Возрастные особенности детей

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

В ПЕРИОД ДЕТСТВА

Методическое пособие

Екатеринбург

Возрастные особенности детей в период детства. Методическое пособие / Сост. Толстикова О.В. – Екатеринбург: ИРРО. – 2014. – 58с.

Методическое пособие направлено на создание комплекса методических условий для развития представлений, осознания слушателями дополнительных профессиональных программ закономерностей, возрастных особенностей развития детей периода детства: младенческого, раннего, дошкольного, младшего школьного возраста, концептуальных моделей развития субъектности человека в процессе сравнительного анализа периодизаций возрастного развития; создание комплекса условий для формирования у педагога умения проектировать образовательный процесс с учетом возрастных характеристик детей.

Пособие направлено на актуализацию самостоятельной работы слушателей, систематизацию знаний об общих закономерностях развития ребенка в раннем, дошкольном, младшем школьном возраста, особенностях становления и развития детских деятельностей в раннем, дошкольном возраста; основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

В пособии представлены ключевые понятия каждого возрастного периоды развития ребенка, задания для самостоятельной работы слушателей, а также тестовые задания для самопроверки, направленные на проявление и развитие у слушателей профессиональных компетенций.

Методическое пособие предназначено для слушателей семинаров, дополнительной профессиональной программы «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответсвии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», воспитателей, специалистов образовательных учреждений (групп), реализующих основную общеобразовательную программу – образовательную программы дошкольного образования и может быть использовано для изучения, как под руководством научного куратора образовательной программы, так и самостоятельно.

©Институт развития образования

Содержание

Пояснительная записка 4

1. Возрастная психология как наука 6

2. Динамика психического развития ребенка 10

3. Характеристика основных сензитивных периодов в развитии

детей от 0 до 6 лет 12

4. Стратегии исследования и методы возрастной психологии 19

Концепции возрастного развития 23

6. Новорожденность. Младенческий возраст 32

7. Особенности развития ребенка в раннем детстве 39

8. Возрастная характеристика дошкольного возраста 43

9. Общая характеристика младшего школьного возраста 50

Литература 58

Пояснительная записка

Психологические знания занимают центральное место в структуре профессиональной подготовки студентов профессионально-педагогических образовательных учреждений. Обучение и воспитание подрастающего поколения невозможно без понимания педагогом закономерностей психического развития, возрастной динамики психических процессов, без учета индивидуальных особенностей детей в построении учебно-воспитательного процесса.

Данное методическое пособие представляет собой краткий практико-теоретический курс по вопросам возрастной психологии, перечень заданий для самостоятельной работы, саморазвития педагогов, задания для самопроверки, список литературы. Методическое пособие составлено в соответствии с учебно-тематическим планом образовательной программы «Психолого-педагогические условия развития образования периода детства» авторов Толстиковой, О.В., Гатченко Т.Г., и др. которая рассчитана на 120 часов.

Целью методического пособия «Возрастные особенности развития детей в период детства» является создание условий для обеспечения осознания слушателями образовательной программы закономерностей развития психических процессов, психических состояний и свойств, характеризующих онтогенетическое развитие ребенка в период детства и формирование умения учитывать эти закономерности при организации образовательного процесса.

Педагогам предлагается осваивать материал (самостоятельно, под руководством), выполнять задания для самостоятельной работы по каждому разделу и осуществлять самоконтроль с помощью предложенных заданий. Последовательное изучение отдельных разделов позволит педагогам целостно систематизировано освоить содержание, сформировать и развить ключевые профессиональные компетенции.

В пособии предлагается краткое теоретическое содержание, основанное на обобщении работ Мухиной В.С, Шаповаленко И.В, Туревской Е.И., Обуховой Л.Ф., Минюрова С.А..

В пособии реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным.

