Возрастная психология как наука
Возрастная психология, или психология развития, изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности, качественно изменяющихся во времени.
Таким образом, объектом возрастной психологии (ВП) являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость.
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека и механизмах развития психики на протяжении онтогенеза.
Возраст, или возрастной период, - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
Предмет возрастной психологии – закономерности, механизмы развития психики на протяжении онтогенеза. Онтогенез – развитие психического на протяжении индивидуальной жизни человека от момента слияния 2 половых клеток и до смерти. Возрастная психология делится в свою очередь на более частные отрасли:
· Перинатальная психология;
· Детская психология (раннее детство, дошкольный возраст);
· Психология младшего школьника;
· Психология подростка;
· Психология юности (ранней юности, поздней юности);
· Психология зрелого возраста (раннего зрелого возраста, позднего зрелого возраста);
· Психология старости (поздней зрелости)
Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.
Для возрастной психологии весьма существенны дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства индивида.
Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по хронологическому возрасту.
Задачи возрастной психологии:
1) Научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций.
2) Определение эталонов зрелости индивида, личности.
3) Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни.
К числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.
Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.
Кроме того, как и любая другая наука, психология развития выполняет функции описания, объяснения, прогноза и коррекции.
Описание развития предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте. К сожалению, очень многое в психологии развития находится именно на уровне описания.
Объяснение развития предполагает выявление причин, факторов и условий, повлекших за собой наступившие изменения в поведении и переживании. В основе объяснения лежит механизм причинно следственной связи. Объяснение отвечает на вопрос почему это произошло?, раскрывая причины уже имеющегося следствия, и определяет факторы, его (следствие) вызвавшие.
Прогноз отвечает на вопрос «к чему это приведет?», указывая на следствия, вытекающие из данной причины. Прогноз развития всегда имеет гипотетический характер.
Коррекция развития есть управление им через изменение возможных причин. И поскольку развитие есть ветвящийся процесс, имеющий узлы качественных и линии количественных изменений, постольку возможности коррекции теоретически не ограничены.
Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения возрастной динамики психики как объекта научного познания. К ним относятся: онтологический, хронологический, структурно-динамический и каузальный.
С онтологической позиции объект возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека.
Хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека.
Хронологический подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики и своеобразие его временной структуры.
Возрастная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность и направленность.
При структурно динамическом подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляются преемственность и качественные преобразования в развитии психики.
Каузальный подход предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие движущих сил и условий индивидуальной эволюции человека.
1. Возрастная психология делает акцент на возрастных особенностях психики.
2. Психология развития (изучает сам процесс психического развития).
Составляющими предмета возрастной психологии являются изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различными. Среди них:
- количественные - увеличиваются словарный запас, объем памяти;
- эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно;
- качественные - усложняются грамматические конструкты в речи (от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию);
- революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;
- ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении.
Понятие возраста определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.
Возраст, или возрастной период, - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Психологический возраст (Л. С. Bыгoтcкuй) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
В общей психологии исследуются психические функции восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах.
В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и так далее, а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.
Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний.
Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология - с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя.
Кроме наук психологического цикла, возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое возрастная психология?
2. От чего зависит продолжительность детства?
3. Дайте определение категории «развитие».
4. Что такое возраст?
5. В чем отличие возраста хронологического от возраста психологического?
6. Назовите круг задач возрастной психологии.