Противоречия могут разрешаться во времени, пространстве (в т.ч. структуре), в воздействиях.

Разрешение противоречий во времени

"В интервал времени Т1 рассматриваемая система обладает свойством "А", а в интервал времени Т2 — свойством "неА".

Пример: Противоречие: Сумчатой кунице "сумка" нужна, чтобы носить в ней детенышей, и не нужна, чтобы не мешала, когда детеныши подросли. Разрешение противоречия: Пока не настало сумчатой кунице время рожать, сумки у нее нет. Когда приближается пора размножения, у нее отрастает сумка, емкостью в шесть детенышей. (Пример предоставлен Гафитулиным Т.М.)

Разрешение противоречий в пространстве/структуре

"Одна часть системы (или система в целом) обладает свойством "А", а другая часть (части) — свойством "неА".

Пример: Рыба, обитающая в южноафриканских водах, охотится за насекомыми над поверхностью воды. Однако, в этот момент она сама может стать лёгкой добычей для хищников. Противоречие: Глаз рыбы должен быть приспособлен для воздушной среды, чтобы хорошо видеть добычу — насекомых, и глаз должен быть приспособлен для воды, чтобы видеть хищников. Разрешение противоречия: Рыба-четырехглазка имеет в каждом глазу по два зрачка. Она выставляет половину своего глаза наружу и смотрит, что над поверхностью, а нижняя в это время наблюдает, что делается над водой. К тому же сетчатка глаза разделена на две части — рыба видит не раздельную картинку, а общую. (Задача предоставлена Бухваловым В.А., Мурашковским Ю.С.).

Разрешение противоречий в воздействии

"При Воздействии-1 система обладает свойством "А", а при Воздействии-2 — свойством "не А".

Пример: Геологи, ведущие исследования на Аляске, жаловались на лис, которые перегрызали кабели, идущие от измерительных приборов. Противоречие: Лисы не должны грызть провода, т.к. этим наносят ущерб людям, и лисы грызут провода. Разрешение противоречия: В оболочку проводов вводится кайенский перец, самый жгучий из известных сортов. И нападения лис сразу же прекращаются. (Пример предоставлен Клеймихиной Т.В.)

Обсуждение.

- Теперь, я полагаю, задачу с утюгом решить будет элементарно? Ваши предложения?

Задача с утюгом (продолжение):

Необходимо было разрешить полученное противоречие. Для этого можно разделить требования во времени. То есть, утюг включен, когда им гладят. И утюг выключен, когда им не гладят. Инженер предложил встроить в схему утюга реле времени, которое через 10 минут после включения утюга насильно выключает его, и простейший датчик, который снова запускает реле времени при любой встряске утюга. Здесь был использован метод «введения обратной связи». И пусть вся эта схема сейчас уже для нас, привыкших к подобным утюгам, выглядит немного смешно и банально. Для того времени, когда решалась эта задача, она была, безусловно, изобретательской и простейшее решение, предложенное инженерами – новшеством.

Решение

Теперь, определив основное противоречие, мы должны придумать, как его разрешить.Как мы уже говорили, сам Альтшуллер для преодоления противоречия и решения задачи предлагает воспользоваться всеми данными в системе ресурсами.

Понятие ресурсов.

В основе красивых и эффективных решений лежат Ресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система — "контекст", в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс.

Какие бывают ресурсы.Принято классифицировать ресурсы следующим образом:

· Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.).

· Информационные (каналы и носители информации).

· Ресурсы времени.

· Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.).

· Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.).

· Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание) и т.д.

· Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).

Обсуждение.

Задача 1. ПКД:На элеватор партиями привозят зерно. Необходимо определить его качество, в том числе обнаружить, не завелась ли в зернах вредная личинка-зерноедка, пожирающая зернышко изнутри. Для обнаружения личинок брали на пробу сто зерен, раскалывали каждое из них и рассматривали под микроскопом. Это слишком медленно и недешево: несколько лаборанток днями смотрели в микроскоп. Нужна идея проще.

- Какие ресурсы Вы можете выделить здесь?

- Как Вы считаете, в каком направлении можно найти решение?

Решение. Личинка, жующая зерно, издает звуки (звук — ресурс системы). Оставалось только пододвинуть чувствительный микрофон к кучке зерна, и можно услышать в динамике скрежет челюстей вредителя.

Задача 2. Саяно-Шушенская ГЭС (Приложение № 2).

- Давайте теперь обратимся к сфере Вашей профессиональной деятельности и разберем задачу, связанную с катастрофой, произошедшей на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г (Приложение № 2).

*Зачитать условия задачи и вопрос - ПКД.

- Давайте вместе переформулируем ПКД в ПКП. Определите, решаете ли вы макси или мини-задачу.

- Найдите, пожалуйста, ИКР и основное противоречие этой задачи. Какое из направлений разрешения противоречий вы будете использовать (разрешение противоречий во времени, в пространстве, в воздействии)?

- Какие ресурсы содержит ситуация, указанная в задаче?

-Продолжая разбирать задачу, обратимся теперь к тому, как использовать эти ресурсы.

Наши рекомендации