В результате изучения предлагаемого материала педагог будет обладать следующими компетенциями, выраженными в качественных составляющих образованности и профессиональной деятельности:

Предметно-информационная:

- знание влияния профессиональных коммуникаций на психологический климат в коллективе детей разных возрастов;

- знание в области диагностики особенностей возрастного развития ребенка;

- знание педагогических понятий, определений.

Деятельностно-коммуникативная:

- владение методами самопознания, самонаблюдения, самоорганизации;

- умение ориентироваться в профессионально-информационном поле;

- умение осуществлять анализ информации по возрастному развитию детей;

- умение интерпретировать информацию об основных категориях возрастной психологии, об основных механизмах развития ребенка; о закономерностях психического развития;

- умение учитывать мотивации субъектов общения, личностных особенностей детей;

- умение организовывать наблюдение за психическим развитием ребенка, выявлять особенности его проявления;

- умение проектировать воспитательно-образовательный процесс с учетом динамики возрастных изменений в развитии каждого ребенка;

- умение выявлять, классифицировать проблемы в развитии ребенка;

- умение выбирать оптимальные варианты способы разрешения проблем в развитии ребенка;

- умение определять профессиональные действия по оптимизации возрастного развития ребенка;

Ценностно-ориентационная:

- индивидуализация в проектирование образовательного процесса с учетом возрастных особенностей;

- владение навыками диагностики особенностей возрастного развития ребенка, интерпретации полученной информации об актуальном состоянии и развитии ребенка, способность принимать педагогически обоснованные решения по совершенствованию условий организации образовательного процесса.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое возрастная психология?

2. От чего зависит продолжительность детства?

3. Дайте определение категории «развитие».

4. Что такое возраст?

5. В чем отличие возраста хронологического от возраста психологического?

6. Назовите круг задач возрастной психологии.

Психоанализ З.Фрейда

Основной предмет исследования Психосексуальное развитие личности
Методы исследования Анализ клинических случаев, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, оговорок, и.т.д.
Основные понятия Уровни психики (сознание, предсознание, бессознательное). Структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), психологическая защита, психическая энергия, стадии психосексуального развития (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная), комплекс Эдипа, комплекс Электры, идентификация.
Основные идеи Развитие личности = Психосексуальное развитие. Развитие личности наиболее интенсивно в первые пять лет жизни ребенка. Стадии развития определяются последовательностью биологического созревания.
Факторы развития Внутренний (биологическое созревание, преобразование сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями)
Ценное Динамическая концепция развития, показана значимость детства, важность и долговременность родительского влияния.

Таблица 2

ТЕСТ

ИНСТРУКЦИЯ
Тест состоит из 22 заданий. На выполнение теста отводится 60 минут. Работа выполняется индивидуально, без использования дополнительных источников. Ответы вписываются в предоставленные бланки ответов. Ответы должны быть однозначно читаемы (исправления не допускаются). Задание рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Вопросы задания могут иметь несколько форм:

а) закрытые вопросы предполагают только один правильный ответ, который заносится в виде крестика под буквой, соответствующей правильному ответу;

б) в открытых формах заданий необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение;
в) в вопросах на соотнесение необходимо установить связь понятия (буквенное обозначение в левой колонке) с его особенностями, признаками, характеристиками (цифровое обозначение в правой колонке), например: А-1, Б-4 и т.д. В некоторых задания на одно понятие может приходиться несколько признаков, например: А-2, 5, Б –1, 3,4;
г) в вопросах на определение последовательности составляется буквенный ряд. В бланк ответов заносится цифра, которая указывает место данного буквенного обозначения в составленном ряду.


1. Выберите правильный вариант ответа:
Возрастная психология изучает
а) факты и закономерности развития психики человека;
б) общие законы развития и формирования психики;
в) проявления психики людей;
г) детей дошкольного и школьного возраста.

2. Выберите и вставьте правильный ответ:
… - это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.
а) наблюдение;
б) опрос;
в) тестирование;
г) эксперимент.

3. Вставьте правильный ответ:
Согласно …концепции все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо в настоящем.

