
Тех или иных экологических проектов предлагается сейчас множество. Но есть ли фундаментальный способ спасения рек, лесов, земель, природы в целом? Ведь не можем мы приставить охранника к каждому директору "вредного" предприятия. Хотя, безусловно, контроль и наказание за нарушение совершенно необходимы. Но все это лишь косметический, а не радикальный путь.
Радикальный же путь - принципиальное изменение духовной ситуации в стране. И начинать надо прямо с себя. Нам надобно написать на скрижалях своего сердца слова Спасителя: Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека ... Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, (Мк. 7, 15, 21-22). Поэтому-то центральным органом, оскверняющим нашу страну, являются, как это ни покажется вам странным, сердца людей, живущих в ней. И в этом смысле нашим главным деланием является покаянный плач о собственных грехах. Это и есть то главное, что потребно сейчас российскому интеллигенту.
Покаяние - это не только проливание слез перед иконой, как представляется некоторым. Покаяние - это дело всей жизни человека. Оно должно содержаться в любом поступке, любой мысли. Покаяние рождает чувство раскрепощенности, очищения. Оно не только не унижает достоинство человека, но восстанавливает природу личности. Сейчас очень многие, считая себя православными, свою принадлежность к учению Иисуса Христа выражают только тем, что по великим праздникам заходят в храм и ставят свечку перед иконой. Этим все и кончается. А жизнь так и проходит без молитвы и без внутреннего подвига, без исповеди и причащения, без осознания во Христе своих грехов и скорбей. Однако каждый когда-то должен ответить самому себе на вопрос: кто для него Христос - живой Бог или, в лучшем случае, "историческая личность", явление которой ни к чему не обязывает.
Интеллигенцию нашу раздирают склоки и политические амбиции. Не успев выбраться из идеологических пут, российская интеллигенция тут же разделилась сама в себе по всем признакам, которые только можно помыслить. Это ли не новый позор просвещеннейших людей?! До сих пор и к Церкви многие относятся как к чему-то чуждому и пристальнейшим образом, в микроскоп разглядывают ее недостатки. Между тем их никто и не скрывает. Недостатков много. Так войдем же вместе в Храм и станем постепенно наводить в нем порядок - и внешний, и внутренний. Но наведение порядка - дело трудное, а задача сегодняшней интеллигенции, как и до революции по-прежнему осознается ею как героическая борьба с врагами. Это следствие полного непонимания того, что есть дух безбожного диссидентства, с одной стороны, и подвижничества во Христе, с другой. Большинство наших интеллигентов так и не смогли подняться выше бытового недовольства властями, выше уныло-гневливого отношения к собственной стране и восхищения "закордонной" жизнью. Так и не смогли понять подлинные духовные причины нашего кризиса.
Нам не надо спасать Церковь, так как Церковь - это Тело Христово. Сам Господь созидает Русскую Церковь вот уже тысячу лет. Нам не надо спасать Россию. Россия - дом Пресвятой Богородицы. И Матерь Божия по молитвам святых выведет Россию из бездны. Нам, братья и сестры, надо не спасать, а спасаться. И спасая себя - мы, по слову преподобного Серафима Саровского, спасем тысячи людей. Надо ли меня понять так, что мол, бросим свою работу и станем лишь молиться. Нет. Я этого не сказал. Но, занимаясь своим ремеслом, будем везде, где можно, наполнять его благодатным духом Христовым. Благодать - слово, мало знакомое современным людям. Описать это так же трудно, как описать вкус заморского фрукта. Это - таинственное состояние души, возникающее в результате искреннего обращения к Богу. Оно переживается молящимися как чувство необычайной радости, надежды, желания послужить людям.
Не будем пребывать в бездействии, пугая себя предсказаниями астрологов, становясь рабами и заложниками созвездий Тельца, Рыбы или других. Это - все ложная эсхатология, уводящая от молитвы и покаяния. Вспомним лучше евангельских волхвов, которые по звезде пришли в Вифлеем и положили дары к ногам Богомладенца Христа, и поклонились ему, сложив, таким образом, к Его стопам всю восточную мудрость. Любые катаклизмы не являются случайными. Они прямо связаны с духовным состоянием народа. Поэтому-то займемся, помимо своей профессиональной деятельности, духовным деланием, и, видя нашу чистую жизнь, Господь добавит и дней, и лет народу нашему. Аминь.