Информационно-разъяснительная работа
Одним из основных факторов, значительно снижающих риск возникновения негативных массовых явлений, является информационно–разъяснительная работа. Для ведения информационно–разъяснительной работы необходимо знание и понимание ситуации, понимание надежд и страхов пострадавших, учет культурных и гендерных различий.
При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений, страхов, надежд, в связи с чем, вероятность возникновения слухов возрастает.
Слух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной форме, без предоставления доказательств его достоверности. При передаче слуха подразумевается, что он представляет собой достоверную информацию, даже если рассказчик предваряет свое повествование словами «по слухам». Здесь может возникнуть вопрос о том, как же отличить слух от другой информации? Высокая степень обобщенности отличает слух от сплетни, доноса, дезинформации; привязка ко времени и среде своего возникновения — от байки, поверья; наличие свежей новости — от легенды, анекдота; неофициальность — от официальной информации. Слухи подразделяются на слух-желание, слух-пугало и агрессивные слухи. Искажение слухов при их циркуляции возможно по трем основным принципам: сглаживание, заострение и приспособление.
Для того чтобы слух возник, необходима совокупность некоторых социально – психологических особенностей. К ним относятся:
-тревожная, напряженная, трудная обстановка,содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой люди ищут пути обезопасить себя и своих близких;
- стремление предупредить наступление неприятных событий, заблаговременно к ним подготовиться и уменьшить возможный урон, если избежать его невозможно.
- наличие эмоционального заражения,подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.
-уверенность в достоверности сообщения.Не зная, откуда исходит слух, люди склонны предполагать, что информация представлена из надежных источников. Это создает иллюзию достоверности сообщения и формирует эффект ложного консенсуса, т.е. уверенности в том, что слух разделяют большинство людей.
- психологические особенности людей, предрасполагающие к восприятию слухов: высокая внушаемость большей части пострадавших, их неспособность самостоятельно и критически оценить правдоподобность и обоснованность слуха; люди чрезмерно любопытные, вечно «принюхивающиеся», прислушивающиеся к любому разговору; люди, испытывающие недовольство, фрустрацию, усталость, находящиеся в состоянии длительного ожидания.
- социально-психологические особенности групп и совместной деятельности. Слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.
Как можно рассчитать интенсивность распространения слухов? Интенсивность распространения слухов включает в себя вероятность возникновения, скорость и размах распространения, их влияние на поведение толпы и равна произведению степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенностей имеющейся информации по интересующему людей вопросу, т.е. интенсивность слуха = заинтересованность * неопределенность. Таким образом, область распространения слуха, интенсивность его распространения, длительность существования и степень доверия ему приблизительно равны значимости слуха для слушателя, если он окажется правдивым, умноженной на неопределенность слуха, особенно неопределенность его опровержения. Имейте в виду, что обычное опровержение слуха не устраняет его неопределенность, а порой даже увеличивает. Для устранения неопределенности необходимо привести объективные причины, доказывающие, почему слуху не стоит верить.
Таким образом, в качестве первого и самого эффективного средства профилактики слухов выступает определнным образом организованное информирование пострадавших. Информирование пострадавших и специалистов в ЧС должно отвечать следующим условиям:
1. Своевременное оповещение;
2. Централизованная подача информации от официального источника;
3. Оперативный обмен информацией между силами по ликвидации;
4. Дифференцированная подача информации.
Информация, доводящаяся до пострадавших должна быть дозированной (в том объеме, который необходим на данный момент), достоверной, своевременной, лаконичной, точной, периодичной.
При этом периодичность подачи информации в различных ситуациях отличается. В период ожидания известий о судьбе родственников периодичность информирования 3 - 4 часа в дневное время. В ситуации медленно развивающейся ЧС первые дни 2-3 раза в день, с третьего-четвертого дня 1-2 раза в день. Информатором может быть уполномоченное лицо (администрация, духовенство, авторитетный родственник пострадавших, врачи, представители силовых структур и др.).
Для эффективной информационно-разъяснительной работы необходимо использовать и специальные приемы профилактики и опровержения слухов. При этом, необходимо учитывать какие чувства отражают слухи, на какую социальную группу направлен тот или иной слух, каковы виды и содержания слухов.
Самыми распространенными приемами профилактики слухов являются следующие техники:
- «Прививка от слухов», направленная на наиболее вероятные объекты-мишени.Первоначальное представление аудитории малой порции информации о событии, «переваривание» ее людьми, выработку ими определенной позиции принятия или непринятия с последующим предъявлением основного массива информации.
- Оперативное информирование «группы риска» по темам возможной дезинформации, т.е. превентивные опровергающие действия; завоевание доверия аудитории официальными источниками информации («первичность сообщения», «авторитетный коммуникатор» и др.);
-Обеспечение доступности информации;
- повышение авторитета руководителей и доверия к ним.
Своевременное использование вышеперечисленных приемов может остановить возникновение и распространение слухов.
Динамика распространения слухов такова, что через несколько часов после возникновения слуха в ЧС необходимо применять приемы по пресечению слухов, к которым относятся:
- игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной демонстрацией опровергающих фактов. Этот прием эффективен, если незначительная часть пострадавших охвачена этим слухом;
- активное разоблачение слухов с использованием технологий «Контраргументация». Этот прием нежелательно использовать в том случае, если слух стал только распространяться. Если же слух распространился среди значительной части пострадавших, то его использование может быть эффективным;
- «Таблица слухов» оформляется таким образом, чтобы в ней в одной колонке были перечислены «бродившие» некоторое время слухи, а в другой — реально наступившие события. Такая таблица может публиковаться в СМИ и отражаться в настенной информации.
- «Клиника слухов» - это сбор будоражащих общественное мнение слухов, их обсуждение с группой пострадавших.