4. Установите соответствие между авторами и теориями:
а) Эпигенетическая теория развития личности.
б) Учение об интеллектуальном развитии ребенка.
в) Теория развития высших психических функций.
- - -
1) Э. Эриксон.
2) Ж. Пиаже.
3) Л.С. Выготский.

5. Установите последовательность нравственного развития дошкольников:
а) правильный поступок ребенка определяется усвоенными им нормами поведения;
б) ребенок сам начинает оценивать собственное поведение в соответствии со знаемыми нормами;
в) ребенок поступает согласно указаниям взрослых;

6. Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с душой, чистой, как белая восковая доска и на ней можно написать все, что угодно.
Какой фактор он считал главным в психическом развитии ребенка?

7. Выберите правильный ответ:
Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются
а) зоной актуального развития;
б) зоной ближайшего развития;
в) зоной перспективного развития.

8. Выберите и вставьте правильный ответ:
Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции и инволюции» – это … психического развития, установленные Л.С.Выготским.
а) закономерности;
б) функции;
в) характеристики.

9. Вставьте пропущенное слово:
… - это первая социальная потребность человека.

10. Установите соответствие:
а) Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их.
б) Вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов, а также умение обследовать объект, разделить его на части, заменить одну деталь другой и представить будущий предмет в целом.
в) Деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов.
г) Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.
- - -
1) Конструирование.
2) Сюжетно-ролевая игра.
3) Труд.
4) Учебная деятельность.

10. В своей периодизации З.Фрейд прослеживает линию психосексуального развития.
Установите правильную последовательность стадий этой периодизации:
а) латентная стадия (затухание интереса к сексуальной стороне жизни);
б) фаллическая стадия (дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослому);
в) оральная стадия (формируется неудовлетворенность всем предлагаемым);
г) анальная стадия (определяющим становится принцип реальности).

11. Кто автор этой теории?
Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок –вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
13. Выберите правильный ответ:
Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают
а) условные рефлексы;
б) безусловные рефлексы;
в) слуховые анализаторы.

14. Вставьте правильный ответ:
… - простейшая первичная форма самосознания.
а) узнавание себя;
б) самооценка;
в) автономная речь.

15. Вставьте правильный ответ:
… - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

16 . Установите соответствие между видами мышления и их содержанием:
а) Ребенок решает задачи, опираясь на понятия.
б) В решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений.
в) Мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами .
- - -
1) Наглядно-действенное.
2) Наглядно-образное.
3) Словесно-логическое.

17. Установите последовательность формирования высших психических функций по Л.С. Выготскому:
а) формируются в совместной деятельности;
б) переходят во внутренний план;
в) становятся внутренними психическими процессами ребенка.

18. Какая сторона психологической готовности еще не сформирована у мальчика?
Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.

19. Выберите правильный ответ:
Кризис 7 лет – это:
а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;
б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;
в) тревожность, демонстративность, вербализм.
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.

20. Выберите и вставьте правильный ответ:
Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются учебные задачи, …, контроль, оценка.
а) учебные действия;
б) манера поведения учителя;
в) действия осознанности.

21. Вставьте правильный ответ:
В младшем школьном возрасте происходит переход от … вида мышления к абстрактно-логическому.

22. Установите соответствие:
Новообразования:
а) Возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания.
б) Развитие произвольности психических процессов и поведения, компетентность.
в) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи. Возраст:
- - -
1) младший школьный;
2) ранний возраст;
3) дошкольный.

Задания для самостоятельной работы

Заполните таблицу «Основные подходы к выделению стадий психического развития»

Таблица 6

Возраст Название стадий психического развития
З.Фрейд Э.Эриксон Ж.Пиаже Джерсилд Л.С.Выготский Д.Б.Эльконин
             

Задание для самопроверки

Прочитайте вопрос или утверждение и выберите правильный вариант ответа

1. Предметом возрастной психологии является:

а) закономерности, механизмы развития психики на протяжении онтогенеза;

б) закономерности, механизмы развития психики на протяжении жизни человека;

в) психические факты на различных возрастных этапах.

