Конфликт в коллективе. Виды конфликтов. Стратегия разрешения конфликтов.
Успешность спасательных операций во многом зависит от опыта и профессионализма спасателей, но также существуют и другие факторы, которые могут как положительно, так и негативно влиять на результат их деятельности. К таким факторам можно отнести способность спасателей конструктивно разрешать конфликтные ситуации, сплоченность и взаимопонимание в коллективе. Спасатели всегда работают в очень тесной связи друг с другом, часто - во взаимодействии с представителями других ведомств и весьма часто вступают в общение с пострадавшими. В условиях ЧС межличностные контакты отличаются значительной эмоциональной насыщенностью и напряженностью, что может способствовать возникновению конфликтов, неконструктивное развитие которых приводит к снижению результативности работы.
Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Каковы основные признаки конфликта?
Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
Конфликт - это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).
Что необходимо для возникновения конфликта? Какие основные условия возникновения конфликта?
Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.
Стороны конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Какие могут быть причины конфликтов?
Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.
Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.
Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.
Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).
Частными причинами конфликтов являются:
- нарушение служебной этики;
- нарушение трудового законодательства;
- ограниченность ресурсов;
- различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
- неудовлетворительные коммуникации.
Последствия конфликтов могут быть как конструктивными, так и деструктивными.
Деструктивные последствия конфликта:
· уменьшение стремления к сотрудничеству
· усиление личной враждебности и противодействие субъектов конфликта по отношению друг к другу
· проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам
· формирование представления о другой стороне как стороне «врага»
· уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения
Конструктивные последствия конфликта:
· поиск и выработка взаимоприемлемых решений;
· снятие враждебности в состояниях субъектов конфликта по отношению друг другу;
· эмоциональная разрядка;
· психологическое обновление отношений;
· возникновение более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.
Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Конструктивному разрешению конфликта способствуют такие особенности поведения оппонентов как:
- стремление уладить конфликт;
- нацеленность на поиск приемлемого решения;
- демонстрирует выдержку и самообладание, открытость и искренность;
- демонстрирует доброжелательное отношение к оппоненту;
- в общении лаконичен и немногословен.
Но часто оппоненты, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Следующие особенности поведения оппонентов способствуют деструктивного разрешению конфликта:
- стремление к расширению и обострению конфликта;
- постоянное принижение партнера и негативная оценка личности оппонента, приклеивание «ярлыка»;
- проявление подозрительности и недоверия к сопернику;
-нарушение этики общения.
Грамотное разрешение конфликта заключается в правильном выборе стратегии.