Как формулировать противоречие.
1. "Данная часть системы должна обладать свойством "A", чтобы выполнять нужную функцию, — и свойством "не A", чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям".
2. "Должно выполняться действие "А", чтобы задача была решена, — и должно выполняться (выполняется) действие "не А", потому что такова реальность".
Разрешение противоречий.
Противоречия могут разрешаться во времени, пространстве (в т.ч. структуре), в воздействиях.
1. Разрешение противоречий во времени."В интервал времени Т1 рассматриваемая система обладает свойством "А", а в интервал времени Т2 — свойством "неА".
2. Разрешение противоречий в пространстве/структуре."Одна часть системы (или система в целом) обладает свойством "А", а другая часть (части) — свойством "неА".
3. Разрешение противоречий в воздействии."При Воздействии-1 система обладает свойством "А", а при Воздействии-2 — свойством "не А".
Но эти приёмы показывают лишь общее направление и область, где могут быть сильные решения. Конкретный же вариант решения они не выдают. Эта работа остаётся за человеком.
Решение задачи.
Ресурсы.
Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) — это ресурсы, которые можно использовать при решении задач или развитии системы. Использование ресурсов увеличивает идеальность системы.
Какие бывают ресурсы.Принято классифицировать ресурсы следующим образом:
· Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.).
· Информационные (каналы и носители информации).
· Ресурсы времени.
· Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.).
· Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.).
· Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание) и т.д.
· Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).
Как использовать ресурсы (последовательность действий).
1. Сформулируйте задачу.
2. Определите: какие Ресурсы нужны для решения задачи? В каких количествах?
3. Просмотрите Ресурсы. Мы рассматриваем ситуацию, данную в нашей задаче, как единую Систему, со всеми ее взаимосвязями. Таким образом, сначала мы смотрим ресурсы уже имеющиеся в Системе, потом — те, которых в самой Системе нет, но мы можем легко и дешево их получить. И лишь в последнюю очередь редкие, дорогие, "трудоемкие" ресурсы.
4. Оцените ресурс. Каков будет эффект от его использования? Каковы затраты на использование или приобретение этого ресурса?
5. Определите: каким образом применить ресурс?
Группы эвристических приемов преобразования системы:
1. Преобразование формы.
2. Преобразование структуры.
3. Преобразование пространства.
4. Преобразование во времени.
5. Преобразование движения и силы.
6. Преобразование материала и вещества.
7. Приемы дифференциации.
8. Количественные изменения
9. Использование профилактических мер
10. Использование резервов
11. Повышение технологичности
12. Преобразование по аналогии
Верификация.
На этом этапе нам необходимо убедиться, что мы рассмотрели все возможные варианты решения задачи и проверить отобранные идеи на оптимальность и жизнеспособность. Для этого нам необходимо посмотреть на решение нашей задачи под новым углом, ответив на ряд вопросов.
Итак, как мы решим нашу задачу, если:
1. Мы будем располагать неограниченным количеством времени?
2. Мы не будем располагать временем?
3. Для решения задачи будет выделено неограниченное количество денежных средств?
4. Не будет выделено денежных средств на решении проблемы?
5. Будет 5000-20000 человек для решения/реализации данной задачи?
6. Не будет людей для решения/реализации данной проблемы?
Раздел 2. Экстренная психологическая помощь.
Содержание этого раздела в значительной степени отражена в учебном пособии «Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных» под общей редакции Ю.С. Шойгу, к которому мы рекомендуем обращаться. В данном разделе приведены темы, которые не нашли или не в полной мере нашли отражение в пособии, и в тоже время могут представлять сложность при подготовке к занятиям.