2. Основная задача метода наблюдения – это:

а) накопление фактов и расположение их во временной последовательности;

б) создание условий для стимулирования проявления исследуемого качества личности;

в) установление контакта с испытуемым.

3. Эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы – это:

а) беседа;

б) тестирование;

в) анкетирование.

4. Обозначьте факторы психического развития:

а) наследственность, среда, обучение, средства массовой информации, воспитание;

б) наследственность, среда, обучение, воспитание, активность личности;

в) наследственность, среда, активность личности.

5. Процесс взаимодействия людей, целью которого является планомерное и целенаправленное формирование у человека определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду – это:

а) обучение;

б) воспитание;

в) развитие.

6. По мнению Ж.Пиаже:

а) обучение опережает развитие;

б) обучение и развитие идет параллельно;

в) обучение подчинено развитию.

7. По мнению Л.С.Выготского:

а) обучение опережает развитие;

б) обучение и развитие идет параллельно;

в) обучение подчинено развитию.

8. Стадии аффективного развития выделяет:

а) Э.Эриксон;

б) Джерсилд;

в) Д.Б. Эльконин.

9. Идентичность – это ключевое понятие концепции…

а) Э.Эриксона;

б) Д.Б. Эльконина;

в) З.Фрейда;

г) Л.С. Выготского.

10. Чью концепцию возрастного развития называют психодинамической?

а) Э.Эриксона;

б) Д.Б.Эльконина;

в) З.Фрейда;

г) Л.С.Выготского;

11. Термин интериоризация впервые встречается в концепции…

а) Э.Эриксона;

б) Д.Б.Эльконина;

в) З.Фрейда;

д) Л.С.Выготского

12.Ведущий вид деятельности – понятие…

а) Э.Эриксона

б) Д.Б.Эльконина

в) З.Фрейда

г) Л.С.Выготского

13. На какой стадии когнитивного развития по Пиаже, дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам, оперировать математическими понятиями, достигают сохранения?

а) на сенсомоторной;

б) на дооперациональной;

в) на стадии конкретных операций;

г) на стадии формальных операций.

14. Термин Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект не укладывается в наши представления, называется:

а) ассимиляция

б) аккомодация

в) развитие схемы

15. Новорожденность – это

а) период от 0 до 1 года;

б) первый месяц жизни;

в) первая неделя от рождения.

16. Назовите состояние младенца, когда ребенок лежит практически без движения, глаза открыты, иногда закрываются, дышит ровно, часто, взгляд кажется тусклым, отсутствующим.

а) неровный сон;

б) полусон;

в) спокойное бодрствование.

17. Процесс интерпретации и осмысления сенсорной информации называют:

а) восприятие;

б) ощущение;

в) мышление.

18. Развитие предметной деятельности – важное новообразование

а) периода младенчества;

б) периода раннего детства;

в) дошкольников.

19. Такое действие, как расчесывание волос расческой можно отнести к

а) соотносящим действиям;

б) к орудийным действиям;

в) к когнитивным действиям.

20. Под автономной речью ребенка понимается

а) использование слов, которые взрослые в своей речи не используют;

б) использование иностранных слов;

в) речь понятную из контекста ситуации.

21. Кризис 3 лет – это:

а) кризис самостоятельности;

б) кризис агрессивности;

в) кризис интеллектуальный.

22. В дошкольном возрасте преобладает:

а) произвольная память;

б) непроизвольная память;

в) тритичная память.

24. Анализ побуждений, которые лежат в основе школьного поведения предполагает:

а) мотивационную готовность;

б) интеллектуальную готовность;

в) волевую готовность;

г) социально-психологическую готовность.

25. Как бы Вы определили тип отношения к школе, когда задача для ребенка имеет смысл только потому, что она предложена учителем, ребенок успешно справляется с заданием, только в присутствии взрослого?

а) предучебный;

б) псевдоучебный;

в) коммуникативный;

г) учебный.

26. Как бы Вы определили тип отношения к школе при низкой успеваемости, самостоятельности, интеллектуальной пассивности, когда ребенок выполняет только формальные требования?

а) предучебный;

б) псевдоучебный;

в) коммуникативный;

г) учебный.

27. Как бы Вы охарактеризовали тип отношения к школе, если ребенок стремиться завладеть вниманием взрослого, не хочет и не умеет работать самостоятельно?

а) предучебный;

б) псевдоучебный;

в) коммуникативный;

г) учебный.

28. Какие психологические методики диагностируют интеллектуальную готовность ребенка к школе?

а) тест Керна Йерасика;

б) МЭДИС;

в) проективные методики;

г) графический диктант.

29. Организованная система взглядов, установок, мотивов, которые составляют основу личности, определяет ее неповторимость, неизменность – это:

а) Я-концепция;

б) самооценка;

в) идентичность;

г) самосознание.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. - 1997

2. Абрамова Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. М. – 1999.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М., 1988

4. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС . - 2007.- 301с

5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М., 1992.

6. Золотнякова А.С., Любимова Е.Д. Курсовые работы по детской психологии. М. 1980

7. Золотнякова А.С., Комарова Э.С., Любимова Е.Д. Курсовые работы по детской психологии. М.- 1986

8. Крайг Г. Психология развития. Спб. - 2000

9. Минюрова С.А. Психология развития и возрастная психология/ Учеб. метод. Пособие - 2001

10. Мухина В.С. Возрастная психология. М. - 1997

11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. - 1995

12. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. Пособие. – М.: Айрис-пресс. -2007. – 208с

13. Прокина Н.Ф. Практикум по детской психологии. М. - 1985

14. Прокина Н.Ф. Практические занятия по курсу детской психологии. М. - 1975

15. Туревская Е.И. Возрастная психология. М. - 2004

16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М. - 1995

17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики. - 2005. – 349с

18. Хрестоматия по возрастной психологии. М. - 1996

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

В ПЕРИОД ДЕТСТВА

Методическое пособие

Екатеринбург

Возрастные особенности детей в период детства. Методическое пособие / Сост. Толстикова О.В. – Екатеринбург: ИРРО. – 2014. – 58с.

Методическое пособие направлено на создание комплекса методических условий для развития представлений, осознания слушателями дополнительных профессиональных программ закономерностей, возрастных особенностей развития детей периода детства: младенческого, раннего, дошкольного, младшего школьного возраста, концептуальных моделей развития субъектности человека в процессе сравнительного анализа периодизаций возрастного развития; создание комплекса условий для формирования у педагога умения проектировать образовательный процесс с учетом возрастных характеристик детей.

Пособие направлено на актуализацию самостоятельной работы слушателей, систематизацию знаний об общих закономерностях развития ребенка в раннем, дошкольном, младшем школьном возраста, особенностях становления и развития детских деятельностей в раннем, дошкольном возраста; основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

В пособии представлены ключевые понятия каждого возрастного периоды развития ребенка, задания для самостоятельной работы слушателей, а также тестовые задания для самопроверки, направленные на проявление и развитие у слушателей профессиональных компетенций.

Методическое пособие предназначено для слушателей семинаров, дополнительной профессиональной программы «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответсвии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», воспитателей, специалистов образовательных учреждений (групп), реализующих основную общеобразовательную программу – образовательную программы дошкольного образования и может быть использовано для изучения, как под руководством научного куратора образовательной программы, так и самостоятельно.

©Институт развития образования

Содержание

Пояснительная записка 4

1. Возрастная психология как наука 6

2. Динамика психического развития ребенка 10

3. Характеристика основных сензитивных периодов в развитии

детей от 0 до 6 лет 12

4. Стратегии исследования и методы возрастной психологии 19

Наши рекомендации